Подключение асинхронного двигателя к трехфазной сети на 380 В

Асинхронный электропривод может подключаться как на 380 В, так и на 220 В. Тем не менее если есть возможность подключить машину в трехфазную сеть, то лучше это сделать, ведь мощность мотора будет на порядок выше. Как это сделать объясним ниже в статье. [caption id="attachment_3993" align="aligncenter" width="419"] Строение трехфазного двигателя[/caption]

Как устроена асинхронная машина

Основная задача любого электропривода – превратить электрическую энергию в механическую. Принцип его устройства особенно не отличается от остальных видов двигателей: 2 главных элемента – статор и ротор. Первый всегда статичен, а второй вращается во время работы двигателя.  Между ротором и статором, как правило, присутствует воздушный зазор. В каждом элементе есть сердечник, содержащий обмотки. Роторные обмотки располагаются на валу, а статорные в специальных пазах неподвижной части движка. Обмотки в пазах статора находятся на угловом расстоянии 120 градусов относительно друг друга. Большую популярность в мире снискал агрегат с короткозамкнутым типом ротора, отдаленно напоминающий колесо белки. У таких роторов есть цилиндрический каркас, куда крепится обмотка. Стержни каркаса соединяются с сердечником якоря и замкнуты накоротко с каждого торца. Несмотря на популярность «беличьего колеса», не стоит забывать и о втором типе якорей – фазных. В них концы намотки полностью изолированы. Они соединены с контактными кольцами, плотно насаженными на вал и также изолированными. Единственная разница между короткозамкнутым и фазным двигателем состоит исключительно в строении ротора. Статичный элемент в обоих моторах может не отличаться совсем. [caption id="attachment_3991" align="alignright" width="300"] Схемы подключения обмоток[/caption] Намотки могут быть соединены по двум схемам. Они называются «звездой» и «треугольником», что говорит о последовательности, по которой подсоединяются их концы. В первом случае все концы подведены к одной точке, а во втором – к концу каждой фазы последовательно подключают начало другой.

Работа двигателя

Принципиально работа асинхронного двигателя заключается во вращении магнитного поля, которое можно рассматривать как два отдельных. Чтобы они появились, нужно начать подачу тока на статорную обмотку. Со стартом вращения, поля начинают влиять на контур ротора. В нем зарождается ЭДС – электродвижущая сила. Когда ее значение превышает значение силы трения, ротор, а вместе с ним и вал, начинают работу. Скорость двигателя увеличивается из-за того, что вал как бы пытается догнать магнитное поле в статоре. Но ведь в таком случае электродвижущая сила пропадет, и поле перестанет действовать. Только поэтому скорости, с которыми вращаются вал и магнитное поле никогда не сравняются, то есть никогда не будут синхронными. Вот почему двигатель, о котором мы говорим называют асинхронным.

Режимы асинхронной машины

Существует 5 режимов, в которых может функционировать трехфазный агрегат переменного тока:
  • запуск;
  • двигатель;
  • холостой ход;
  • генератор;
  • торможение противовключением.
Каждый режим разобран ниже. Запуск. В этом режиме может работать каждый электромотор, независимо от вида. В момент запуска начинается подача электротока на обмотки, в статоре возникают магнитные поля. И когда ЭДС начинает превышать силу трения, начинается вращение ротора. Двигательный режим характерен превращением ЭДС в механическую силу (работа вала). В это время электродвигатель функционирует по своему основному назначению. Мы уже говорили об этом в первом разделе статьи. А вот особенность холостого хода в том, что во время работы в этом режиме агрегат абсолютно ничем не нагружен. В сеть он включен, но другое устройство, которое он должен приводить в работу, к нему не подключено. В генераторном режиме искусственно завышают скорость работы машины. Магнитное поле при этом вращается с меньшей частотой. В этом случае электродвижущая сила изменить вектор и агрегат из потребителя энергии превратиться в ее источник. Последний по счету, но не по важности режим – торможение противовключением. Включают его только в экстренных случаях и при авариях. Почему? Поговорим в разделе про способы торможений.

Подключение асинхронной машины к трехфазной сети

Чтобы правильно включить в трехфазную сеть асинхронный двигатель нужно придерживаться определенного порядка действий. Они приведены ниже:
  • Убедитесь, что сеть, куда вы собрались подключать двигатель, рассчитана на напряжение 380В.
  • Внимательно изучите шильд (табличка с информацией об электроприводе) на корпусе агрегата. Там должно быть следующее обозначение: Y/Δ, что значит звезда/треугольник. Ваше устройство должно быть также рассчитанным на подключение к сети 380В. Примеры разных обозначений можно найти на рисунках ниже.
[caption id="attachment_3996" align="aligncenter" width="243"] Двигатель для трехфазной сети
220В/380В (220/380, Δ / Y)[/caption] [caption id="attachment_3990" align="aligncenter" width="238"] Двигатель для трехфазной сети
(380В / 660В (Δ / Y, 380В / 660В)[/caption] [caption id="attachment_3989" align="aligncenter" width="251"] Двигатель для трехфазной сети 380В
(~ 3, Y, 380В)[/caption] [caption id="attachment_3988" align="aligncenter" width="257"] Двигатель для однофазной сети 220В
(~ 1, 220В)[/caption]
  • После проверки всех параметров сети и электропривода можно приступать к подключению движка к питающей сеть (естественно, если все характеристики соответствуют нужным условиям).
  • Сопротивление обмоток одинаковое, и чтобы асинхронный привод включился корректно, важно обеспечить одновременную подачу напряжения сети ко всем фазам.
Работа двух из трех фаз – наиболее частая причина прекращения работы электродвигателя. Такая некорректная подача электротока может произойти в двух случаях: при наличии неисправностей пускателя или из-за перекошенных фаз, когда в двух фазах сохраняется нормальное напряжение, а в третьей оно сильно понижено. Переходим к непосредственному подключению мотора. Сделать это можно двумя методами:
  • С автоматическим выключателем или, по-другому, автоматом защиты.
С помощью такого прибора легко добиться одновременной подачи напряжения на три фазы. Самой удачной серией таких автоматов можно назвать серию MS. Они имеют опцию точной настройки выключателя под рабочий электроток агрегата. Высокая чувствительность прибора позволяет отслеживать все изменения токовых значений. А в режиме запуска с автоматом машина способна работать только на пусковом токе и выключаться не будет. Остальные автовыключатели, которые не относятся к серии MS, должны превышать номинальный ток привода. Важно учесть и величину пускового тока, который всегда гораздо выше рабочего. Автоматы срабатывают, то есть выключают двигатель, исключительно во время короткого замыкания или когда его заклинило. Получить высокий уровень защиты машины и персонала, работающего с ней, просто невозможно.
  • Использовать пускатель.
Это, по сути, электромеханический контактор. Он замыкает все фазы и обмотки электромотора, которые им соответствуют. [caption id="attachment_3995" align="aligncenter" width="371"] Пускатель[/caption] Запускает контактор из-за наличия в своем строении специального электромагнита под названием соленоид. В целом, устройство пускателя не замысловатое, состоит он лишь из пяти основных частей:
  • электромагнитной катушки;
  • пружины;
  • подвижной рамы с контактами, через которые пускатель включается в сеть, питающую агрегат;
  • контакты, которые не двигаются (они подключают намотки электропривода).
При подаче питания к обмоткам, рама и контакты опускаются. Затем контакты подвижной рамы замыкаются на неподвижные. Схематическое изображения включения электродвигателя с электромагнитным пускателем приведено на рисунке ниже: Во время покупки электромагнитного пускателя очень важно обращать внимание на то, какое напряжение способна выдавать его катушка. Приобретать прибор стоит в том случае, когда он полностью соответствует нужной вам сети. Пример: напряжение сети составляет 380 вольт, значит и устройство нужно брать минимум на 380 В (а то и 660 В). Но если питающая электромотор сеть рассчитана на напряжение как 380 В, так и 220 В, катушка может быть и на 220 В.
  • Проконтролируйте, в нужную ли вам сторону крутится двигатель.
Если нужно будет изменить направление движения вала (это называется реверсом), нужно поменять две фазы местами (любые). Когда вам понадобиться сменить направление, в котором вращается вал (совершить реверс), потребуется лишь подключить одну из фаз на место другой.

Назначение частотного преобразователя 

Сильный рост распространения частотных преобразователей, начавшийся еще во времена СССР, обязывает нас упомянуть о них. Данные приборы предназначены для управления частотой вращения вала или скорости работы двигателя. Их также называют регуляторами оборотов. Частотные преобразователи для асинхронных машин не просто помогают экономить потребляемую электроэнергию (как в случаях с регулированием водоподающих насосов), а полностью брать под контроль процесс подачи материалов через насосные установки. Это дает насосам дозировочные свойства. Дозировочным насосом может стать любая подобная система, принцип работы у которой объемный. Ниже приведены некоторые важные детали работы с регулятором оборотов, о которых никогда нельзя забывать:
  • регулирование частоты не доработанного движка возможно только в разбросе +– 30% от установленной (как правило, это 50 Гц);
  • в случае увеличения частоты вращения мотора до 65 Гц и выше, обычные подшипники нужно обязательно поменять. Вместо них ставят усиленные детали. Современные приводы могут выдавать частоту даже 400 Гц, обычный подшипник не выдержит такого и просто разлетится на части;
  • уменьшение темпа работы агрегата ведет к снижению эффективности системы охлаждения (встроенного вентилятора). Обмотки перегреваются. Часто об этом не думаю во время производства машин, что приводит к поломкам;
  • если частоты работы электродвигателя низкая, требуется установка еще одного вентилятора, тогда охлаждение мотора будет происходить принудительно.
Корректная модернизация невероятно важна для электрических приводов, предназначенных для работы на низких частотах. Изображение 1, которое расположено ниже, показывает, как вместо крышки главного вентилятора установлен еще один прибор для принудительного охлаждения. С ним перегрев обмоток практически невозможен даже при чересчур низкой частоте вращения вала. [caption id="attachment_3997" align="aligncenter" width="317"] Изображение 1[/caption] Фото ниже показывает винтовые насосные системы, на них установлено дополнительное охлаждение. В основном их применяют для дозирования продукции на предприятиях пищевой промышленности. Для асинхронных электроприводов лучше всего подходят регуляторы частоты мощностью 3-4кВт. Для подключения на 380 имеет смысл покупка прибора на 4 кВт. Для промышленных машин больших мощностей использую, естественно, и высокомощные регуляторы мощностью 55 кВт и выше.

Как происходит торможение

Остановить работу асинхронного двигателя можно двумя способами:
  1. Противовключение, о котором мы уже говорили. Этот режим еще называют электромагнитным торможением. В этом способе провода обмоток, подсоединенные к сети нужно поменять местами. Выбрать можно любые провода. Произойдет реверс и вал начинает менять направление вращения, что приведет к смене направления движения магнитного поля в статоре. Движок очень быстро затормозит, из-за этого произойдет выброс огромного количества тепла, что может быть небезопасно. Поэтому его применяют в крайних случаях, например, при аварийных ситуациях.
  2. Для второго способа остановки работы, динамического, обмотку статора отключают от трехфазной сети подключают в однофазную (с 380В на 220В). Статорное магнитное поле перестанет вращаться, от чего остановиться и сам ротор.

Положительные стороны применения асинхронных движков

Существенные преимущества таких моторов перед остальными заключаются в следующих нюансах их использования:
  • При необходимости, их можно подключать к однофазной сети на 220В. Но нужно помнить, что и мощность снизить приблизительно в два раза.
  • В случае пропадания одной фазы работа продолжиться на двух оставшихся.
  • Машина выдает высокие показатели КПД при относительно невысокой стоимости.
  • Надежность.
  • Небольшие затраты на ремонт и обслуживание.
https://www.youtube.com/watch?v=YZ-NfvjgCyQ
Оцените статью
bor-obyav.ru