Как устроена асинхронная машина
Основная задача любого электропривода – превратить электрическую энергию в механическую. Принцип его устройства особенно не отличается от остальных видов двигателей: 2 главных элемента – статор и ротор. Первый всегда статичен, а второй вращается во время работы двигателя. Между ротором и статором, как правило, присутствует воздушный зазор. В каждом элементе есть сердечник, содержащий обмотки. Роторные обмотки располагаются на валу, а статорные в специальных пазах неподвижной части движка. Обмотки в пазах статора находятся на угловом расстоянии 120 градусов относительно друг друга. Большую популярность в мире снискал агрегат с короткозамкнутым типом ротора, отдаленно напоминающий колесо белки. У таких роторов есть цилиндрический каркас, куда крепится обмотка. Стержни каркаса соединяются с сердечником якоря и замкнуты накоротко с каждого торца. Несмотря на популярность «беличьего колеса», не стоит забывать и о втором типе якорей – фазных. В них концы намотки полностью изолированы. Они соединены с контактными кольцами, плотно насаженными на вал и также изолированными. Единственная разница между короткозамкнутым и фазным двигателем состоит исключительно в строении ротора. Статичный элемент в обоих моторах может не отличаться совсем. [caption id="attachment_3991" align="alignright" width="300"] Схемы подключения обмоток[/caption] Намотки могут быть соединены по двум схемам. Они называются «звездой» и «треугольником», что говорит о последовательности, по которой подсоединяются их концы. В первом случае все концы подведены к одной точке, а во втором – к концу каждой фазы последовательно подключают начало другой.Работа двигателя
Принципиально работа асинхронного двигателя заключается во вращении магнитного поля, которое можно рассматривать как два отдельных. Чтобы они появились, нужно начать подачу тока на статорную обмотку. Со стартом вращения, поля начинают влиять на контур ротора. В нем зарождается ЭДС – электродвижущая сила. Когда ее значение превышает значение силы трения, ротор, а вместе с ним и вал, начинают работу. Скорость двигателя увеличивается из-за того, что вал как бы пытается догнать магнитное поле в статоре. Но ведь в таком случае электродвижущая сила пропадет, и поле перестанет действовать. Только поэтому скорости, с которыми вращаются вал и магнитное поле никогда не сравняются, то есть никогда не будут синхронными. Вот почему двигатель, о котором мы говорим называют асинхронным.Режимы асинхронной машины
Существует 5 режимов, в которых может функционировать трехфазный агрегат переменного тока:- запуск;
- двигатель;
- холостой ход;
- генератор;
- торможение противовключением.
Подключение асинхронной машины к трехфазной сети
Чтобы правильно включить в трехфазную сеть асинхронный двигатель нужно придерживаться определенного порядка действий. Они приведены ниже:- Убедитесь, что сеть, куда вы собрались подключать двигатель, рассчитана на напряжение 380В.
- Внимательно изучите шильд (табличка с информацией об электроприводе) на корпусе агрегата. Там должно быть следующее обозначение: Y/Δ, что значит звезда/треугольник. Ваше устройство должно быть также рассчитанным на подключение к сети 380В. Примеры разных обозначений можно найти на рисунках ниже.
220В/380В (220/380, Δ / Y)[/caption] [caption id="attachment_3990" align="aligncenter" width="238"] Двигатель для трехфазной сети
(380В / 660В (Δ / Y, 380В / 660В)[/caption] [caption id="attachment_3989" align="aligncenter" width="251"] Двигатель для трехфазной сети 380В
(~ 3, Y, 380В)[/caption] [caption id="attachment_3988" align="aligncenter" width="257"] Двигатель для однофазной сети 220В
(~ 1, 220В)[/caption]
- После проверки всех параметров сети и электропривода можно приступать к подключению движка к питающей сеть (естественно, если все характеристики соответствуют нужным условиям).
- Сопротивление обмоток одинаковое, и чтобы асинхронный привод включился корректно, важно обеспечить одновременную подачу напряжения сети ко всем фазам.
- С автоматическим выключателем или, по-другому, автоматом защиты.
- Использовать пускатель.
- электромагнитной катушки;
- пружины;
- подвижной рамы с контактами, через которые пускатель включается в сеть, питающую агрегат;
- контакты, которые не двигаются (они подключают намотки электропривода).
- Проконтролируйте, в нужную ли вам сторону крутится двигатель.
Назначение частотного преобразователя
Сильный рост распространения частотных преобразователей, начавшийся еще во времена СССР, обязывает нас упомянуть о них. Данные приборы предназначены для управления частотой вращения вала или скорости работы двигателя. Их также называют регуляторами оборотов. Частотные преобразователи для асинхронных машин не просто помогают экономить потребляемую электроэнергию (как в случаях с регулированием водоподающих насосов), а полностью брать под контроль процесс подачи материалов через насосные установки. Это дает насосам дозировочные свойства. Дозировочным насосом может стать любая подобная система, принцип работы у которой объемный. Ниже приведены некоторые важные детали работы с регулятором оборотов, о которых никогда нельзя забывать:- регулирование частоты не доработанного движка возможно только в разбросе +– 30% от установленной (как правило, это 50 Гц);
- в случае увеличения частоты вращения мотора до 65 Гц и выше, обычные подшипники нужно обязательно поменять. Вместо них ставят усиленные детали. Современные приводы могут выдавать частоту даже 400 Гц, обычный подшипник не выдержит такого и просто разлетится на части;
- уменьшение темпа работы агрегата ведет к снижению эффективности системы охлаждения (встроенного вентилятора). Обмотки перегреваются. Часто об этом не думаю во время производства машин, что приводит к поломкам;
- если частоты работы электродвигателя низкая, требуется установка еще одного вентилятора, тогда охлаждение мотора будет происходить принудительно.
Как происходит торможение
Остановить работу асинхронного двигателя можно двумя способами:- Противовключение, о котором мы уже говорили. Этот режим еще называют электромагнитным торможением. В этом способе провода обмоток, подсоединенные к сети нужно поменять местами. Выбрать можно любые провода. Произойдет реверс и вал начинает менять направление вращения, что приведет к смене направления движения магнитного поля в статоре. Движок очень быстро затормозит, из-за этого произойдет выброс огромного количества тепла, что может быть небезопасно. Поэтому его применяют в крайних случаях, например, при аварийных ситуациях.
- Для второго способа остановки работы, динамического, обмотку статора отключают от трехфазной сети подключают в однофазную (с 380В на 220В). Статорное магнитное поле перестанет вращаться, от чего остановиться и сам ротор.
Положительные стороны применения асинхронных движков
Существенные преимущества таких моторов перед остальными заключаются в следующих нюансах их использования:- При необходимости, их можно подключать к однофазной сети на 220В. Но нужно помнить, что и мощность снизить приблизительно в два раза.
- В случае пропадания одной фазы работа продолжиться на двух оставшихся.
- Машина выдает высокие показатели КПД при относительно невысокой стоимости.
- Надежность.
- Небольшие затраты на ремонт и обслуживание.