Электродвигатель
Если вы увлекаетесь техникой, то наша статья будет интересна к ознакомлению. В ней мы объясним читателям принцип работы электродвигателей и сложную систему их классификации. Из материала можно будет узнать, какими бывают виды электродвигателей, где наиболее часто они используются и почему эти устройства так популярны.
Виды и особенности электродвигателей
Наш материал будет посвящен электроприводу — одному из самых старых устройств, разработка которого началась еще в середине XIX столетия. Впрочем, несмотря на прошедшие века, эти устройства вполне комфортно чувствуют себя и в первой четверти 21 века. Электрические двигатели популярны, востребованы, а их мощностные спецификации совершенствуются. Мы не будем рассказывать о том, как сделать электродвигатель, но давайте узнаем, как устроены электромоторы, какими они бывают и как их подобрать, по каким техническим спецификациям их классифицируют и где они нашли применение.
Устройство и принцип работы электродвигателя
Электрический двигатель — изделие, которое преобразует электроэнергию в механическую. Достигается это при помощи работы внутренних механизмов электромотора. Необходимо отметить, что движок — это главная деталь привода.
Есть определенные рабочие режимы электрического привода, когда мотор выполняет функцию преобразователя электроэнергии (другими словами — выступает в роли электрогенератора).
В зависимости от спецификаций механики движения, выделяют различные виды электродвигателей. Среди них:
- вращающиеся;
- линейные и другие типы.
Подробно вопросы классификации мы рассмотрим в соответствующем разделе, но внесем одну ясность — зачастую под понятием “электрический двигатель” рассматриваются именно вращающиеся модели, получившие наибольшее распространение и, как следствие, применения в самых разных сферах, отраслях.
По виду создаваемого механического движения модели бывают вращающиеся, линейные и т.д. Под электроприводами очень часто подразумевают именно вращающиеся, так как они получили самое большое распространение и, как следствие, применение, чем другие виды двигателей.
Из чего состоит электродвигатель
Что понять, как работает электродвигатель мы должны разобраться, как устроен электродвигатель, из чего он состоит, узнать плюсы и минусы изделий. Главными деталями (а мы рассматриваем именно вращающийся электромотор), обеспечивающими плавный пуск двигателя, являются:
- статор — неподвижный компонент;
- ротор — механизм, отвечающий за вращательные движения.
Эти основные элементы присущи всем моделям вне зависимости от их типа.
Чаще всего компании—производители помещают ротор внутри статора, для достижения оптимального КПД электродвигателя. Если же движок имеет противоположную состав конструкции, подразумевающей расположение подвижного компонента снаружи, то такие изделия являются асинхронными или обращенными электродвигателями с короткозамкнутым ротором.
Как работает электродвигатель
Обратимся к физике и рассмотрим принцип функционирования электропривода. Так, по закону Ампера мы имеем проводник (I). Он находится в магнитном поле, соответственно, на него оказывает действие сила (F). В том случае, если проводник (I) согнут в специальную рамку, в магнитном поле наблюдается следующая картина: на обе стороны рамки, расположенные под углом в 90 градусов, оказывают воздействие разнонаправленные силы (F), которые и создают вращательные движения.
Для обеспечения постоянного момента вращения на якорях движков устанавливают специальные витки. Что касается магнитного поля, то оно достигается за счет использование магнитов (также могут применяться электромагниты — провода, которыми обматывают сердечник) из—за чего энергия, воздействующая на рамки проводника, индуцирует электричество, что способствует высокому КПД движка.
Классификация электродвигателей
Мы подошли к самому объемному пласту информации, который должен объяснить, по какому принципу подбирают и разделяют виды двигателей. И если по специфике организации вращательного момента техники можно поделить всего на пару категорий, а именно — гистерезисные и магнитоэлектрические, то дальше не все так однозначно. Давайте разбираться вместе. Необходимо отметить, что у гистерезисных электромоторов за вращательный момент отвечает магнитный гистерезис, оказывающий действие на ротор. Такие модели не очень востребованы и их редко можно встретить на промышленных предприятиях. А вот магнитоэлектрические моторы встречаются повсеместно. Но и они имеют свою собственную классификацию, разделяясь на такие виды приводов:
- работающие от постоянного тока;
- работающие от переменного тока.
Впрочем, в современном мире существуют и универсальные движки, работающие как на постоянном, так и на переменном токах с высоким КПД электродвигателя.
Электроприводы постоянного тока
В эту категорию относятся изделия, где смена фаз происходит непосредственно в моторе. Из—за этой особенности КПД электрического движка высоко, а сами модели могут легко работать с постоянным или переменным напряжением.
Выбор электродвигателя под конкретные задачи осуществляется по специфике смены фаз в устройствах, а также присутствию обратной связи. По этим параметрам выделяют такие виды движков:
- коллекторные. Изделия могут обладать независимым возбуждением или авто—возбуждением (параллельным, последовательным, универсальным самовозбуждением). Как правило, в изделиях коллекторный узел отвечает за синхронную смену цепочек подвижной части мотора. Отметим, что данный элемент крайне труден в обслуживании мотора, а значит при неисправности будут трудности с ремонтом;
- вентильные (другая маркировка движков данного типа — бесколлекторные). В таких устройствах переключение фаз происходит с использованием специальных инверторов. Устройства имеют функцию обратной связи с применением датчика положения ротора или же обладают свойствами асинхронного электромотора (привода с короткозамкнутым ротором).
Если вы думаете, что на этом подбор видов двигателей заканчиваеются, спешим вас разуверить, это не так. Мы продолжаем обзор и переходим к следующим видам.
Электроприводы пульсирующего тока
Высокий КПД электромотора данного типа достигается за счет особенностей его питания. Происходит оно при помощи пульсирующего тока. Строение и назначение привода схоже с аналогом, работающим от постоянного напряжения. Разница лишь в том, что здесь используются шихтованные детали в остове, большее количество полюсов и наличие компенсационной обмотки. Где применяются изделия данного типа? Очень часто их можно увидеть на электровозах, оснащенных оборудованием для выпрямления переменного тока.
Электромоторы переменного тока
Как становится понятным из названия, питание в таких моделях происходит за счет переменного тока. Такие устройства могут быть как синхронными, так и асинхронными (для примера — движки с короткозамкнутым ротором). И, если в первой категории гармоника силы магнитного поля статора соответствует скорости вращения ротора, то в электромоторах, где используется короткозамкнутый ротор, зачастую, движения магнитного поля более частые. Рассмотрим обе эти категории двигателей детальнее.
Синхронные электроприводы могут иметь:
- обмотки возбуждения. Большие мощности — вот где применяются двигатели с такими конструкционными особенностями;
- постоянные магниты;
- реактивный, шаговый, гистерезисный, универсальный и другие виды движков.
Есть модели, где используется дискретное угловое перемещение ротора. Это, так называемые, шаговые приводы. В устройствах расположение ротора может быть зафиксировано подачей энергии на определенные обмотки. Смена положений происходит путем сброса напряжения с одних обмоток и перенос энергии на другие.
Дополнительно можно выделить еще один тип синхронных приводов — вентильный реактивный электромотор. В таком изделии питание обмоток происходит с использованием специальных полупроводниковых элементов.
Что до асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором, то он питается от переменного источника питания и в нем априори различны частоты магнитного поля статора и ротора. Именно такие электромоторы являются самыми популярными и востребованными на сегодняшний день. Модельный ряд изделий, различающихся конструкционными особенностями и КПД электромотора включает такие устройства:
- однофазные. Запуск привода осуществляется в ручном режиме. В изделиях используется пусковая обмотка, фазосдвигающая цепочка или полюса с дополнительным экранированием;
- двухфазные (к данной категории относятся и конденсаторные приводы);
- трёхфазные и многофазные изделия.
А мы продолжаем рассматривать другие, менее распространенные виды движков.
Коллекторный движок универсального типа
Устройство способно работать как на постоянном, так и переменном источниках питания. Производится привод только с последовательной обмоткой возбуждения из расчета мощности до 200 Вт. Статор изготавливается из отдельных пластин, в конструкции используется специальной электротехническая сталь.
Обмотка возбуждения начинает работу только частично при наличии переменного источника напряжения и работает в полную меру при постоянном. Где применяются модели данного типа: очень часто их можно встретить в бытовой технике или же электрических инструментах. Минусы у модели есть — КПД электрического двигателя невысокий, но его с избытком хватает для решения технических задач, так что вряд ли это можно считать полноценным недостатком.
Синхронный электропривод возвратно—поступательного движения
Принцип действия электрического двигателя следующий: ротор выполнен в виде магнитов, которые установлены на штоке. Переменный ток проходит через неподвижные обмотки и, вследствие данной процедуры, на магниты воздействует сила магнитного поля, производимой обмотками, что позволяет перемещать шток возвратно—поступательными движениями.
Области применения электродвигателей
На сегодняшний день электроприводы — это главные потребители энергетики. Практически половина всей потребляемой энергии в мире приходится на самые разнообразные модели электромоторов. Электроприводы крайне востребованы во всех сферах нашей жизни, в промышленных отраслях и бытовом использовании. Давайте рассмотрим, где применяются электромоторы:
- промышленная отрасль: шлифовальное, металлообрабатывающее, деревообрабатывающее насосное, конвейерное, компрессорное оборудование, вентиляторы, производство автомобилей и другой техники;
- сфера строительства строительство: устройства выступают компонентами лебедок, талей, кранов и прочего подъемно—транспортного оборудования, используются в лифтовых системах, узлах отопления, вентилирования и кондиционирования воздуха (функционируют за счет крыльчатки электрического двигателя);
- бытовая техника: холодильники, пылесосы, комплектующие для ПК и ноутбуков (HDD—диски, кулеры), системы климат—контроля и кондиционеры, стиральные машины, миксеры и т.д.
Как видим, эксплуатация электроприводов распространена повсеместно.
Преимущества электроприводов
В завершение хотелось бы отметить главные достоинства двигателей, обеспечившие им такую популярность. Среди них:
- простота конструкции;
- высокая ремонтопригодность;
- большой выбор устройств с различной мощностью под любое оборудование, разные технические и бытовые задачи;
- простота и удобство регулировки скорости вращения вала движка;
- возможность автоматического управления устройствами;
- быстродействие моторов;
- постоянная готовность к старту;
- возможность применения реверсивного (обратного) вращения;
- для монтажа и техосмотра устройств не обязательны дорогостоящие услуги квалифицированных специалистов;
- долгий срок эксплуатации;
- высокий КПД;
- устройства являются экологически чистым продуктом — они не загрязняют окружающую среду и не вредят здоровью человека.
Но главное преимущество электрического привода перед всеми прочими — его действия можно контролировать и регулировать на большом расстоянии от источника энергии и от устройства включения—выключения. Электромотор не создает такого шума и не несет прямой опасности для рабочих, как механические аналоги.