Особенности частотного преобразователя для однофазного двигателя на 220 вольт

С широкого ассортимента преобразователей частоты довольно трудно выбрать модель, не только подходящую по параметрам, но еще и надежную. В статье мы расскажем обо всех особенностях таких устройств управления и их технической составляющей.  [caption id="attachment_3795" align="aligncenter" width="391"]Однофазный преобразователь Однофазный преобразователь[/caption]  

Сегодня даже одни из самых простых компонентов автоматизации, такие как однофазные электрические двигатели, требуют внедрения решений управления. Потребность возникает даже в бытовой сфере, где кроме автоматического регулирования, частотные преобразователи обеспечивают также и безопасность.    Реализовано несколько вариантов частотного преобразования и аналогичного управления, которые реализуются на однофазных силовых агрегатах. Совместимы приборы с конденсаторами, с помощью которых удается запускать мотор в режиме энергосбережения.  

Особенности мотора 

Электрический двигатель на 220в с одной фазой работает посредством магнитного поля, которое исходит от статорного поля, которое постоянно вращается. Разница в частотах оборотов этих магнитных полей и способствует образованию момента вращения. Именно данная особенность и лежит в основе регулировки скорости вращений ротора однофазных асинхронных двигателей, при помощи частотного преобразователя.  Несмотря на то, что некоторые эксперты в данной отрасли считают такие моторы двухфазными, рабочая обмотка у агрегата всего одна. Вторая же обмотка считается пусковой и располагается относительно главной под прямым углом. Стартовая обмотка размещается на пазах двигателя, общее количество которых не превышает 1/3 всех пазов, тогда как основная крепится за 23 статорных паза. Ротор такого мотора является вращающимся и короткозамкнутым, установленным в неподвижном магнитном поле опять - таки статора.  
[caption id="attachment_3794" align="aligncenter" width="499"]Принцип работы асинхронного двигателя Принцип работы асинхронного двигателя[/caption] Далее мы рассмотрим «частотники», которые можно купить в магазине и те, которые можно сконструировать самостоятельно. Давайте же начнем с последних. 

  Преобразователь своими руками 

  Чаще всего на просторах интернета можно встретить самодельные преобразователи для однофазных двигателей, обеспечивающие скалярное управление. В большинстве примеров используются однофазные конденсаторные электродвигатели, которые являются самыми распространенными в бытовой сфере. Их можно встретить в маломощных станках, моторчиках для вентиляторов, часов и многого другого. Они отличаются простотой работы и настраивания.   Схема реализации требует наличия обмотки стартера, которая отвечает за наведение электрической движущей силы в короткозамкнутом роторе. Под воздействием смещения по фазе запускает рабочая обмотка, которая отталкивает от себя ранее намагниченный якорь, в результате чего и начинается вращение.  Как результат, необходимо две фазы, которые будут смещенными на определенный угол. В большинстве схем он равен 90 градусам, что обеспечивается стартовым конденсатором.  Когда же устройство набирает обороты, якорь получает питание через рабочую катушку и обмотку стартера можно даже полностью отключить. В качестве альтернативы, ее можно также «запитать» от конденсатора, но уже меньшей номинальной мощности. [caption id="attachment_3793" align="aligncenter" width="512"]Пример самодельного частотника Пример самодельного частотника[/caption] При самостоятельной реализации «частотника» стоит обращать внимание на такие аспекты:
  • важно учитывать скорости открытия и закрытия ключей;
  • запуск «балласта» должен осуществляться с применением диода;
  • рационально подбирать охлаждение. Важно, чтобы оно не было чересчур сильным и недостаточным.

Заводской частотный преобразователь 

Процесс создания преобразователя самостоятельно – весьма трудоемкий и при реализации может вызвать ряд трудностей. Приобрести «частотник» в магазине или на сайте производителя – одна из самых выгодных альтернатив для изготовления устройства своими руками. Далее мы опишем вкратце все особенности выбора агрегата, а сейчас рассмотрим же общие характеристики устройства.  Итак, преобразователь частоты напряжения представляет собой устройство, основное назначение которого – преобразование переменного тока или напряжения с одной частотой в показатель также переменного типа, но уже с другим уровнем частоты. С помощью такого устройства оператор системы имеет возможность снижать показатели энергопотребления и увеличивать уровень автоматизации своего оборудования. Безопасность – еще один немаловажный аспект, обеспечиваемый преобразователями, обусловливающий их использование в бытовой сфере.  Конструкция частотных преобразователей объемная, но, в то же время компактная, что позволяет устанавливать приборы без особых проблем и обеспечивать с их помощью максимум продуктивности. Основные составные части устройств:
  • транзисторы типа IGBT;
  • конденсаторы;
  • выпрямители.
Устройство обладает множеством преимуществ, среди которых ключевым является возможность регулировать параметры выходной частоты и уровней напряжения.  К преимуществам применения «частотников» относят:
  • обеспечение плавности регулирования скорости оборотов однофазного электрического двигателя. Это дает возможность отказываться от установки привычных редукторов, дросселей, вариаторов и прочих вспомогательных компонентов. Благодаря этому удается существенно оптимизировать управляемую систему, повысить надежность и снизить затраты на эксплуатацию;
  •  частотный запуск мотора обеспечивает в дальнейшем разгон, лишенный механических ударов и повышенных стартовых токов. Это в свою очередь уменьшает уровень нагрузки на двигатель и все связанные с ним передаточные детали, обеспечивает долговечность;
  • наличие встроенного ПИД-регулятора открывает новые возможности для реализации регулировочных систем для показателей скорости управляемых силовых агрегатов и всех технологических процессов, связанных с ними;
  • реализация обратной связи оборудования с преобразователем позволяет обеспечивать поддержание скорости оборотов мотора или отдельных технологических параметров на должном уровне. Поддержка имеет место при нагрузках переменного типа и при других воздействиях;
  • возможность использования «частотника» вместе с асинхронным двигателем в качестве альтернативы приводам постоянного тока;
  • использование вместе с микроконтроллерным процессором программируемого типа позволяет создавать многофункциональные управленческие системы для электрических приводов. Полученная система подходит для монтажа с целью резервирования механических устройств;
  • обеспечение энергосбережения для регулируемого частотного привода и, как следствие – устранение лишних эксплуатационных затрат;
  • увеличение защищенности работы оборудования, обеспечение долговечности работы при любых условиях.

Особенности присоединения и настройки 

Перед тем, как приступить к покупке частотного преобразователя, необходимо учитывать тот факт, что далеко не каждый прибор подходит для регулирования однофазных моторов. Это обусловливается тем, что при подключении традиционного устройства третья фаза остается неподключенной и, как это называют электрики – будет «в обрыве». Это в свою очередь вызовет ошибку в дальнейшем. Чтобы этого не было, необходимо тщательно ознакомится с сопроводительной документацией к устройству. Важно, чтобы производитель указал на возможность присоединения к двигателям, работающим с однофазной нагрузкой.    Исходя из того, что конструкция мотора с одной фазой включает конденсатор, при смене рабочих частот не получится сразу обеспечить сдвиг фаз на необходимом уровне. Также, мотор с малыми частотами (максимум 30 Гц) в процессе работы может перегреваться. Это стоит учитывать при подборе устройства, с достаточным диапазоном рабочих частот и требуемым способом охлаждения.  Когда реализуется однофазное подключение мотора, осуществить реверс посредством панели управления или с помощью настройки преобразователя невозможно. Обеспечить вращение в обратном направлении можно путем внесения изменений в схемы подключения обмоток внутри силового агрегата.  [caption id="attachment_3791" align="aligncenter" width="512"]Пример схемы однофазного частотника Пример схемы однофазного частотника[/caption]

Настройка 

Когда осуществляется настраивание устройства, необходимо учитывать ключевые технологические моменты:
  • стараться ограничивать длительность разгона и остановки для уменьшения степени нагрева частотного преобразователя и самого двигателя. Аналогичный механизм распространяется на количество циклов включения и отключения в выбранную временную единицу;
  • подобрать скалярный рабочий режим  для управления;
  • осуществить отключение контроля обрыва фаз на выходе устройства;
  • перед началом пробного запуска необходимо провести автоматическую адаптацию согласно заводской инструкции.
Стоит также учитывать то, что однофазный мотор обладает параметрами ниже, чем трехфазный с аналогичными техническими показателями. КПД является основным показателем при выборе рабочего тандема двигатель-частотный преобразователь. Для того, чтобы увеличить коэффициент полезной мощности, и уменьшить уровень нагрева, нужно пробно определить точки на вольт-частотной схеме. Можно также отсоединить стартовый конденсатор, выводы рабочей и пусковой обмоток подключаются к трехфазному преобразователю, при помощи выхода. Только после этого стоит осуществлять настройку, согласно стандартному алгоритму.   [caption id="attachment_3792" align="aligncenter" width="600"]Ротор однофазного двигателя Ротор однофазного двигателя[/caption]

Увеличение энергоэффективности 

Обеспечить эффективность при управлении однофазным двигателем при помощи ПЧ можно, следуя таким советам:
  • приобретение «частотника», полностью соответствующего рабочим параметрам мотора;
  • тип рабочего оборудования, которое будет регулироваться – ключевой показатель при подборе преобразователя. Регуляторы, разработанные, например, для вентиляционных систем, полностью соответствуют параметрам вентиляторов или кондиционеров;
  • обеспечение высокой точности характеристик регулирования, как в ручном, так и в автоматическом режиме;
  • возможность работы в режиме энергосбережения (в большинстве современных моделей такая функция реализована по умолчанию);
  • векторное управление, позволяющее автоматически настраивать регулировку двигателя;
  • стандартный PLC контроллер совмещается с приборами сбора и передачи данных, что упрощает создание более технологичных систем с однофазными моторами.
Применение ПЧ для двигателей с 1 фазой – выгодный вариант обеспечения управления. Устройства характеризуются мгновенной обратной связью, защищенностью, устойчивостью к влияниям среды. На рынке представлено множество разноплановых моделей приборов управления.  https://youtu.be/-IKzpbJ3ZDg  
Оцените статью
bor-obyav.ru