Как проверить трехфазный двигатель: классификация и применение мультиметров, возможные неисправности

Иногда внешнего осмотра недостаточно для полной проверки электродвигателя. В этих случаях используется инструментарий для глубинной диагностики всех компонентов устройства на предмет нарушений в работе. Любое механическое устройство нуждается в периодической проверке, которая позволяет избежать непредвиденных поломок и, как следствие, простоя оборудования. К ним относится также асинхронный двигатель, который используется в большинстве промышленных систем. Если диагностика трехфазного двигателя не проводилась достаточно долго, поверхностной проверки или визуального осмотра может быть недостаточно. Но уже на этом этапе можно выявить некоторые дефекты – повреждения монтажных отверстий, изменение цвета внутреннего покрытия краски, грязь внутри корпуса и пр. Эти, а также многие другие признаки свидетельствуют о скорой поломке трехфазного двигателя. Первый этап диагностики – проверка механических частей электромотора.

Изучение состояния механического комплекса

Трехфазный двигатель имеет в своей конструкции механическую связку – статор и ротор. Первый представляет собой корпус, оснащенный обмотками. Ротором называется вращающаяся часть, состоящая из вала, соединенного с приводом, и якорной системы, принимающей электрическую энергию. Ротор и статор не соприкасаются; разделение обеспечивается несколькими специальными подшипниками. Зачастую двигатель на основе трехфазной технологии выходит из строя вследствие чрезмерного износа подшипников. Происходит это в момент затруднения вращения ротора и увеличения коэффициента трения в подшипниках. В некоторых случаях вал может начать люфтить, что при сильном износе подшипников грозит соприкосновением ротора и статора. В производстве электрических двигателей используются разные классы подшипников, однако можно выделить два самых популярных типа – стандартные шариковые и латунные системы скольжения. Основным отличием подшипников для электродвигателей является наличие смазочных фитингов. Однако встречаются и модели без них, которые наполняются нужным объемом смазочного материала на производственной линии. Это удобно при покупке, но в случае перегрева подшипника и протечки смазки заложить новую невозможно. Чтобы проверить электрический двигатель на предмет проблем с подшипниками, прежде всего следует обесточить систему и предпринять попытку ручного вращения вала. Двигатель размещается на ровной поверхности и удерживается другой рукой. Специалист определит на слух, есть ли посторонние звуки при движении подшипников или заедание ротора. Если двигатель не изношен, вал должен вращаться без препятствий. Далее следует проверка наличия продольных колебаний. Допустимый люфт – до 3 мм. Определить наличие люфта можно перед проверкой: если мотор издает громкий шум и слишком нагревается даже при штатной нагрузке, это может говорить о нестабильности крепления вала. Иногда может нарушиться одно или несколько технологических свойств смазки. Применяемый в подшипниках солидол изначально густой, однако при перегреве деталей он может вытечь из зазора между корпусом подшипника и сепаратором. Если внутрь попали посторонние частицы, они могут затруднять прохождение подвижных элементов. Перед тем, как проверить исправность подшипников, всегда нужно предварительно отключать привод от вала. Контакт с другим устройством стабилизирует ротор, даже если в нем есть большой люфт, и диагностика не принесет результата. Поэтому вал необходимо освобождать по максимуму, чтобы он контактировал только с подшипниками.

Проверка электросистем двигателя

Устройство электромотора отличается в зависимости от его принадлежности к определенной категории этих агрегатов. Асинхронные и синхронные агрегаты имеют несколько принципиальных отличий; это актуально также для двигателей, работающих на постоянном или переменном токе. При всем этом схема функционирования остается примерно похожей: вал находится под воздействием элеткромагнитного поля, генерируемого статором. Для сборки магнитопроводов применяются сегменты, изготовленные из специального сорта стали и надежно закрепляемые на якоре. Такой способ монтажа исключает вероятность поломки магнитопровода и полную работоспособность двигателя даже в режиме повышенной нагрузки или агрессивных условиях эксплуатации (высокая температура, влажность и пр.)

Щеточный узел

Щетки применяются в коллекторных двигателях для передачи тока на вращающийся ротор. Поэтому необходимо проверять их состояние и степень износа, так как вследствие повышенного истирания щеток пропадает контакт и двигатель останавливается. Щетки не должны подвергаться загрязнению и смещаться от коллектора, так как это тоже приведет к снижению коммутации и падению выходных показателей электродвигателя. Если это уже произошло, в большинстве случаев достаточно устранить графитовую стружку из промежутков между пластинами; попадание туда продуктов износа негативно влияет на уровень изоляции пластин. Обеспечение прижатия щеточного массива к пластинам зависит от состояния пружин. По мере износа щеток пружина разжимается, чтобы поддерживать контакт и низкое переходное сопротивление. Чрезмерный износ щеток приводит к ослаблению давления в пружине, которая продолжает раздвигаться. Когда усилие в пружине критически снижено, щетки могут терять контакт с коллектором и провоцировать искрение в двигателе. Проверка щеток заключается в оценке степени их износа и наличие загрязнения, а также диагностике пружин. Если двигатель начал искрить, нужно будет заменить пружины и дополнительно очистить щетки с помощью проспиртованной ветоши с последующей зачисткой наждачной бумагой мелкой фракции. В случае попадания грязи между пластинами ее следует устранить. Поврежденный коллектор требует шлифовки и полировки; определить данную потребность можно по наличию прогоревших участков или механических повреждений.

Пусковой конденсатор

Для диагностики конденсаторов используется омметр стандартного диапазона либо тестер. Специалист соединяет оба щупа с выводами конденсатора: уровень сопротивления должен быть изначально низким и постепенно нарастать. Это явление обусловлено процессом заряда конденсатора от элемента питания диагностического устройства через щупы. Неисправный конденсатор в процессе проверки может остаться короткозамкнутым. Также о его выходе из строя будет свидетельствовать отсутствие роста сопротивления.

Диагностика обмоток

Обмотка – это проволочная конструкция, собранная по определенной технологии. Благодаря обмоткам электродвигатель приводится в действие, преобразовывая напряжение возбуждения в крутящий момент. Нарушение их работы влечет за собой снижение производительности мотора. Ввиду своей простой конструкции обмотки практически не выходят из строя, однако будучи наэлектризованной, она является высоконагруженным компонентом и также может износиться. К поломке обмотки могут привести некоторые факторы:
  • нарушение контактов;
  • неоднородность материала (как правило, заводской брак в дешевых аналогах оригинальных моделей);
  • смещение формы обмотки;
  • повреждение изоляционного лака.
Если один или несколько критериев исправного состояния обмоток нарушается, протекающее через обмотку напряжение переходит в другие условия и соответственно изменяет свои характеристики. Это может привести к снижению КПД электродвигателя либо его полной остановке в зависимости от степени повреждений. Перед тем, как прозвонить мультиметром обмотку двигателя, ее нужно лишить энергоснабжения и отключить от цепи. Типовая конструкция обмоток трехфазного мотора подразумевает вывод концов на клеммные колодки. Выходные точки обычно промаркированы как начало и конец конкретной обмотки. Иногда система обозначений меняется, а концы обмотки находятся внутри корпуса; для их извлечения может потребоваться частичная разборка всего агрегата. Трехфазные электродвигатели, как правило, собираются на основе обмоток с равным уровнем сопротивления. Перед тем, как прозвонить трехфазный мотор на предмет поломки обмоток, следует изучить спецификации данных узлов. Первым признаком проблем с техническим состоянием будет разница в сопротивлениях.

Общая характеристика неисправностей обмоток

Визуальная диагностика состояния обмоток обычно невозможна, так как они расположены внутри двигателя и к ним нет прямого доступа. Поэтому перед тем, как проверить обмотку на предмет неисправностей, следует изучить типовые признаки наличия каких-либо проблем:
  • пробой изоляционного покрытия между проволокой обмотки и местом ее крепления;
  • незначительным замыканием входного и выходного витков. Это приводит к шунтированию концов обмотки и ее выведением из работы;
  • межвитковым замыканием. Так называется пробой изоляции между витками, расположенными рядом. Замкнуть может как два, так и более витков, которые в результате не попадают под воздействие идущего по обмотке электрического тока, снижая тем самым выдаваемую двигателем мощность;
  • непосредственным обрывом обмотки.
Наиболее простым видом диагностики является поиск мест обрыва. Перед тем, как прозванивать обмотку, нужно подобрать омметр с подходящим диапазоном. Если обрыв есть, прибор покажет значительный либо же бесконечный уровень сопротивления.

Поиск короткого замыкания

Если в обмотке электродвигателя возникло короткое замыкание, автоматические защитные системы немедленно прерывают энергоснабжение всей сети во избежание экстренных ситуаций. Однако даже быстрое отключение поврежденного мотора не предотвращает возникновение типовых признаков короткого замыкания – оплавленных участков обмотки, появления нагара и других явлений, спровоцированных резким повышением температуры. Чтобы понять, как проверить обмотку на предмет короткого замыкания, следует оценить масштабы последствий. Серьезный пробой обмотки обычно провоцирует обширное повреждение мотора. В других случаях можно использовать омметр, который покажет сопротивление, близкое к нулевому значению, при подключению к выводам предположительно короткозамкнутой обмотки.

Определение короткого замыкания на корпус

Для этого нужно протестировать двигатель мультиметром, настроенным на режим сопротивления. Один щуп фиксируется на корпусе мотора, а вторым щупом специалист поочередно касается каждого вывода обмоток. Если повреждения отсутствуют и мотор исправен, прибор покажет бесконечное сопротивление.

Тестирование изоляции обмоток относительно корпуса

Чтобы определить наличие пробоев изоляционных слоев относительно якоря или статора, необходимо воспользоваться специальным тестером – мегаоометром. Этот прибор предназначен для точного измерения больших уровней сопротивления. Некоторые специалисты пользуются бытовыми мультиметрами, предел замера которых – примерно 200 Мом. Эти устройства позволяют выполнить прозвон обмоток трехфазного двигателя на предмет сопротивления, однако у них есть существенный недостаток – низкое напряжение замера, которое составляет около 10В и мешает работе с высоконагруженными обмотками. Если доступа к мегаоометру нет, проверка обмоток выполняется обычным тестером. Необходимо настроить прибор на предельно доступное сопротивление, закрепить один щуп на корпусе электродвигателя (желательно сделать контакт с винтом заземления для более надежного соединения с металлом). После этого второй щуп соединяется с контактами обмоток. Перед тем, как проверить обмотки таким образом, нужно проследить за отсутствием взаимодействия щупов с руками, так как это может исказить результаты измерений. Идеалом считается максимально возможный уровень сопротивления. В зависимости от модели и срока эксплуатации электрического двигателя проверка обмоток может показывать около 100 Мом, что является нормой в данном случае. Перед тем, как прозванивать обмотки, следует изучить спецификации диагностируемого двигателя. Если проверяется коллекторный агрегат, прозвонка может показать сопротивление ниже номинального значения. Это происходит в тех случаях, когда между корпусом и щеткодержателем присутствует графитовая пыль. Очистка поможет вернуть сопротивление в приемлемое значение.

Поиск замыкания между витками

Данный тип неисправностей является трудноопределимым даже для квалифицированных механиков. Поэтому перед тем, как проверить обмотку на наличие замкнутых витков, нужно выбрать одну из доступных методик.
Омметр
Эти приборы используют постоянный ток для замеров, поэтому воспринимают только текущее сопротивление внутри тестируемого проводника. Однако индуктивная величина в обмотке обычно превышает возможности омметров за счет количества витков, поэтому эффективность такого способа достаточно низкая. Ситуацию усугубляет то, что замкнутый виток затрудняет определение конечного сопротивления. Особенно это заметно при замыкании пяти и больше витков. Другой проблемой является малая степень изменения сопротивления, которую обычный омметр зачастую игнорирует.
Измерение фазового энергопотребления
Когда в обмотке возникает замыкание витков, происходит изменение пропорций напряжения между статором и ротором и увеличивается нагрев несущего элемента. Если двигатель исправен, то данное явление отсутствует. Проверку необходимо проводить под нагрузкой и при запущенной цепи привода. Это позволит увеличить точность диагностических мероприятий.
Использование переменного тока
Стандартные методики измерения сопротивления при высокой индуктивности не всегда дают приемлемые результаты. Поэтому в таких случаях демонтируется крышка клеммной коробки и приборы для диагностики внедряются непосредственно в силовой контур двигателя. Когда предположительно неисправный двигатель обесточен, становится возможным применение понижающего трансформатора, который дополнен ампер- и вольтметром. Чтобы задать ограничение напряжения, используется специальный реостат или резисторный элемент с соответствующей функцией, диапазон которого соответствует рабочим показателям агрегата. По необходимости для обеспечения доступа к обмоткам, находящимся внутри магнитопровода, можно провести извлечение ротора из двигателя. Стоит учитывать, что в этом случае изменится баланс потоков электричества, который обычно присутствует в электромоторе. Согласно закону Ома, степень снижения напряжения на обмотке, которое будет определено в ходе замеров, покажет текущий уровень сопротивления, которое затем сравнивается с аналогичными цифрами в других обмотках. По аналогичной методике можно определить вольтамперные показатели в любой обмотке. Работа с данными проводится следующим образом: свойства тока замеряются и сводятся в таблицу, с помощью которой выполняется их сравнение. Вывод об отсутствии замыкания витков делается в случае, если нет существенного расхождения между характеристиками напряжения в различных обмотках.
Метод шарика
Суть этого диагностического способа заключается в разгоне электрополя при помощи обмоток, оставшихся в исправном состоянии, путем подачи на них энергоснабжения в виде симметричного трехфазного тока сниженной интенсивности. Как правило, для реализации метода шарика применяется связка из трех понижающих трансформаторов, каждый из которых работает с одной фазой. Необходимо производить эту операцию в течение ограниченного периода времени для предупреждения чрезмерной нагрузки. После подключения тестируемой обмотки к электросети внутрь вращающегося магнитного поля статора вводится железный шарик, обычно из подшипника, после чего специалист наблюдает за его поведением. Шарик должен равномерно двигаться по внутренней поверхности магнитопровода, что будет свидетельствовать об исправном состоянии обмотки. В противном случае место остановки шарика будет указывать на точку межвиткового замыкания. Нюанс метода шарика заключается в недопущении превышения номинальной величины напряжения в обмотках. Кроме того, необходимо обеспечить безопасность проведения операции, так как разогнанный шарик может выскочить из магнитного поля с существенной скоростью.

Полярность обмоток

В некоторых моделях электродвигателей отсутствуют обозначения начала и конца обмоток статора. Это может затруднить процесс диагностики и последующей обратной сборки агрегата. В этих случаях применяется одна из двух методик – поиск выводов вольтметром и понижающим трансформатором либо высокочувствительным амперметром при подключенном источнике слабого постоянного тока. Оба варианта подразумевают переход работы статора в режим магнитопровода с собственной обмоткой.
Амперметр и источник напряжения
Изначально предполагается, что снаружи корпуса двигателя есть шесть выходов, по два на каждую обмотку. Прежде всего необходимо разделить обмотки, для чего используется омметр и простая маркировка цифрами от 1 до 3. Стороны полярности обозначаются произвольно. Для уточнения амперметр подключается к одной из обмоток с целью определения направления тока. Минусовой вывод источника питания подсоединяется непосредственно к предполагаемому окончанию тестируемой обмотки, а плюсовой – к другому выводу. Контакт плюса с обмоткой должен быть кратковременным, после чего цепь незамедлительно размыкается. Пропущенный через первую обмотку импульс перейдет в другую, которая замкнута амперметром. При этом форма напряжения будет сохранена в первоначальном виде. В том случае, если полярность изначально была определена верно, стрелка прибора перейдет из центрального положения в крайнее правое при подключении источника энергии и в крайнее левое в момент его отсоединения. Если поведение стрелки амперметра отличается от нормального, это говорит о неверном определении полярности; следует соответствующим образом промаркировать выводы обмотки, на которую подавалось питание. Другие обмотки проверяются аналогичным образом.
Вольтметр и трансформатор понижения
Согласно этой методике, необходимо также выявить все три обмотки посредством омметра, а затем обозначить выводы. Окончания первой обмотки маркируются отдельно и подсоединяются к трансформаторной установке. Номинальное напряжение обычно равно 12 вольтам. Два вывода двух других обмоток произвольно соединяются, а два оставшихся контакта подключаются к вольтметру, после чего запускается трансформатор, через который поступает электропитание. В результате напряжение на выходе из трансформатора будет поступать в другие обмотки, не меняя своих характеристик. Это обусловлено тем, что во всех обмотках число витков является одинаковым. В ходе диагностики выполняется поочередное включение второй и третьей обмоток. Произойдет наложение векторов направления тока, а суммарное напряжение отразится в виде показателя вольтметра. Если уровни напряжения совпадут, прибор покажет 24В, а при неверном определении направления обмоток значение будет равно нулю. В случае успеха выполняется окончательная маркировка выводов и проводится контрольный замер. Вышеописанные методики являются общими алгоритмами тестирования двигателей с теоретическими средними техническими характеристиками. В зависимости от характера предполагаемой неисправности, а также конструкции, типа и назначения электромотора диагностика может проводиться иначе. Современные электроприводы зачастую имеют сложную конструкцию и длительный срок службы, вследствие чего диагностика проводится только при явной поломке устройства. Поэтому для качественной работы оборудования следует не только соблюдать график проверки и технического обслуживания электрических двигателей, но и располагать необходимым инструментарием. Прежде всего потребуется мультиметр – универсальный измеритель свойств электрического потока, предоставляющий все необходимые данные для самостоятельной первичной проверки.

Мультиметры и механические приспособления

Электроизмерительные приборы отличаются назначением, конструкцией и диапазоном тестирования. Каждый мультиметр имеет собственный спектр действия; его использование в других условиях, не заложенных производителем, может исказить результаты проверки. Мультиметр стандартной конструкции позволяет измерить величину напряжения постоянного или переменного тока, а также определить уровень активного сопротивления в одной конкретной электроцепи. Усовершенствованные разновидности из более высокого ценового сегмента располагают дополнительными функциями, такими как вычисление емкости конденсаторных элементов и выявление повреждений внутри цепей, для чего делается их прозвон.

Погрешность и интерпретация показателей

Обычно мультиметры программируются на работу с метрической системой отображения. Также при выборе прибора стоит обратить внимание на его разрядность – способность отобразить точное число до определенного знака. На экране может поместиться ограниченное число полных и неполных разрядов. Обозначение разрядности осуществляется следующим образом: если мультиметр имеет маркировку 5,5, это значит, что отображение на дисплее выполняется до пяти полных разрядов и одного неполного. Существует прямая взаимосвязь между разрядностью и погрешностью. В самых простых разновидностях мультиметров погрешность равна примерно 10%. Это актуально для моделей с разрядностью 2,5. Более точные приборы (например, 3,5 и 4,5) имеют погрешность 1 и 0,1% соответственно. Согласно общей статистике, погрешность для разрядов выше пяти равна 0,01 и меньше. Для профессиональной деятельности чаще всего используются прецизионные мультиметры с разрядностью 8,% и выше. Однако здесь погрешность напрямую зависит не от разрядности, а от определенного поддиапазона и свойств тестируемого показателя.

Распространенные типы мультиметров

В зависимости от принципа действия и конструкции данный прибор может относиться к одной из подкатегорий:
  • стационарные мультиметры оснащены внешним источником энергии либо интерфейсом для внедрения в бытовую электросеть. Эта модель разрабатывается для профессиональной деятельности, которая требует расширенного перечня доступных характеристик измерения и большого диапазона;
  • портативные модели составляют большинство на рынке мультиметров. Они используются в повседневных замерах благодаря своим небольшим размерам и собственному источнику питания (как правило, в виде простых батареек). Недостатком является увеличение погрешности по мере разрядки устройства;
  • комбинированные мультиметры объединяют в себе преимущества аналоговых и цифровых приборов, обеспечивая максимально точные измерения при высоком уровне радиопомех. Вывод показателей производится посредством электронного дисплея или стрелочной шкалы в зависимости от стоимости устройства. Перед тем, как проверить исправность агрегата, требуется подключение к мультиметру энергоснабжения.
Кроме электронного измерителя, для диагностики и ремонта потребуются гаечные ключи, молотки, пассатижи и другие инструменты для демонтажа элементов двигателя. Если мотор был серьезно поврежден, следует отдать его на проверку в лабораторных условиях. https://www.youtube.com/watch?v=llpRX7CyNWs
Оцените статью
bor-obyav.ru