В статье мы опишем все особенности такого устройства, как регулятор оборотов двигателя на 3 фазы. Прибор довольно полезен в работе, обеспечивает слаженную регулировку. Кроме приобретения в магазине, можно провести самостоятельное его конструирование. [caption id="attachment_3657" align="aligncenter" width="781"]
Контроллер скорости двигателя постоянного тока ШИМ-12-40 в 10 А[/caption]
Во многих интернет сообществах часто возникает вопрос о том, как грамотно осуществить регулировку оборотов для электрического двигателя асинхронного или другого типов. Большинство электриков рекомендуют применять традиционный симистор с реализованным фазовым управлением. Также можно применять инвертор, что обусловливается более низкой скоростью асинхронного мотора, по сравнению с синхронными модификациями (разница около 20%). Далее мы рассмотрим ключевые схемы и методики реализации трехфазного регулятора. В процессе создания такого элемента регулировки можно применять самые разные виды схем, каждая из которых обладает своими особенностями. Компоненты способны генерировать разное количество ШИМ-сигналов и имеют разные монтажные параметры. Далее мы приведем пример реализации одного из цифровых регуляторов, который является одним из самых оптимальных. Общие характеристики
В нашем примере мы используем микросхему типа MC3PHAC, которая обладает вполне мощными характеристиками, среди которых – возможность генерирования шести ШИМ-сигналов для трехфазного электродвигателя, работающего от сетей переменного тока. Данный блок с легкостью подключается к транзисторам типов Mosfet, IGBT, посредством ключевого привода. [caption id="attachment_3658" align="aligncenter" width="685"]
Транзистор Mosfet[/caption]
Сигналы совместимы с инверторами типа IGBT и IPM, а также генерирует импульсы торможения. Схема эффективно работает автономно и в процессе эксплуатации не требует настроек, программирования и кодирования. Органы управления, реализованные посредством схемы:- потенциометр, отвечающий за ускорение, маркируется как PR1;
- устройство для регулировки показателя скорости – PR2;
- переключатель типа DIPX4 для задания частот 50/60 Герц и определения выхода на низкий и высокий активный – SW1;
- разъединитель сброса – SW2;
- запуск и остановка мотора – SW3;
- элемент, изменяющий направление вращения двигателя – SW4.
О микросхеме
Перед тем, как начать реализовывать своими руками регулятор вращений, стоит учесть все особенности платы, которая будет лежать в основе. МС3РНАС представляет собой интеллектуальный контроллер монолитной конструкции, изготовленный в полном соответствии с требованиями маломощных трехфазных систем управления. Обеспечивают точное регулирование скорости вращения. Деталь с легкостью подстраивается под рабочие параметры конкретного электродвигателя. Приспособление включает все требуемые функции, позволяющие реализовывать полный спектр управляющих функций. Набор возможностей делает микросхему отличным вариантом для приборов, в процессе работы которых необходима бесперебойная поддержка управленческих параметров моторов переменного тока. Основной функционал
[caption id="attachment_3661" align="aligncenter" width="700"]
MC3PHAC[/caption]
Итак, как мы только что указали, применение платы управления позволит осуществлять широкий перечень функций. К ним относятся такие:- регулирование скорости. Обеспечивается возможностью задания синхронной частоты двигателя в режиме реального времени. Это приемлемо для диапазона значений 1 – 128 Гц и проводится с помощью потенциометра PR2 (на схеме). Масштабируемость осуществляется с коэффициентом 25,6 Гц на 1В. Стабильность скорости обеспечивается цифровым фильтром на 24 бит;
- обеспечение ускорения и управление ним. Показатель задается также в актуальном времени, минимальный уровень – 0,5 Гц/сек, максимальный достигает уровня 128. За это отвечает потенциометр, на схеме обозначенный, как PR1;
- безопасность. Функция реализуется путем отключения ШИМа, при определении неисправностей в плате МС3. Отключенное состояние сохраняется до полного устранения неполадки;
- мониторинг на предмет внешних неисправностей. Наличие выхода Faultin позволяет принимать цифровой сигнал, который указывает на точную неисправность, обнаруженную посредством внешних контрольных цепей. ШИМ отключается, если на входе присутствует высокий уровень;
- восстановление (регенерация). Функция обеспечивает экономию, сохраняя механическую энергию в моторе, которая вместе с нагрузкой переносится обратно на привод. В большинстве случаев этот процесс имеет место при принудительном замедлении;
- контроль целостности напряжения. Отслеживание входного сигнала pin 10 cn3 реализуется в DC_Bus на частоте максимум 5,3 кГц. При автономной работе пороги устанавливаются на значении 4,47В, что является где-то 128% от номинальной мощности. Когда же сигнал от DC_Bus возвращается к своим рабочим значениям, тогда таймер повторения сбоев запускается снова. ШИМ также запускается, после достижения настроенного ранее уровня тайм-аута.
Регуляторы бесщеточных моторов
Данные силовые агрегаты также поддерживают регулирование оборотов, для этого применяются все те же микросхемы, входящие в состав более крупных регуляторов. Такие компоненты широко представлены в каталогах магазинов, также есть возможность реализовать устройства самостоятельно. [caption id="attachment_3660" align="aligncenter" width="816"]
Пример схемы регулятора[/caption]
Давайте же рассмотрим регуляторы для бесщеточного двигателя на примере модели N76E003AT20 – микроконтроллера, разработанного для управления работой моторов ШИМ с диапазоном мощностей от 6 до 30 вольт. Технические характеристики, которыми обладает данный бесщеточный прибор:- уровень потребляемого тока – 0,1А;
- максимальный показатель рабочего тока – 2А;
- разновидность ШИМ – цифровой;
- частота – 0,5 – 20 кГц;
- реализовано ручное управление;
- безопасность: функция защиты от обратной полярности входящего напряжения.
Прибор является одним из таких устройств, которые способны генерировать и контролировать широтно-импульсную модуляцию. Возможности модуля позволяют ему проводить управление двигателями, конструкция которых по умолчанию включает драйвер. Задача этого элемента – самостоятельно проводить распределение тока по рабочим фазам и прием управленческих сигналов, которые идут напрямую от ШИМ-регулятора. Регулятор обладает тремя ключевыми функциями:- сменой направления оборотов вала;
- мгновенное торможение мотора;
- изменение уровня скорости, с которой вращается вал мотора. При этом применяется модуляция на 0,1-5В (PWM).
Каждая из этих возможностей реализуется с помощью терминальных клемм с винтовыми зажимами, кнопок и ручек, расположенных на плате. Именно вышеуказанные зажимы и определяют надежное подключение двигателя к системе. Кроме микросхемы N76E003AT20, конструкция регулятора включает также и 8-битный микроконтроллер 1Т 8051, являющийся, по сути, ядром прибора. Модуль отвечает за генерирование электрических сигналов, преимущественно прямоугольной формы, мгновенно переключающих напряжение для выходного ШИМ-импульса в диапазоне 0 – 5В. [caption id="attachment_3662" align="aligncenter" width="721"]
N76E003AT20[/caption]
Также оператор имеет возможность осуществлять плавную настройку импульсных частот от 0,5 до 20 килогерц. Переменный резистор укомплектован специальной ручкой, вращение которой позволяет проводить изменение пульсаций. Резистор в свою очередь подключен к одному из аналоговых входов микроконтроллера. Алгоритм работы микросхемы подразумевает смену направлений регулирования резистора переменного типа, при прокручивании ручки в одном направлении. Возле этой ручки располагается разъем на 3 контакта, перемычка которого соединяет основной вывод с крайним. В начальном положении, при оборачивании ручки по часовой стрелке, импульсная частота будет варьироваться в диапазоне 0,5 – 20 кГц. Второе же положение (при аналогичном вращении рукоятки) подразумевает уменьшение вышеуказанного уровня в обратном направлении. Также, конструкция состоит из светодиода, располагаемого возле резистора. С помощью компонента удается визуализировать уровни выходного напряжения модуляции. К примеру, диод яркий – напряжение максимальное, а погашен – низкое. https://youtu.be/zNGP002MSzk
Как можно видеть, трехфазная регулировка электродвигателей осуществляется довольно просто, главное – подобрать подходящую модель регулятора. Прибор можно приобрести, или же собрать собственноручно. Как именно поступить – решает каждый отдельно, ориентируясь на особенности своего оборудования и совместимость с рабочими характеристиками мотора.