Особенности расчета номиналов рабочего и пускового конденсаторов для трехфазного двигателя. Схемы подключения конденсаторов для трехфазных двигателей, переделываемых для включения в однофазную сеть. Тот факт, что линии электропередач в нашей стране трёхфазные, известен не всем, хотя в школе по курсу физики этой теме посвящается не один урок. Дело в том, что генераторы на электростанциях любого типа оснащаются трехфазными обмотками, каждая из которых сдвинута по фазу друг относительно друга на 120°, вырабатывая переменный ток, изменяющийся по синусоидальному закону. Но до конечного потребителя (все многоквартирные дома и большинство частных домовладений) приходит только одна фаза – ведь подавляющее большинство бытовых электроприборов рассчитано на напряжение 220 вольт. Но кроме бытового, существует и промышленное оборудование, и оно нуждается в электроэнергии с повышенным номиналом, который и обеспечивает трехфазная сеть с напряжением 380 В. И некоторые из таких приборов и станков вполне могут пригодиться и в домашнем хозяйстве. Взять тот же наждак или токарный станок, которые оснащаются достаточно мощными асинхронными электромоторами (до 3кВт), рассчитанными на работу в трехфазной сети. Включив такой станок в розетку на 220 В, мы получим сгоревший мотор. Можно ли переделать такой двигатель, чтобы он мог нормально функционировать от бытовой сети? Оказывается, да. С точки зрения физики трёхфазная передача электроэнергии в сетях переменного тока – это три синусоиды, сдвинутые друг относительно друга на треть периода. Но те же законы физики позволяют получить сдвиг фаз и в однофазной сети – достаточно включить в схему реактивные компоненты, в качестве которых могут выступать индуктивные или ёмкостные элементы. В нашем случае (речь идет об асинхронном электромоторе) индуктивность в цепи уже присутствует, ею является обмотка статора. Значит, дело за малым – добавить в схему конденсаторы. Именно так и поступают. У трехфазного двигателя три обмотки. Подключив к одной из них ёмкость, мы получим сдвиг фаз в одном направлении, а соединив две оставшиеся обмотки – тоже сдвиг, но уже в обратную сторону по шкале времени. Таким образом, мы получим требуемое количество фаз, имея на входе однофазный ток. Если двигатель мощный, нагрузка на однофазную сеть окажется неприемлемой. При длительной работе неизбежны перегоревшие пробки и отключенная автоматика, так что если сильно хочется, адаптировать к однофазной сети нужно только маломощные моторы. При этом его рабочие характеристики будут сильно зависеть от схемы подключения конденсаторов (звездой или треугольников), а также от их номинала, который должен соответствовать параметрам сети.
Схемы подключения трехфазного электромотора к однофазной сети
Асинхронный электродвигатель характеризуется протеканием токов больших номиналов в момент его запуска – когда вал стоит, чтобы он набирал инерцию, необходимо приложить больше мощности, чем когда он уже раскручен до номинального количества оборотов – в этом случае электроэнергия тратится только на поддержание момента вращения. Если подобрать фазосдвигающий конденсатор таким образом, чтобы он обеспечивал наилучшее КПД уже раскрученного мотора, его номинала может оказаться недостаточно для пуска. Увеличив ёмкость конденсатора до уровня, обеспечивающего легкий старт, мы получим повышенную нагрузку в рабочем цикле, что чревато перегревом мотора со всеми вытекающими последствиями. Эту дилемму решают добавлением в цепь ещё одного конденсатора, и эта добавочная ёмкость должна работать только на этапе пуска электромотора и отключаться при выходе в рабочий режим. Такие конденсаторы получили название стартовых (пусковых). В принципе можно использовать в качестве пусковых обычные конденсаторы увеличенной ёмкости, но в продаже имеются и специализированные устройства, у которых в названии присутствует слово Starting.
Для электродвигателей мощностью, не превышающей 400 Вт, наличие стартового ёмкостного элемента может и не потребоваться, особенно если в момент старта мотор разгоняется без рабочей нагрузки. Если таковая имеется, одного рабочего конденсатора будет недостаточно. Пусковые ёмкости включаются в схему параллельно рабочим, при этом их номинал должен быть выше в 2-2.5 раза. Существует несколько способов обеспечить работу стартового конденсатора только на время разгона двигателя до рабочих оборотов:
- включить в схему отдельную кнопку для пуска, которую нужно отпустить, когда вал ротора раскрутится. То есть в схеме будет присутствовать два выключателя: один общий, другой – только для стартового конденсатора;
- использовать промышленную пусковую кнопку типа ПНВС-10, которая скоммутирована с обеими ёмкостями, рабочим и стартовым. Нажимаете ее и через несколько секунд отпускаете, мотор продолжит работу уже только с рабочей ёмкостью.
Подключение трехфазного электромотора по схеме «звезда»
Схема коммутации обмоток и конденсаторов типа «звезда»:
Здесь SF – это автоматический выключатель, SA – отдельный выключатель для стартового конденсатора. Белым цветом обозначена клеммная коробка, которая обычно выносится отдельно от корпуса мотора для облегчения доступа к выводам обмоток. Как видим, фаза бытовой сети 220 В и её ноль подаются на разные клеммы (в данном случае – первую и третью), к средней подключены по параллельной схеме рабочий и стартовый ёмкости (стартовая может и отсутствовать, если мощность мотора невелика). Второй конец рабочего конденсатора нужно подсоединить к фазе через автоматический выключатель, а другой вывод от пусковой ёмкости подключен к фазе через свой, отдельный выключатель. Начала обмоток подаются на фазу, емкости и ноль, концы соединены горизонтальной перемычкой. Схема с отдельным выключателем для стартового конденсатора, который должен работать только в момент пуска электромотора, не совсем удобна. На практике часто используют ПНВС, или реле, или же пускатели, которые автоматически выключаются спустя определённый промежуток времени. Отечественные «самоделкины» приспособили для этого дела кнопку пуска активаторных стиральных машин, выпускавшихся в советские времена, которая как раз и оснащена двумя контактами, из которых один отключается через несколько секунд. На этой схеме видно, что номинал напряжения бытовой сети 220 В прикладывается к двум обмоткам статора, подключенным последовательно. То есть их общее сопротивление равно сумме сопротивлений каждой обмотки, что уменьшает ток, протекающий через эти обмотки. Схема «звезда» хороша именно этим: она обеспечивает «щадящий» режим пуска, но зато в рабочей фазе мощность невысокая, а общие потери составляют до 50% от номинальной мощности электродвигателя. То есть эту схему можно рекомендовать только для маломощных асинхронных моторов.
Подключение трехфазного электромотора по схеме «треугольник»
Внешняя цепь здесь коммутируется точно так же, как у «звезды»:
То есть ноль, фаза и один из выводов конденсаторов соединяются на клеммной коробке по последовательной схеме. Главное отличие – в вертикальном расположении перемычек, при котором концы одних обмоток соединены с началами соседних. Такое подключение позволяет получить на каждой обмотке большие токи, чем при соединении звездой, за счет этого повышается КПД мотора, а его мощность может составлять 70-90% от номинала. Ещё одна особенность схемы «треугольник» – возможность использовать ёмкости меньших номиналов по сравнению со «звездой». Коммутация может быть выполнена таким образом, что при включении электромотор начнет вращаться не в ту сторону, которая требуется. Исправить ситуацию, то есть осуществить реверс, достаточно легко: нужно лишь поменять местами ноль и фазу на клеммной колодке. В этом случае ток потечёт по обмотке в другую сторону, и соответствующим образом изменится направление вращения вала ротора двигателя.
Подбор конденсаторов для асинхронного трехфазного электродвигателя
Принцип работы трехфазного электромотора достаточно прост: он заключается в формировании вращающегося магнитного поля в обмотках статора. Для этого и нужны три обмотки, которые пространственно отстоят друг от друга на 120°, генерируя три разнесенные во времени синусоиды. Если подключить эти обмотки к одной фазе, то магнитные поля будут уравновешены, и никакого вращения не возникнет. Подсоединение конденсаторов по описанным выше схемам позволяет получить сдвиг фаз для двух обмоток относительно той, которая подключена непосредственно к питающему проводу. Взаимодействие сдвинутых по фазе магнитных полей и создаёт импульс моментов, который в конечном итоге и заставляет вращаться ротор двигателя.
Главное здесь – правильно рассчитать характеристики конденсаторов, то есть их номинал по ёмкости и номинал допустимого напряжения.
Особенности подбора конденсаторов по номиналам ёмкости и напряжения
Для определения номинала ёмкости используют несложные эмпирические формулы, в которых переменными являются ток и напряжение, и присутствуют коэффициенты, зависящие от типа соединения обмоток статора, треугольником или звездой. Общая формула для расчёта ёмкости выглядит следующим образом: С=К*I
ном/U
сети Здесь К – это числовой коэффициент, в случае использования схемы «звезда» он равен 2800, при подключении треугольником – 4800. I
ном – номинал тока, указываемый на шильдике мотора. Если табличка с параметрами на моторе отсутствует или значение тока оказалось нечитабельным, его измеряют непосредственно во время работы мотора специальными клещами. Что касается напряжения U
сети, то оно известно, это 220 В. Таким образом, главной переменной здесь является потребляемый обмотками статора ток. Его величина не должна превышать номинал, указанный на шильдике. Ещё одним важным условием нормальной работы трехфазного двигателя, переделанного под сеть 220 В, является ограничение его мощности на уровне 65-80% от номинала, который также приводится в обязательном порядке в паспорте мотора и на его шильдике. Расчёт ёмкости фазосдвигающего конденсатора по формуле наиболее точен, но на практике часто пользуются следующим правилом: на каждый киловатт мощности электродвигателя требуется 70 мкФ, и здесь, чтобы посчитать требуемый суммарный номинал, не нужно знать ни коэффициентов, ни тока, ни напряжения – только мощность двигателя. Многие сайты предлагают онлайн калькулятор для расчета номинала ёмкостей, и если неохота самому возится с вычислениями и формулами, подборка параметров может осуществляться и таким способом. Кроме того, в интернете можно найти и табличные значения номиналов ёмкостей для конкретных моделей трехфазных моторов. Но следует признать, что такая таблица – не самый лучший помощник, если это не официальные данные, взятые с сайта производителя.
Хотя такие расчёты нужны и ориентироваться следует именно на них , но лучше проверить их правильность на практике. В зависимости от конкретной реализации конструкции электромотора и особенностей эксплуатации (то есть нагрузки на мотор) в выполненные расчёты часто требуется вносить поправки. В любом случае расчет ёмкостей осуществляется так, чтобы ток не превышал значение, допустимое по температурным показателям нагрева провода конкретного сечения и материала. Практическая проверка правильности выполненных расчётов выполняется замером токов амперметром во время наладочных работ, отдельно для каждой обмотки, то есть для каждой из трех фаз.
Типы используемых конденсаторов
Старые добрые металлобумажные изделия довольно популярны и сегодня. Они дешевы, но это их единственное достоинство. Технология их производства (нанесение на тончайшую конденсаторную бумагу, толщина которой измеряется микронами, слоя металлизированной плёнки) не позволяет получить компактные размеры. К тому же и номиналы таких электротехнических устройств невелики, что ограничивает их сферу применения рабочими конденсаторами. Да и долговечность тоже не радует. Классические электролитические конденсаторы (ЭЛК) для применения в асинхронных двигателях малопригодны в силу их однополярности. Чтобы их использовать, схему придётся усложнять батареей резисторов и диодным выпрямителем. Использование жидкого электролита – тоже существенный минус: со временем он испаряется, уменьшая номинальную ёмкость изделия. Но в настоящее время в продаже уже имеются малогабаритные конденсаторы этого типа, хорошо приспособленные для работы в условиях электросети переменного тока. Их конструкция и используемые электроизоляционные материалы позволяют функционировать под разным напряжением. Обычно это 450 В, но для пусковых ЭЛК, которые должны работать непродолжительное время, но под повышенной нагрузкой, рабочее напряжение уменьшено до 330 В, чего удается достигнуть посредством уменьшения толщины диэлектрика. Такие изделия нельзя использовать в качестве рабочих – при длительной работе они быстро выйдут из строя с риском взорваться.
Отметим, что предел в 330 В для стартовых конденсаторов выбран не произвольно. Дело в том, что у бытовой электросети номинал напряжения – 220 В, но это его среднеквадратичное значение, вычисляемое по одному периоду синусоиды. На пике же оно достигает 310 В, эта цифра и послужила ориентиром при выборе максимального значения для пусковых ёмкостей. А 450 В для рабочих конденсаторов – это значение, учитывающее кратковременные броски напряжения в сети, избежать их возникновения практически невозможно. Так что занижать это напряжение нельзя, а изделия с завышенными номиналами по напряжению и стоят дорого, и приводят к увеличению габаритов устройства. Да и на цену влияют отнюдь не в сторону занижения. Вывод из всего сказанного прост: от правильно подобранных конденсаторов зависит долговечность работы мотора. Если ёмкости будет не хватать, двигатель потеряет в мощности, что в большинстве случаев недопустимо. Превышение чревато ещё большими неприятностями: мотор будет перегреваться, что неизбежно скажется на его ресурсе. Если номинал подобран оптимально, электродвигатель будет работать ровно и тихо, без рывков. И напоследок ещё один важный совет: покупая конденсаторы, не доверяйте заводской маркировке в части ёмкости изделий. Проверьте их с помощью мультиметра, особенно если это электролитический тип: электролит со временем высыхает, и реальное значение может оказаться заметно меньше номинального. https://youtu.be/5anM4DLr3ZQ