Схема подключения электродвигателя: разновидности и особенности применения

Существует несколько способов интеграции электрического двигателя в действующие цепи и приводы. Основным условием является совместимость рабочих показателей и наличие необходимых выходов для соединения со всеми приборами-потребителями энергии. Чаще всего владельцы масштабных электрических систем прибегают к помощи специалистов. Если предполагаемая рабочая мощность достигает 22 кВт и выше, для понимания, как правильно подключить электрический мотор, могут потребоваться специализированные знания. Однако не всегда приглашенный мастер понимает, как обеспечить работоспособность привода с высокой мощностью или как подключить электродвигатель определенной модели. Достаточно часто возникают проблемы с интеграцией двигателя РМЗ 500, мощность которого превышает вышеупомянутые 22 кВт и достигает 35,5 кВт при штатной нагрузке. Иногда сложности могут возникать в комплексных схемах подключения. Например, если планируется подключение электродвигателя с драйвером L293D. Драйверы иногда входят в конструкцию плееров ДВД, имеющих выход к наушникам. Сюда также относится интеграция мотора в высоконагруженный привод, который постоянно выдает 3000об и выше. Бытовые схемы подключения, например, комплекс рольставней с электроприводом, могут потребовать внесения изменений в стандартные методики с целью задействовать стороннее оборудование. Все эти ситуации требуют от специалиста определенной квалификации и опыта работы со всеми возможными вариациями подключения электропривода определенной конфигурации.

Что нужно знать для правильной интеграции электродвигателя

Зачастую для реализации типовой методики подключения электрического двигателя следует найти информацию о следующем:
  • принцип использования массива с 4, 3 и 6 контактами;
  • схемы подключения электродвигателя 380В и другого напряжения;
  • как можно подключить мотор "звездой" и "треугольником" – наиболее распространенные технологии с конденсаторами и без них;
  • процедура измерения характеристик тока в каждой обмотке электромотора;
  • подключение через магнитный пускатель и как при этом избежать аномалий в работе привода;
  • причины, по которым автоматическая остановка электромоторов может не срабатывать.
Если не уделить достаточно времени на изучение базовых нюансов подключения электродвигателя 380 вольт и выше, возникает риск его выхода из строя при неправильной реализации выбранной схемы. Это приведет к дополнительным расходам на ремонт либо замену мотора, а также операции, связанные с перегруженными проводами. Чтобы этого избежать, необходимо разобраться в наиболее распространенных типах электросетей и технических критериях, которые присутствуют в том или ином случае.

Классификация сетей переменного тока

Современные электроприборы и комплексы энергоснабжения в большинстве своем запитаны током переменной частоты. В зависимости от уровня потребления электричества и количества фаз их можно поделить на несколько категорий:
  • однофазная проводка, подключенная к 220 вольтовому источнику;
  • трехфазные комплексы на 220В (как правильно, корабельные), 220/380 и 380/660.
Существуют также специализированные проводки для высокомощных приводов, работающих от 380 вольт и выше. Такие моторы обычно работают в связке с пускателем либо же с конденсатором. Средний уровень напряжения в таких сетях варьируется около 6000 вольт, поэтому в жилых домах они не применяются. Трех фазный комплекс электроснабжения состоит из четырех параллельно идущих проводов, три из которых называются фазой, а один – ноль. Иногда можно встретить пятижильную конструкцию, где пятый провод играет роль заземления, но это необязательно. Чтобы измерить уровень напряжения в целевой сети, необходимо вычислить два показателя – между нулевым и фазными проводами, а также между фазами. Согласно общей практике обозначений энергосетей, если электрическая сеть построена по принципу 220/380 вольт, первое число определяет напряжение между нулем и фазой и указывает на 200 вольт, а 380 вольт – междуфазное напряжение. Соответственно, в сетях 360/660 вольт напряжение ноль-фаза – 360В, а между отдельными фазами – 660.

Разновидности соединения обмоток двигателя

Электрическая схема подключения обмоток в электрическом двигателе задает их четкую последовательность. Каждая обмотка имеет вход и выход, а также относится к определенной фазе. При этом принцип их маркировки может отличаться в зависимости от модели. Если электродвигатель на 220 вольт и выше имеет сравнительно современное устройство, то для обозначения обмоток в нем будут использованы латинские буквы V, W и U. Место, где находится начало обмотки, отмечено цифрой 1, а конец – цифрой 2. Соответственно, полное обозначение обмотки будет, к примеру, V1 и V2. Иногда можно встретить модели двигателей устаревшей конструкции, изготовленные в советский период и адаптированные под старые конфигурации источников питания. В них использован другой тип маркировки обмоток: все они имели обозначение буквой С. При этом начальные точки отмечались цифрами 1, 2 и 3, а конечные – 4, 5 и 6. Чтобы правильно подключить электродвигатель такой конструкции и при необходимости грамотно выполнить адаптацию вольтажа с 380 на 220 через конденсатор, необходимо знать принцип распределения отметок. Первая фаза старого асинхронного мотора обозначена как С1 и С4, вторая – С2 и С5, а третья – С3 и С6 соответственно.

Обозначения конфигурации обмоток в трехфазном электрическом двигателе

Чтобы понять, как подключить электромотор той или иной модели через кнопку либо напрямую, нужно определить схему, к которой адаптированы его обмотки. В трехфазных электроприводах бывает два принципа, название которых взято из фактического расположения компонентов мотора – звезда и треугольник. Первая маркируется латинской буквой Y, которая нанесена на расположенный на корпусе шильдик. Вторая также обозначена греческой буквой "дельта", которая похожа на соответствующую геометрическую фигуру.

Принцип "звезда"

Чтобы подключить электродвигатель через эту схему, необходимо знать, что его обмотки соединяются в форме звезды с тремя лучами, которые сходятся в одной точке. Звездообразное подключение при наличии сети 220/380 вольт подразумевает, что каждая отдельная обмотка получает напряжение уровнем 220В, а между последовательно соединенными обмотками имеются 380В. Схема подключения электродвигателя на 220В по схеме "звезда" позволяет использовать для его запуска сравнительно небольшой ток. Это обусловлено тем, что повышенное межфазное напряжение расходится одновременно на две обмотки. В этом заключается одно из отличий от треугольной методики подключения. Однако стоит помнить, что звездообразная схема ограничивает максимальную мощность двигателя прежде всего с целью экономии энергии. Поэтому данный принцип используется для интеграции маломощных приводов: например, схема подключения рольставней с автоматической системой подходит для использования звездообразной электроцепи. Если использовать для этого снабженный электроникой высокомощный мотор, блок управления может выдать ошибку "подключите к модели электродвигателя источник питания".

Принцип "треугольник"

Наименование и графическое обозначение технологии происходит от визуализации подключенных обмоток. Данная схема подключения электродвигателя на 220В подразумевает последовательное соединение всех трех обмоток. Начало первой обмотки подсоединяется к концу следующей, формируя таким образом треугольник. Каждая обмотка при этом будет находиться под напряжением 380 вольт в том случае, если используется сеть 220/380. Это позволяет пустить через обмотки больше энергии перед тем, как подключить электродвигатель с повышенным уровнем выходной мощности. Треугольное соединение используется для реализации мощности от 7,5 киловатт. Перед тем, как подключить электродвигатель на одну из вышеописанных схем, необходимо выполнить ряд действий:
  • определение расчетного напряжения имеющейся электросети;
  • проверка доступной технологии соединения, которая промаркирована на самом электромоторе (звезда либо треугольник);
  • когда входные параметры и тип соединения обмоток обозначены, выполняется подача питания. Необходимо одновременно подключать к электросети все три фазы.
Одной из распространенных причин поломки электрических моторов является функционирование с двумя задействованными фазовыми линиями. Поводом для этого может быть подключение через пускатель, который оказался неисправным. Также в случае, если подключенный через кнопку двигатель вышел из строя, вероятен перекос напряжения: одна из фаз получает более слабый уровень тока, чем две другие.

Подключение с использованием вспомогательных устройств

При создании автономных электрических цепей немаловажным этапом является защита мотора от перегрузок. Перед тем, как подключить электродвигатель на работу с дополнительной периферией, необходимо установить автомат защиты, который затрагивает все три фазы. Автоматическая защита от перегрузки имеет массу настроек, позволяющих точно отрегулировать режим работы. Например, серия MS обладает параметром регулировки соответственно рабочему напряжению двигателя. Это обеспечивает точность мониторинга входящего напряжения как от независимого источника питания, так и при подключении через пускатель. Кроме того, в момент старта мотор может определенное время функционировать на повышенном токе без риска превышения допустимых параметров. Если планируется установка автомата простой конструкции, необходимо рассчитывать параметры так, чтобы номинальный ток электропривода был несколько выше. Расчеты проводятся с учетом пускового импульса, который выше штатного в 2-3 раза. Такая схема подразумевает ограниченный функционал:  аварийное отключение двигателя производится в случае заклинивания движущихся частей либо возникновения короткого замыкания.

Схема с пускателем

Интеграция электродвигателя через магнитный пускатель упрощает процесс пуска. Стартером называется специальный контактор на основе электромагнита. Его задачей является замыкание каждой фазовой линии с нужной обмоткой. Электромагнит, или соленоид, является основной частью контактора. Устройство магнитного пускателя достаточно несложное:
  • катушка;
  • пружина;
  • неподвижные контакты, соединенные с обмотками двигателя;
  • запитанные от источника энергии контакты, расположенные на движущейся раме.
Принцип действия заключается в направлении электроэнергии на катушку, после чего оснащенная контактным массивом рама опускается и замыкает свои выходы на соответствующие неподвижные контакты. Таким образом, происходит запуск электросети через пускатель, которым управляет оператор. Подбор пускателя необходимо проводить с учетом предусмотренного производителем предельного напряжения, которое необходимо для работы катушки, а также возможности интеграции в определенную электрическую сеть. К примеру, подключение с 380 на 220 вольт проводится по критерию совместимости имеющегося напряжения. Если в качестве выхода от источника питания выступает три провода с напряжением 380 вольт, катушка должна работать именно с этим током. При наличии сети 220/380В можно рассматривать катушки как на 220, так и на 380 вольт.

Подключение к однофазной сети на 220 вольт через преобразователь или конденсатор

В тех случаях, когда нет возможности проложить трехфазную сеть питания либо приобрести однофазный двигатель, адаптированный к имеющейся магистрали, можно применять двигатели с тремя фазами, мощность которых не превышает 2,2 киловатта. Наиболее простым и распространенным вариантом является внедрение в цепь частотного преобразователя, который совместим с 220-вольтовой сетью. Важным нюансом является совместимость преобразователя и электромотора. Рассчитанный на питание от 220 вольт, преобразователь выдает три  фазы с таким же напряжением. Это означает, что стабильно работать будет только та модель двигателя, которая оборудована шестью контактами, расположенными в распаечной коробке. Обмотки этих моторов могут соединяться по любой схеме, однако в данном случае специалисты рекомендуют использовать треугольник (последовательное подключение). В большинстве современных электрифицированных комплексов преобразователь часто играет роль регулятора скорости вращения электродвигателя. С помощью этого можно существенно увеличить уровень энергосбережения. Помимо этого, если частотное регулирование используется для управления насосами, эти агрегаты становятся способны выполнять функции насосов дозировочного типа, что повышает их производительность. Эксплуатация частотного преобразователя также имеет ряд нюансов. Если соответствующим образом не модернизировать электродвигатель, настройка частоты допустима только в пределах 30% от рабочего показателя. Как правило, это около 50 герц. Если ротор преобразователя вращается быстрее 65 герц, следует заменить стандартные подшипники на более прочные, имеющие повышенный  запас прочности, срок службы и сопротивляемость перегреву. При агрессивной эксплуатаций в составе высоконагруженных сетей, когда преобразователь работает на частоте выше 400 герц, заводские подшипниковые блоки получают серьезные механические повреждения. При определенных условиях можно подключить электродвигатель 380 на 220 вольт через конденсатор. Недостатком такого способа является потеря трехфазным двигателем своей выходной мощности. Согласно статистике, уровень снижения достигает 30%. Однако эта методика позволяет запитать третью обмотку через конденсатор от любой из двух других. Перед тем, как подключить конденсатор, необходимо рассчитать требуемую емкость. Обычно это делается при помощи простой формулы: сила тока делится на напряжение, после чего полученная величина умножается на коэффициент. Кроме этого, необходимо знать напряжение постоянного тока, так как трехфазный двигатель работает на переменном токе, а в данном случае подключение выполняется к сети постоянного тока, с которым взаимодействуют конденсирующие устройства.

Встроенные вентиляторы

Если электродвигатель часто работает на низких оборотах вала, необходимо применение дополнительного охлаждения. В современных моделях моторов, которые проектировались с учетом таких условий эксплуатации, предусмотрен интегрированный вентилятор, обеспечивающий принудительное охлаждение привода. Это снижает риск перегрева обмоток и движущихся деталей, находящихся под воздействием силы трения. Установить вентилятор можно также в качестве стороннего устройства, сняв крышку. Такой способ увеличивает КПД системы охлаждения за счет облегчения доступа к источникам непосредственного выделения тепловой энергии. Устранение препятствия в виде крышки также увеличивает степень рассеивания тепла, тем самым снижая рабочую температуру электродвигателя. Если в схеме используется частотный преобразователь, необходимо помнить, что снижение частоты его вращения может привести к замедлению вращения вентилятора. Это приводит к снижению производительности охлаждения, что чревато перегревом обмоток двигателя и его выходу из строя. https://www.youtube.com/watch?v=5cniT3L1KQ4
Оцените статью
bor-obyav.ru