Трехфазный асинхронный двигатель с фазным ротором

Данная статья посвящена асинхронным двигателям, позволяющим выполнять регулировку оборотов. Рассмотрим, какими способами она может выполняться. Также изучим устройство и отличия фазного ротора от короткозамкнутого. Асинхронный двигатель является одним из наиболее широко распространенных на современном рынке. Больше 80% от общего количества моторов на производстве, в промышленных цехах и бытовой сфере приходится на данную разновидность. Она, в свою очередь, подразделяется на короткозамкнутые и фазные типы. О втором подвиде пойдет речь в данной статье. Различия заключаются в конструктивных особенностях, принципе подключения и процессе запуска агрегата в работу.

Историческая справка

Первые упоминания асинхронной машины появились в 1888 году, когда Никола Тесла получил патент на схему стандартного электродвигателя. Развитие данное изобретение получило в том же году. Теоретическая статья о возможностях асинхронного двигателя была опубликована Галилео Феррарисом. Первый трехфазный АД был запатентован в Германии российским физиком-изобретателем Михаилом Осиповичем Доливо-Добровольским. Изобретение появилось уже в 1889 году, что в сочетании с возможностью передавать электроэнергию на значительные расстояния стало знаковым периодом в истории развития электродвигателей. Еще через год тот же ученый разработал систему трансформатора, работающего на трехфазном питании. Эти несколько лет стали решающими и привели к повсеместному применению электрических машин и промышленного оборудования. Такой подход позволил значительно ускорить большинство процессов, повысить общую эффективность работы, снизить трудозатраты.

Особенности процесса запуска модели фазного типа

После подачи питания мотор включается, постепенно набирая обороты. Из статичного спокойного состояния агрегат переходит к медленному вращению ротора с постепенным уравновешиванием момента сил сопротивления на валу. При этом можно заметить повышенное энергопотребление устройства. Данное явление объясняется тем, что для набора оптимальных оборотов двигателю приходится преодолевать сопротивление тормозного момента вала. Также способствует повышению энергопотребления передача кинетической энергии на вращающиеся части с компенсацией потерь. В некоторых случаях при запуске может наблюдаться нагрев агрегата. Причина кроется в недостаточных показателях малого начального пускового момента. Уровня недостаточно для полноценного перевода двигателя в рабочий режим, что приводит к воздействию высокого пускового тока прямо на обмотки с выделением тепловой энергии. Если подобные признаки есть, рекомендуется сократить частоту включения агрегата. Также возможно снижение при пуске напряжения во всей сети, что может повлиять на другие запитанные от нее приборы. Решить проблему высокого пускового тока помогает включение в схему пусковых резисторов. Это снизит стартовое потребление и увеличит начальный момент. Однако важно при этом правильно рассчитать необходимое сопротивление, поскольку превышение оптимального уровня приводит к негативным последствиям:
  • понижение начального пускового момента;
  • невозможность достичь максимальных рабочих характеристик агрегата;
  • постепенный выход области скольжения на недопустимый уровень.
Все эти факторы негативно влияют на разгон ротора. В процессе набора оборотов показатели сопротивления пусковых резисторов постепенно понижаются. Это позволяет сохранить достигнутый вращающий момент в период разгона. Допустимый уровень понижения зависит от конструкции конкретного двигателя. Максимальный показатель сопротивления также целенаправленно определяется в каждом отдельном случае. Переключение резисторов производится посредством последовательного подключения контакторов ускорения. В процессе пуска пиковые моменты являются одинаковыми. Равную продолжительность имеют и периоды переключения. Дополнительное сопротивление необходимо только на стадии пуска. Продолжительная эксплуатация с ним способна привести к нестабильности агрегата в силу слишком мягких механических характеристик. Чаще всего роль добавочного сопротивления исполняет ступенчатый реостат, позволяющий постепенно уменьшать сопротивление с повышением оборотов. Запуск в таком случае также производится ступенчато. После набора естественной механической характеристики двигателя, обмотки на роторе закорачиваются, исключая сопротивления из цепи. Для повышения общего КПД агрегата и снижения потерь на щетках, конструкторы прибегли к применению в фазном электродвигателе особого устройства. После набора оптимальных для модели оборотов, оно поднимает щетки и замыкает кольца обмоток, расположенных на роторе. Процесс автоматический, что позволяет минимизировать потери времени и мощности.

Устройство АД фазного типа

  Как и любой асинхронный двигатель, фазные модели состоят из 2 основных частей – недвижимого статора и подвижного ротора. Первый элемент составлен из шихтованного магнитопровода, который впрессовывают в литой корпус из металла. По его внутренней поверхности идут пазы, в которые укладываются обмотки. Эти провода составляют поверхности многовитковых катушек, формирующих трехфазную обмотку статора. Относительно друг друга обмотки смещены на 120о. При подключении контакты обмоток могут соединяться двумя способами – «звездой» и «треугольником». Выбор определенного типа зависит от указанного в технической документации напряжения сети, в которую подключается двигатель. Если модель потребляет 380В применяется звездообразное подключение. Если же напряжение стандартное для централизованных сетей – 220В, используется «треугольник». Вне зависимости от сделанного выбора фазное напряжение будет неизменно. Оно составляет 220В. Наиболее широко применяется в промышленности и бытовой технике короткозамкнутый ротор, называемый также «беличьей клеткой». Однако при необходимости сборки агрегата высокой мощности или для улучшения пусковых условий, получения возможности регулировать его работу, применяют фазную разновидность. Ее особенность в том, что ротор также оснащается трехфазными обмотками, схожими со статорными. Смещение относительно соседних элементов составляет 120о. Соединение фаз производится в «звезду», после чего концевые выводы обмоток подключаются к контактным кольцам (изготавливаются из латуни или стали), насаженным на вал. При этом кольцевые элементы изолированы, как друг от друга, так и от вала. Контакт с ними поддерживают только скользящие щетки из металлографита. Они дают возможность включать в цепь подачи питания обмоток регулировочные реостаты.

Технические соответствия

По стандартам, установленным ГОСТ, АД с фазным ротором должен быть приведен в соответствие определенным параметрам для работы в конкретных условиях. Список требований включает:
  • габаритные показатели и мощность;
  • уровень защиты, соответствующий эксплуатационным условиям (наружная установка и внутри помещения);
  • повышенная термостойкость изолирующего материала;
  • режимы функционирования;
  • охлаждающая система, собранная в соответствии с характеристиками силового агрегата;
  • уровень шума, на холостом ходу не превышающий 2 класс.
Также АД должен быть собран в соответствии определенным климатическим условиям, в которых планируется его использовать. Отдельные модели рассчитаны на конкретный климат. Если для умеренных широт можно использовать большинство современных двигателей, то для территорий с повышенной или пониженной температурой необходимо применять строго соответствующую технику. В противном случае могут значительно снизиться эксплуатационные характеристики, работа станет нестабильной, возможен выход из строя.

Как работает асинхронный электродвигатель

  В основе работы фазного АД лежит использование вращающегося магнитного поля. Оно формируется при подаче питания на статорные обмотки. Угловая скорость такого поля зависит от сетевой частоты и количества парных полюсов обмоток. Далее в работу включается закон электромагнитной индукции – пересекая проводники статорной обмотки, магнитное поле создает ЭДС. Если цепь замкнута, в ней вырабатывается ток. Взаимодействие его и магнитного поля дает электромагнитный момент. При его несоответствии сопротивлению на валу двигателя, последний начинает вращаться, заставляя работать весь механизм. При этом скорости ротора и магнитного поля неравны. Данная особенность и дала двигателям такого типа название «асинхронный».

Показатель скольжения

При работе асинхронного агрегата появляется коэффициент скольжения, который характеризует разницу в угловых скоростях ротора и магнитного поля. Его значение определяет режим работы двигателя. На холостом ходу этот показатель стремится к 0, поскольку роторная часть, а также статорное поле выполняют вращение в одном и том же направлении с равной частотой. ЭДС в таком случае не индуктируется, ток на обмотках и электромагнитный момент равен 0. При запуске, когда ротор еще неподвижен, коэффициент скольжения равен 1. Когда ротор вступает в работу, его скорость вращения превышает частоту магнитного поля. В таком случае скольжение становится отрицательным. Силовая установка работает в режиме генератора, развивая тормозной момент. Данный момент развивается также и при превышении скольжением единицы. Двигатель в таком случае переходит в режим противовключения. Таким образом, в зависимости от скольжения различают 3 активных режима:
  • двигательный (от 1 до 0);
  • генераторный (от 0 до отрицательной бесконечности);
  • противовключение (от 1 до положительной бесконечности).
Последние два режима применяются при торможении двигателя.

Управление частотой вращения

Есть несколько способов регулировки частоты вращения АД и смены рабочих режимов:
  1. Частотный. Управление выполняется через смену частоты тока в питающей сети. В качестве управляющего органа применяется частотный преобразователь.
  2. Реостат. Реализуется включением в схему дополнительных переменных сопротивлений. Позволяет повысить пусковой момент и критическое скольжение. Регулировка момента осуществляется изменением сопротивления.
  3. Импульсный. В основе лежит подача на мотор особого напряжения.
  4. «Звезда-треугольник». В таком варианте запуск и набор оборотов производится при одной схеме подключения, а после выхода на номинальные обороты производится автоматическое переключение на другую. Позволяет снизить пусковые токи.
  5. Индуктивное сопротивление. Актуально исключительно для фазного ротора. Производит регулировку изменением сопротивления.
По мере развития технологий совершенствуются уже имеющиеся способы управления и появляются новые, более точные и эффективные. Это позволяет повысить общий КПД машин.

Преимущества, а также недостатки фазного АД

Сделать электродвигатели с фазными обмотками ротора популярными в различных сферах позволили их особенности. Есть целый список преимуществ, которыми обладают конструкции данного типа:
  1. Высокие показатели начального вращающего момента агрегата после запуска.
  2. Устойчивость к механическим перегрузкам. Кратковременные превышения номинальной нагрузки не оказывают негативного влияния на исправность и стабильность работы агрегата.
  3. Работа при сетевых перегрузках. Если в питающей сети возникают скачки напряжения, машина не теряет крутящий момент, сохраняя стабильность работы.
  4. Малый пусковой ток. В сравнении с другими разновидностями электродвигателей, включая короткозамкнутые, фазная модель производит запуск при значительно меньших показателях тока.
  5. Автоматизация. При формировании системы с таким мотором есть возможность включить в нее дополнительные устройства (преобразователи, сопротивления), выполняющие автоматическое включение и постепенное введение в работу. Это позволяет сократить трудозатраты и повысить общую эффективность конструкции. Также продлевается эксплуатационный период.
  6. Простота. Конструктивно агрегаты не представляют особой сложности. Запуск также производится по предельно простой схеме. Обслуживание занимает минимум времени и требуется достаточно редко.
Еще одним весомым плюсом является сравнительно низкая стоимость таких машин. Имеет конструкция агрегата и свои недостатки:
  1. Габариты. При своей технической простоте двигатели с ротором фазного типа имеют достаточно большие размеры. Это может создавать определенные проблемы в процессе монтажа и использования.
  2. КПД. Данный показатель невысок. Сравнительно с короткозамкнутыми разновидностями он существенно ниже.
Минусы способны повлиять на выбор мотора в конкретной ситуации, однако в большинстве случаев перекрываются преимуществами.

Применение

Простота конструкции, а также высокая продолжительность эксплуатационного периода сделали фазные асинхронники лидерами в сфере электродвигателей. Они широко применяются в самых разнообразных областях производства и человеческой жизнедеятельности. Такие агрегаты можно встретить в:
  • устройствах автоматики и телемеханических системах;
  • бытовой технике;
  • медицинском оборудовании повышенной надежности;
  • аудиозаписывающей технике.
Периодического обслуживания в такой системе требуют только подшипники. В остальном же машина способна служить десятилетиями. Достаточно для этого соблюдать климатические требования, оптимальную окружающую среду. Также важно следить за условиями эксплуатации – оптимальной нагрузке и номинальными режимами работы. https://youtu.be/Mvk4eUgbQCU
Оцените статью
bor-obyav.ru