Контроллер скорости двигателя переменного тока представляет собой устройство, которое входит в систему управления и автоматизации работы устройства по целому ряду параметров. Такая аппаратура позволяет автоматическим образом регулировать и отлаживать параметры при функционировании мотора, обеспечивает его запуск и остановку. Дополнительно оборудование отвечает за сигнализацию и устранение неполадок и поломок различного характера. Рассмотрим тему подробнее.
Об электродвигателях переменного тока
В современном мире моторы такого формата стали использоваться все чаще. Но в условиях промышленности присутствует постоянный интерес к расширению функцию по управлению скоростью вращения, поэтому контроллер тока для двигателя переменного тока приобретает все больший спрос. Объясняется такая ситуация возможностью снижения энергопотребления более, чем на 35-40% в сравнении с устаревшими вариантами систем управления. Асинхронные двигатели переменного тока, для которых используются контроллеры вращения, отличаются простотой и высокой степенью надежности. По сути, представляют собой обычные трансформаторы, внутри которых подключение первичной обмотки производится к источникам с переменным напряжением, а вторичная обмотка при этом закорочена, за счет чего образуется вторичный ток. По причине последнего эффекта такие моторы называют часто еще индукционными.
Трехфазная обмотка находится на статоре двигателя, а внутри ротора закорачивают между собой пластины при помощи колец. Пластины изготавливают из меди или алюминия, кольца выполнены из литого алюминия. В сравнении с моторами постоянного тока асинхронные электродвигатели обладают большей надежностью за счет отсутствию обмоток и коллектора. В классическом варианте двигатель вращается с постоянной скоростью от источника напряжения с показателем частоты в 60 Гц. А контроллер тока для двигателя переменного тока позволяет изменять этот показатель за счет микропроцессорного устройства. Привод для обеспечения этой функции включает в себя следующие конструктивные элементы:
- инвертор;
- схема обработки сигнала (предварительная);
- микропроцессор.
Инвертор включает в себя 3 полумоста, внутри которых располагаются 2 ключа, действующих в противофазе. Предпочтительно обеспечение независимого управления нижним и верхним ключами, расположенными на транзисторах полевого формата. Эффективная замкнутая система управления мотором обеспечивается за счет точных измерений трехфазного тока, а также скорости вращения и положения ротора. Для этого контроллеры двигателей переменного тока функционируют в совокупности с токоизмерительными усилителями как верхнего, так и нижнего плеча, датчиками типа Холла и многоканальными преобразователями аналого-цифрового типа. Выборка у последних при этом является одновременной.
Контроллеры для двигателей переменного тока используют информацию о токе, а также текущем положении ротора, что позволяет генерировать логические сигналы для управления трехфазными мостами. Сегодня наибольшую популярность приобрела система с векторным управлением. Это означает, что замкнутая петля обратной связи отделяет векторы от магнитного потока статора, за счет чего обеспечивается независимое управление. Это позволяет достичь быстрых переходных характеристик.
Датчики в работе системы
Любой контроллер скорости двигателя переменного тока функционирует в совокупности с несколькими типами датчиков. Последние конструктивные составляющие необходимы для повышения надежности, так как позволяют обнаружить аварийные ситуации, которые впоследствии способны привести к неисправностям и поломкам мотора. Основные типы датчиков:
- токоизмерительные усилители;
- датчики Холла;
- магнитоэлектрические приборы.
Контроль и измерение тока
Контроллер тока для двигателя переменного тока необходим для контроля и измерения тока, а также передаче данных к нужному звену. Именно эти функции являются базовыми во всех системах управления электродвигателями. Токоизмерительные усилители требуются для повышения уровня точности измерений. Их наличие позволяет исключить первичные преобразователи за счет измерения электрических сигналов. С помощью устройств происходит обнаружение коротких замыканий и переходных процессов. Помимо этого производится отслеживание потребляемой мощности и обнаружение обратной полярности у батареи. Контроллер тока для двигателя переменного тока чаще всего для измерения основного показателя использует токоизмерительные резисторы. На данных приборах происходит падение напряжение, которое усиливается за счет операционного усилителя, далее происходит измерение. Раньше метод чаще всего применялся с использованием дискретных элементов, но в силу ряда серьезных недостатков был заменен на другие вариации в виде интегральных усилителей. Такой формат позволил выполнять не только измерение тока, но и определять направление тока, в котором он протекает. При этом приборы обладают повышенной степенью точности и способны функционировать в широком диапазоне напряжений.
Контроллеры для двигателей переменного тока с участием таких устройств производят измерения в нижнем плече с установкой измерительного резистора между землей и нагрузкой или в верхнем плече с установкой между нагрузкой и питанием. В первом случае входное напряжение невелико, а выходное связано с потенциалом земли. Во втором - нагрузка становится заземленной, а основной сигнал включает достаточно большую составляющую синфазную. Поэтому второй метод предпочтителен.
Заключение
Контроллер скорости двигателя переменного тока является удобным и эффективным решением для организации полноценных систем управления и автоматизации работы основного устройства. Контроль, регулирование, настройка, отладка в автоматическом режиме интересны для реализации множества современных приборов как в простых, так и сложных задачах промышленной сферы.