Устройство и использование двигателей асинхронного короткозамкнутого типа

В статье рассмотрим, почему наиболее популярен именно асинхронный двигатель в исполнении с короткозамкнутым ротором. Изучим положительные и отрицательные качества конструкции. Также расскажем о распространенных поломках и способах их выявления.

Современное электроснабжение осуществляется посредством сетей переменного тока. Оборудование и электроприборы производятся в соответствующем исполнении. К ним можно отнести и асинхронные трехфазные двигатели. Есть несколько разновидностей таких моторов, однако наиболее широко применяется вариация с короткозамкнутым ротором (обычая или реверсивная), о которой и пойдет речь в данной статье. Причина такой популярности в простоте конструкции и малой себестоимости производства.

Конструктивные особенности

Основными элементами электродвигателя любого назначения являются статор и ротор. Для защиты от контактов с окружающими объектами система с обмотками закрывается в прочный кожух. Предотвратить перегрев обмоток позволяет дополнение в виде установленного на роторном валу охлаждающего вентилятора. Статор асинхронного трехфазного двигателя с короткозамкнутым ротором имеет стандартное для электродвигателей строение. Исполнение, рассчитанное на работы с обмотками на три фазы, подразумевает расположение сердечников под углом в 120о. Обмотки выполняют из медной проволоки подходящего сечения, изолированной. Подключение обмоток производится в звезду или треугольник (оно описано в отдельных статьях). Статорный магнитопровод жестко фиксируют к стенкам корпуса. Роторная часть имеет внешний вид, похожий на небольшую цилиндрическую клетку. Парные кольца исполняют роль короткозамыкающего элемента для стержней, изготовленных из алюминия. Если рассматривать конструкцию высокой мощности, для нее стержневые части конструкции могут изготавливаться из меди. Причиной использования данного материала служит его низкое сопротивление. Однако есть и минусы – медь для обмотки стоит дороже алюминия и быстрее плавится при нагреве сердечника вихревыми токами. Расположение стержней при сборке выполняется поверх сердечников из специальной трансформаторной стали. Монтаж производят на валу агрегата, провод обмотки впрессовывается в специальные пазы магнитопровода. Простота изготовления повышается тем, что в таком исполнении для магнитопроводных пластин не требуется изоляция. Это – один из главных факторов, сделавших асинхронный агрегат короткозамкнутого типа самым популярным (его доля в общей массе электромоторов достигает 90%).

Разновидности по количеству фаз

В зависимости от исполнения и способа подключения конструкции для короткозамкнутого вида делят на 3 типа, каждый из которых имеет свои особенности:
  1.       Однофазные. Применяется единственная рабочая обмотка. Запуск производится посредством катушки индуктивности, на короткий период подключаемой к сети через конденсатор. Также возможен вариант короткого замыкания. Конструкция рассчитана на малую мощность, и широко применяется в бытовых приборах.
  2.       Двухфазные. Статорная конструкция использует 2 обмотки, расположенные перпендикулярно относительно друг друга. Подача переменного напряжения при этом производится на каждую из них. Основное направление применения – однофазные сети. Для корректной работы в таких условиях напрямую к фазе подключается только одна из обмоток. Вторая запитывается посредством фазосдвигающего конденсатора. Данный элемент является обязательным, поскольку без его добавления в схему вращение вала не начнется. В силу такой особенности двухфазные асинхронные двигатели иногда называют конденсаторными.
  3.       Трехфазные. Конструкция подразумевает 3 обмотки. Могут производиться с разными системами пуска, однако в любой конструкции отличаются повышенной стабильностью работы при номинальной нагрузке. Имеют самые высокие пусковые характеристики.
Количество и расположение обмоток выбирают в зависимости от типа сети и уровня нагрузок, которые придутся на мотор.

Различия между короткозамкнутым и фазным ротором

Система такого мотора построена на основе трех обмоток статора, формирующих разное количество магнитных полюсов (в зависимости от конструкции, выбранной в процессе проектирования). Объем полюсов на обмотках оказывает влияние на номинальный режим работы. Роторная система же может быть выполнена в 2 вариантах – короткозамкнутом и фазном.

Короткозамкнутый ротор

При помещении в движущееся магнитное поле статора, замкнутый виток проводника начнет индуцировать ЭДС, вследствие чего будет вырабатываться ток. Из-за этого замкнутый контур начинает подвергаться воздействию сил Ампера, поворачиваясь в том же направлении, что и у магнитных полей статора. В этом заключается основной принцип работы короткозамкнутого электродвигателя. Вместо замкнутого контура в конструкции применяется набор стержней из меди или алюминия, замкнутых накоротко кольцами. Переменное напряжение при прохождении по статорным обмоткам создает вращающееся магнитное поле. На замкнутых контурах роторной конструкции появляется ток, и вся система приходит в движение. Вращение происходит за счет разной величины индуцируемого тока на парах стержней, что постоянно меняется в зависимости от расположения парных элементов относительно магнитного поля. Для устранения пульсации и сохранения постоянности крутящего момента стержни «беличьей клетки» располагаются не параллельно валу. Небольшой наклон также снижает действие высших гармоник при работе электродвигателя.

Фазный ротор

Асинхронные модели с фазным ротором конструктивно имеют полноценную обмотку. В роторной конструкции предусмотрены специальные пазы, в которых укладываются провода. Выводы от обмотки подключены к контактным кольцам, которые расположены на валу. При этом поверхности данных элементов изолированы друг от друга и от вала. Конструкция обмотки составлена 3 частями, каждая из которых отвечает за отдельную фазу. Наиболее распространенным способом подключения является звезда. Фазные системы более сложны, чем короткозамкнутые и имеют большую себестоимость. Однако они предоставляют больше возможностей по регулировке рабочего момента на валу. Статорная обмотка в фазном электродвигателе представляет собой аналог ротора на короткозамкнутой конструкции. Она создает разное количество парных полюсов, объем которых зависит от набора катушек, сдвинутых относительно друг друга на определенную величину (120о, 60о, 40о и т.д.). Регулировка рабочего момента осуществляется посредством управления напряжением на обмотках.

Скольжение S

Параметр скольжения есть во всех асинхронных силовых агрегатах. Возникает данное явление из-за разницы в частоте вращения магнитного поля статора и ротора. Индуцируемая в стержнях ЭДС может появляться только при их движении относительно магнитного поля. Ротор при этом немного отстает. Если скорости вращения одинаковы, в стержнях клетки не индуцируется ток, что делает невозможным дальнейшее движение. Поэтому в любом исполнении и рабочей нагрузке ротор движется с немного меньшей скоростью, чем магнитное поле. Измерение скольжения производится в процентах. На холостом ходу данный показатель стремится к 0. При застопоренном роторе (КЗ) параметр равен 1. В асинхронной системе с короткозамкнутым ротором  параметр скольжения зависит от нагрузки.

Пусковой ток

Прямой пуск мотора характеризуется значительно большим уровнем тока, чем при его стабильной работе. Пусковой показатель может превышать номинал в 5-8 раз. При этом номинальный ток всегда указывается производителем на шильдике двигателя, тогда как пусковой описан только в технической документации. В характеристиках этот параметр указан как отношение пускового тока к номинальному.

Как вычислить пусковое напряжение?

Есть несколько способов произвести расчет пускового тока для асинхронного двигателя. Эти варианты пригодятся в том случае, если величина соотношения не указана в технической документации или сопровождающие бумаги были утеряны:
  1.       Осциллограф. Проверка показаний производится в момент пуска посредством резисторного шунта. Действующее напряжение вычисляют из максимального амплитудного значения, после чего, используя закон Ома, определяют пусковой ток. Преимущество такого способа в получении конкретных данных по определенному двигателю.
  2.       Пониженное напряжение. В таком варианте на двигатель подается сниженное в 5-10 раз напряжение и производится замер. После пересчета получается пусковой ток. Причем замеры достаточно произвести для 1 фазы. На остальных пусковые показатели должны быть аналогичными. Данный способ применяется на производстве для получения данных, отображаемых в таблице. Основанием служит номинальный ток, поэтому в каждом отдельном случае пусковой показатель может быть другим.
  3.       Токоизмерительные клещи. Простой и быстрый метод. Наиболее точные показания получаются при замере на системах с длительным пуском и высокой инерцией. Например, это могут быть вентиляторы или двигатели с массивной крыльчаткой.
  4.       Трансформатор. Способ, применяемый в узлах учета электроэнергии. Используя трансформатор, не нужно измерять реальный ток, достаточно получить его величину, уменьшенную в определенное количество раз. Существенным минусом метода является то, что трансформатор рассчитан на частотный диапазон в 50-60 Гц, тогда как пусковые переходные процессы могут иметь более широкий спектр и гармоники.
Важно помнить, что, в силу определенных факторов, заявленный производителем пусковой ток будет иметь большую кратность, чем его реальное значение.

Как уменьшить напряжение при пуске асинхронного мотора

Большое пусковое усилие часто становится проблемой, вызывая перегрузки питающей сети, перегрев, ускоренный износ двигателя. Поэтому необходимо иметь возможность понизить его величину для сохранения работоспособности и долговечности систем. Есть несколько способов:
  1.       Плавный пуск. В таком варианте на двигатель подается сначала пониженное напряжение с постепенным повышением до номинала. Для реализации метода используются УПП (устройства плавного пуска) или частотные преобразователи.
  2.       Ограничители. В таком исполнении в качестве ограничивающего элемента при пуске применяются резисторы с высокими показателями сопротивления. После срабатывания таймера производится переключение двигателя на номинальное значение. Для сборки такого пускового устройства достаточно использовать контактор и реле времени, поэтому сделать его можно самостоятельно.
  3.       Звезда-треугольник. Особый способ подключения обмоток, который позволяет сразу использовать полное напряжение на прямой пуск и реверс, однако выводить магнитное поле двигателя на номинальную мощность постепенно. Такой подход помогает сохранить рабочие характеристики агрегата. Чертеж подобного подключения можно найти в интернете.
Есть также варианты запуска и раскручивания асинхронного реверсивного двигателя вхолостую. Нагрузка подключается только после достижения достаточных оборотов. В таком исполнении могут применяться вариаторы, муфты, коробки передач. При необходимости реализовать быструю остановку, можно использовать динамическое торможение, для чего на обмотки статора подается постоянное напряжение.

Преимущества и недостатки короткозамкнутой разновидности

Высокая популярность и широкое распространение таких конструкций электродвигателя обусловлено его преимуществами:
  •         высокая стабильность работы при номинальной нагрузке;
  •         надежность и долговечность;
  •         простое обслуживание асинхронного мотора, низкие затраты на эксплуатацию;
  •         малая стоимость относительно других моделей;
  •         высокие показатели КПД двигателя.
При правильной эксплуатации такой агрегат прослужит долгое время, не требуя частого обслуживания. Однако есть у системы и свои недостатки:
  •         высокий пусковой уровень напряжения;
  •         низкий коэффициент скольжения;
  •         повышенная реакция на перепады напряжения;
  •         необходимость применения дополнительного оборудования для безопасного пуска асинхронного агрегата (УПП, частотники);
  •         потребность во внешних управляющих узлах для регулировки скорости вращения.
Несмотря на свои недостатки, агрегаты асинхронного типа с короткозамкнутым ротором являются наиболее практичными и популярными в производстве и быту.

Возможные неисправности

Несмотря на простоту и надежность асинхронного двигателя, при неправильной эксплуатации и неблагоприятных внешних условиях они могут потерять рабочие характеристики или выйти из строя. Любые неисправности мелкого или серьезного характера можно разделить на 2 группы – электрические и механические.

Механические поломки

Эти повреждения часто заметны при внешнем осмотре или на слух в процессе работы электродвигателя:
  •         дефекты корпуса, крыльчатки;
  •         ослабленная фиксация обмоток;
  •         деформация вала.
Также частой проблемой является износ подшипников. Для своевременного выявления поломки необходимо проявлять внимание к внешним признакам. Изношенные элементы способствуют появлению вибраций, перегреву агрегата. Также определить неисправность можно акустическим способом – по повышению уровня шума при включении питания.

Электрические неполадки

Среди поломок электрического происхождения чаще всего проявляются:
  •         межвитковые замыкания;
  •         повреждение обмотки;
  •         пробой изоляции на корпус;
  •         потеря сопротивления изолирующего материала, повреждение его целостности;
  •         износ щеток в процессе длительной работы;
  •         поломка контактных колец.
Для выявления таких проблем понадобится произвести замеры с помощью мультиметра и мегаомметра. Проводя исследование асинхронного двигателя с короткозамкнутого исполнения измерительными приборами, можно проверить целостность обмоток, наличие всех фаз, уровень поступающего в него напряжения. С помощью мегаомметра производится замер уровня сопротивления изоляции обмоток. Данный прибор выполняет измерение в условиях подачи повышенного напряжения. При снижении показателя ниже нормы (оно должно быть не ниже 0,5 МОм) необходимо принимать меры. Если он не равен нулю, можно поставить агрегат на просушку. Для этого вместо роторной части внутрь корпуса вставляют мощную лампу накаливания. Если после просушки обмоток показатель сопротивления не повысился, поломка определяется как короткое замыкание. Выявить его точное место можно при помощи омметра, по очереди, замерив сопротивление всех обмоток. Различия между показаниями для обмоток должны быть минимальными, допустимая разница – не больше 2%. Также есть простой «народный» способ определения межвиткового замыкания. Для него понадобится металлический шарик небольших размеров и низкое напряжение. После извлечения ротора из корпуса, на обмотки подается не больше 40В. После этого внутрь забрасывают шарик, который начинает под действием магнитных полей вращаться внутри стартера. При непрерывном движении вывод – обмотки целы. Если же шарик прилип к одной точке, именно в этом месте и произошло межвитковое замыкание, необходим ремонт обмоток. При правильном использовании и постоянном контроле исправности, не придется часто проводить исследование асинхронного агрегата с короткозамкнутого типа на предмет повреждений и выполнять ремонт. Конструкция отличается высокой надежностью и способна долгое время работать без существенного технического обслуживания. Это, в свою очередь, снижает общие эксплуатационные затраты. С учетом низкой общей себестоимости (относительно других вариаций), оно делает электродвигатели с ротором короткозамкнутого типа наиболее практичными и простыми для использования.  https://youtu.be/3nVRzfv6ogw
Оцените статью
bor-obyav.ru