Самое главное о синхронном двигателе с постоянными магнитами

Синхронные двигатели – отдельный вид электромеханического оборудования, имеющего свои конструктивные и технические отличия. В зависимости от требуемых параметров: мощности, частоты вращения, конструируются с разными видами роторов. Это напрямую влияет на функциональность и область их применения. Синхронные электрические машины относятся к оборудованию с питанием от сети переменного тока. Они надежны в работе, обладают простой конструкцией, могут использоваться в качестве эффективных электроприводов или генераторов. Устройства этого типа служат стандартными приводами для ряда инженерных и производственных механизмов, а также выступают в качестве автономных источников электроэнергии на крупных электростанциях. В связи с этим для небольших нагрузок задействуют синхронный двигатель с постоянными магнитами, тогда как мощные электрические машины имеют в своей структуре электромагниты.

Конструктивное решение

Подобно любому электроприводу, синхронные двигатели (СД) представляют собой преобразователи, превращающие электроэнергию в механическую работу. Они также относятся к обратимым механизмам и могут работать в генераторном режиме. В этом случае электрооборудование не является приводами подвижных частей производственных или инженерных установок, а наоборот выступает в качестве источника электроэнергии. Ярким примером подобного применения могут служить гидро- или турбогенераторы. Аналогично асинхронным моторам СД работают от источника переменного тока, имеют два основных рабочих узла – статор и ротор. Первый обладает абсолютно идентичной конструкцией, является стационарным элементом устройства и известен также как индуктор или индукторное колесо. Его основные компоненты:
  • корпус с расположенной на нем коробкой для электроподключений;
  • шарикоподшипники, предназначенные для опоры роторного блока;
  • опорные элементы подшипников;
  • вентилятор, обеспечивающий отвод тепла во время работы электропривода;
  • защитный кожух, отделяющий вращающийся вентилятор от корпуса.
Стальной корпус индуктора имеет цилиндрическую форму, может быть сборным или выполняться из отдельных элементов. Во внутренней части находится стальной сердечник, набранный из отдельных полос толщиной около 0,5 мм. Все пластины надежно изолированы между собой. Наружные полосы имеют специальные пазы, в которых располагаются фазные электрические цепи (обмотки). Конструктивное исполнение (цельное или сборное) зависит от габаритных размеров и, соответственно, мощности электромотора. Статоры небольших механизмов выполняются в виде неразъемного изделия, более мощные устройства имеют сборную структуру. Подобное решение продиктовано трудностями производства, транспортирования, монтажа и ремонта. Индукторы также могут иметь разное расположение обмоток, в том числе распределенное или сосредоточенное. Второй функциональный узел – ротор – обладает индивидуальными особенностями построения, вращается и является непосредственным инструментом передачи механической энергии приводимым рабочим узлам. Его также называют якорем. Именно структурой роторного блока отличаются между собой электроприводы синхронного и асинхронного типа. В зависимости от нагрузки, которую должен воспринимать СД и, соответственно, параметров его мощности, роторный механизм, имеющий в своем составе сердечник, конструируют разными способами. Это может быть:
  • синхронный двигатель с постоянными магнитами (СДПМ) на якорном узле, обеспечивающими магнитоэлектрическое возбуждение;
  • электромашина с электромагнитами, осуществляющими электромагнитное возбуждение.
Первый вариант предназначен для электроприводов небольшой мощности, второй – для электроустройств, рассчитанных на восприятие больших нагрузок. Постоянные магниты выполняются из магнитотвердых материалов (прецизионных сплавов), обладающих высокой остаточной магнитной индукцией. Их характерная особенность заключается в способности сохранять длительное время состояние намагниченности. Магнитотвердые изделия бывают разной формы и являются автономными источниками (не потребляющими энергии) магнитного поля. Относительно способа установки магнитов СД делятся на электродвигатели с поверхностным и встроенным расположением магнитных элементов. Электромагниты, как следует из самого названия, связаны с электрическим током. Это устройство состоит из ферромагнитного сердечника и обмотки, которая, находясь под напряжением, инициирует возникновение магнитного потока вокруг сердечника. Назначение любого электромагнита – привести в движение подвижную часть магнитопровода. Таким инструментом служит якорь, который и передает механические усилия рабочим узлам оборудования.

Основные виды и их отличия

Основное отличительное свойство синхронников состоит в одинаковой частоте вращения ротора и магнитного поля, создаваемого обмоткой статора. В зависимости от расположения роторного механизма электроприводы производятся с размещением якоря внутри статора (стандартный тип электромотора) или с наружным конструктивным исполнение (моторы обращенного типа). Относительно конструкции якоря синхронные машины подразделяются на две разновидности:
  • явнополюсные – тихоходные моторы со скоростью до 1000 об/мин;
  • неявнополюсные – высокоскоростные приводы с оборотами порядка 3000 об/мин.
Отличие двух типов приводов состоит в разной конфигурации полюсов, что влияет на технические характеристики электромоторов. Явнополюсный якорный блок имеет магнитопровод, закрепленный на вращающемся валу. К магнитопроводу закрепляются полюса с электрической обмоткой возбуждения и полюсными наконечниками. Количество пар полюсов может быть различным и зависит от требуемой мощности устройства. Обмотка возбуждения создает постоянное магнитное поле. Для ее соединения с неподвижной электроцепью используют два металлических контактных кольца, установленных на якорном валу. К каждому из колец подсоединен один из выводов обмотки возбуждения. У наружной поверхности контактных колец располагаются неподвижные электрические щетки. Во время вращения вала элементы взаимодействуют между собой, в результате чего на щетки передается электропитание. СДПМ с неявнополюсным принципом расположения роторной обмотки имеет цилиндрический магнитопровод (сердечник) с продольными пазами на его поверхности. Обмотка возбуждения распределена в пазах сердечника и при ее электропитании создается неизменное магнитное поле. Для соединения обмотки с неподвижной электроцепью также используются контактные кольца и электрические щетки. Характеристики индуктивности при двух вариантах построения якорного механизма имеют свои отличия. Моторы с неявно выраженными полюсами характеризуются равными величинами индуктивности в продольном и поперечном направлении. У электроприводов с явно выраженными полюсами эти параметры отличаются.

Принцип действия

Работа синхронника основана на использовании свойств трехфазного тока создавать вращающееся магнитное поле, взаимодействующее с неизменным полем роторного узла. Концепция построения и действия индуктора аналогичны трехфазному асинхронному агрегату. Скоростные характеристики магнитного потока статора пропорциональны частоте питающего напряжения. Переменный ток электроцепей, расположенных в статорной пакете, формирует крутящий момент, который, воздействуя на якорь, заставляет его вращаться. Момент вращения зависит от токовой нагрузки и не зависит от скоростных параметров. Поэтому этот тип привода получил название «синхронный», то есть частота оборотов вала и скорость поля статора одинаковы. Постоянные магниты, как ключевой компонент роторного механизма, являются источником магнитного поля. В процессе вращения с одинаковой скоростью, якорные полюса сцепляются с переменным полем индуктора. По этой причине синхронный двигатель с постоянными магнитами не может самостоятельно запускаться при помощи только питающей сети. Инерционность якоря и высокая скорость поля индуктора вызывают необходимость использования дополнительного приводного устройства для запуска электромотора. С этой целью используют сервоприводы, преобразователи частоты или осуществляют асинхронный пуск посредством демпферных (пусковых) обмоток. Электромагнитные процессы в СДПМ с магнитоэлектрическим возбуждением аналогичны процессам в обычных электромашинах, возбуждаемых электромагнитным способом. Отличие состоит в последствиях, к которым приводит реакция якорного узла. Если в обычных приводах при снятии нагрузки магнитный поток полюсов восстанавливается полностью, то в магнитоэлектрических устройствах реакция якоря при определенных условиях приводит к размагничиванию постоянных магнитов. Для ослабления размагничивания принимают специальные меры, увеличивая поток рассеяния между полюсами за счет изменения конструкции полюсных наконечников. Это снижает полезный поток, но мотор становится более стойким к необратимому размагничиванию реакцией якоря. Также для уменьшения потерь магнитных свойств конструкцию якорного узла выполняют типа «звездочка» или с «когтеобразными» полюсами.

Процесс пуска

В режиме пуска, когда ротор неподвижен, магнитное поле индуктора вращается вокруг роторного узла с одинаковой скоростью. В это время за один оборот полярность поля изменяется, и вращающий момент меняется на противоположный. Повторяемость этих изменений зависит от частоты вращения магнитного потока, количества полюсов и равна частоте тока в обмотке статора:

f = nо*p / 60 = fсети.

Якорный механизм, обладая значительной массой и моментом инерции, при большой повторяемости изменений моментного параметра не успевает разогнаться и остается в неподвижном состоянии. Поэтому среднее значение пускового момента, развиваемого электродвигателем, равно нулю. Для пуска маломощного СД на роторных полюсах размещается дополнительная короткозамкнутая обмотка. В режиме пуска он работает как асинхронный и под действием асинхронного пускового момента ротор разгоняется. Когда частота вращения приближается к синхронной, включается обмотка возбуждения, двигатель «втягивается в синхронизм» и вращается с одинаковыми оборотами. В период двигательного режима пусковая обмотка не оказывает влияния на работу электромотора. Для запуска мощных СДПМ используют внешние электрические приводы.

Управляющая система

Управление приводной машиной осуществляется автоматизированными устройствами, в качестве которых используются преобразователи частоты или сервоприводы. Также функция управления может быть реализована специальными системами контроля. Основанием для выбора того или иного метода всегда является задача, которую должен выполнять электропривод. На практике применяются следующие способы управления:
  • синусоидальное – делится на скалярное и векторное;
  • трапецеидальное – может быть с обратной связью и без нее.
Скалярная схема относится к простым способам управления. Она не является оптимальной, не подходит для задач, где нагрузка меняется, поскольку существует вероятность потери управляемости (выхода из синхронизма). Векторный метод подразделяется на полеориентированное и прямое управление моментом. Первый вариант может реализовываться с датчиком положения или без него. Посредством датчика и микроконтроллера достигается плавная и точная установка положения вала и требуемые характеристики скорости СД с большим диапазоном регулирования. Бездатчиковый метод возможен только для явнополюсных электроприводов. Векторное прямое управление отличается простой схемой, хорошими динамическими характеристиками, большим диапазоном регулирования и отсутствием датчика положения. К недостаткам этого способа относят высокие моментные и токовые пульсации. Трапецеидальная схема управления без обратной связи относится к простейшим управляющим методам и обладает теми же минусами, что и скалярная. В случае наличия обратной связи возможно два ее варианта: с датчиками или без. Первый метод предусматривает установку трех встроенных датчиков Холла, которые обеспечивают определение углового положения вала. Второй требует более мощной системы управления и не подходит для работы на низких оборотах.

Основные рабочие характеристики

СДПМ в большинстве случаев выполняют явнополюсными. Об их работе судят по следующим рабочим характеристикам:
  • cos φ – коэффициент мощности, который равен косинусу сдвига фазы переменного тока относительно приложенного к ней напряжения;
  • М – вращающий момент;
  • η – коэффициент полезного действия;
  • n – частота вращения.
С учетом способности электромоторов при перевозбуждении работать с опережающим cos φ, их изготовляют для номинальной работы при cos φ = 1 и опережающем cos φ = 0,8. Частота вращающегося вала при всех режимах постоянна:

n = 60*f1/p,

где f1 – частота тока статора; pчисло пар полюсов статорной обмотки. Вращающий момент равен:

М = М0 + М2,

где М0 – момент холостого хода, является постоянной величиной; М2 – полезный момент изменяется пропорционально полезной мощности и равен:

М2 = P2/?1,

где P2 – полезная мощность, ?1 – угловая частота. Зависимость коэффициента полезного действия от мощности имеет обычный для всех электромашин характер. КПД практически постоянен в пределах изменения нагрузки от 0,5 P2 ном до P2 ном. Зависимость частоты вращения электродвигателя от его моментного параметра известна как механическая характеристика электропривода. В зависимости от режима работы она бывает статической и динамической, что соответствует стабильному и переходному рабочему периоду. Механические характеристики СД оцениваются жесткостью. На основании того, что частота вращения роторного узла под нагрузкой не изменяется, синхронные двигатели с постоянными магнитами относят к идеально жестким приводам. Для получения более полной картины поведения электромотора в момент увеличения нагрузки, во внимание принимают угловую характеристику. Этот параметр отражает смещение осей поля статора и ротора при каждом усилии, что выражается формулой:

Mэм = Mmax*sin θ.

Это уравнение является приблизительной зависимостью, характеризующей моментную величину на валу при определенном значении угла вылета ротора. На практике максимальному показателю момента соответствует угол немного меньше 90 градусов.

Генераторный режим

Особенность синхронных машин обеспечивать длительно постоянные обороты, а также их обратимость способствует большему распространению в качестве генератора переменного тока. На электростанциях применяют турбогенераторы, у которых в качестве первичного двигателя используют паровые турбины и гидрогенераторы с приводом от гидравлических турбин. Турбогенераторы – быстроходные неявнополюсные агрегаты, устанавливаемые на ТЭЦ горизонтально. Они имеют большую длину при сравнительно малом диаметре. Гидрогенераторы – это тихоходные явнополюсные установки, располагаемые на ГЭС вертикально. Они обладают большим диаметром при относительно малой высоте. Генераторы описываются следующими основными характеристиками:
  • холостого хода, представляющего собой зависимость Е0 = f (Iв);
  • внешними, описываемыми функцией U = f (I);
  • регулировочными, характеризуемыми зависимостью Iв = f (I).
Роторный механизм магнитоэлектрических генераторов при небольшой мощности выполняется типа «звездочка», при большей нагрузке – «когтеобразным». При значительной мощности (от десятков до сотен киловатт) конструкция генераторов становится похожей на исполнение нормальных явнополюсных синхронников.

Преимущества и область применения

Благодаря освоению производства прецизионных сплавов стало возможным конструировать и успешно применять СДПМ с технологией магнитоэлектрического возбуждения. По сравнению с устройствами на электромагнитах более простая конструкция этого типа электрооборудования обусловила ряд практических преимуществ:
  • повышенную надежность;
  • увеличение коэффициента полезного действия, вследствие отсутствия потерь на возбуждение;
  • уменьшение габаритов и массы при повышенных частотах и небольшой мощности;
  • возможность автономного использования как генератора увеличенной частоты малой и средней мощности.
В качестве электроприводов СДПМ не получили достаточного распространения по причине плохих пусковых свойств. Ограниченность применения также вызвана их повышенной стоимостью по сравнению с СД других типов. Это обусловлено сложностью и дополнительными затратами на изготовление и обработку магнитотвердых материалов, обладающих большой коэрцитивной силой. Поэтому подобные электроприводы производят на небольшие мощности для применения в системах производственной автоматики и приборостроении. https://youtu.be/jkI3fkwYi8w
Оцените статью
bor-obyav.ru