Конструкция двигателей вполне стандартная: основа работы – статор и ротор. Но что делает особенными гистерезисные движки? Ниже поговорим об их устройстве, работе и применении. Поехали! [caption id="attachment_4624" align="aligncenter" width="426"]
Гистерезисный двигатель[/caption]
Конструкция гистерезисного электродвигателя
Сегодня в сфере производства автоматики очень распространены синхронные микродвигатели, в основе работы которых лежит эффект магнитного гистерезиса. Статор в таких двигателях аналогичен статорам, которые содержат синхронные и асинхронные агрегаты. Он сделан из листов специальной стали, которые изолированы друг от друга. В его пазы (обычно они полузакрытые) укладывают обмотку. Она может быть двух- или трехфазной, а когда на нее поступает питание от источника переменного тока, возникает вращающееся магнитное поле. В основном, ротор двигателей на основе магнитного гистерезиса – это полый цилиндр, он может быть сплошным или шихтованным. Делают его из магнитотвердых материалов с широкой петлей гистерезиса, т. е. обладают большой остаточной намагниченностью. Располагают его на втулке, которая бывает магнитной или немагнитной. Разные роторы в гистерезисных моторах представлены на рисунке 1. [caption id="attachment_4628" align="aligncenter" width="488"]
Рисунок 1. Магнитные схемы гистерезисных двигателей с различными роторами: а — с ротором из магнитотвердого материала; б — с составным ротором с ферромагнитной втулкой; в — с составным ротором с немагнитной втулкой; г — двигателя с ферромагнитной втулкой; 1 — ротор; 2 — статор; 3 — магнитотвердый материал; 4 — втулка; 5 — запорное кольцо[/caption]
Работа гистерезисного мотора
Мы уже упоминали, что функционал таких движков основывается на гистерезисном моменте. Что это значит? Обратите внимание на рисунок 2а. На нем изображено статорное поле, те есть два полюса одного постоянного магнита. Между ними установлен ротор цилиндрической формы (его, как сказано выше, делают из магнитотвердого материала). Намагничивание ротора происходит благодаря действию внешнего поля. На той стороне, которая смотрит на северный полюс роторного магнита, начинается возбуждения южного. Работает это и в обратную сторону. [caption id="attachment_4625" align="aligncenter" width="558"]
Рисунок 2[/caption]
Те силы, что имеют радиальное направление относительно ротора, начинают оказывать на него действие. Если полюсы статорного магнита начнут вращаться вокруг якоря, появится так называемое магнитное запаздывание (собственно, наш гистерезис). Из-за него в активной части ротора не будет перемагничивания во время смены направления поля, которое вращается. Между осями роторного и внешнего полей возникнет некий угол. Силы, которые оказывают действие на ротор, тоже сменят направление движение на появившийся угол. В то же время тангенциальные составляющие ускорения будут создавать момент гистерезиса. Магнитное запаздывание – это стремление частиц в ферромагнитном материале (другими словами элементарные магниты), находящемся во внешнем поле, к ориентированию на направление внешнего поля. Такое явление присуще шаговым двигателям. Тут важно не путать: поле может менять направление вращения, а вот частицы – ориентацию. Препятствием к изменению этой ориентации становится внутренняя сила молекулярного трения в магнитотвердых материалах. Чтобы изменить направление движения частиц ферромагнита, нужно добиться определенной величины магнитодвижущей силы. Из-за этого процесс перемагничивания ротора будет немного отставать от смены направления внешним полем. Это и есть магнитное запаздывание. Характеризует это запаздывание угол гистерезисного сдвига. Он появляется между двумя векторами: магнитного потока в роторе и статорных обмотках. Величина угла зависит только от того, какими магнитными свойствами обладает материал ротора. В процессе преодоления силы молекулярного трения, происходит частичная потерямощности. Это потери на гистерезис. Их значение находится в зависимости от скольжения. Электромагнитная мощность, которая передается в ротор – это потери в нем, деленные на величину скольжения. Вращающий момент двигателя – это электромагнитная мощность, деленная на синхронную угловую скорость. Из этого можно сделать следующие выводы: между величиной момента гистерезиса и частотой вращения ротора (это скольжение) нет никакой зависимости. График вращающего момента – это прямая, параллельная оси абсцисс. Он показан на рисунке 3. [caption id="attachment_4626" align="aligncenter" width="329"]
Рисунок 3[/caption]
А вот зависимость между углом гистерезисного сдвига и шириной петли гистерезиса определенно есть и она прямая. Рисунок 4 изображает пару гистерезисных петель из разного материала: на кривой 2 – самая обычная сталь, а на кривой 1 – магнитотвердый сплав. [caption id="attachment_4627" align="aligncenter" width="314"]
Рисунок 4[/caption]
Если в производстве ротора использовать обычную сталь, нельзя будет добиться достаточно большого гистерезисного момента. Возможность получения нужного момента гистерезиса есть исключительно при применении магнитотвердых сплавов типа викаллой, как на кривой 1 рисунка 4, расположенного выше. Как правило, ротор двигателя, который работают на основе эффекта магнитного гистерезиса, делают сборным. Магнитотвердый элемент – шихтованное или массивное кольцо (1), который размещен на втулке (2). Ее жестко насаживают на вал двигателя (3). Все это показано на рисунке 4. В электродвигателях, ротор которых выполнен не из отдельных пластин, статорное поле, приходя во вращение, начинают наводить вихревые токи в нем. Они, в свою очередь, начинают взаимодействовать со статорным полем, результатом чего является возникновение электромагнитного момента. Его величина пропорциональна частоте вращения ротора. Наибольшее значение электромагнитного момента наблюдается в условиях, когда ротор находится в статичном состоянии. А это не что иное, как момент запуска электромотора. После завершения пускового момента, с уменьшением величины скольжения убывает и момент. Если частота становится синхронной, электромагнитный момент будет равен нулю. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в гистерезисном электромоторе создание вращающего момента напрямую связано с моментами вихревых токови гистерезиса. Рисунок 4 показывает, как результирующий момент электромотора зависит от величины скольжения. Положение этой кривой имеет зависимость от того, как соотносятся моменты. Мотор, в основе функционирования которого лежит эффект магнитного гистерезиса, способен работать с разными типами частоты: синхронными и асинхронными. Но его работа во втором упомянутом режиме совершенно не выгодна, так как в двигателе будут происходить значительные потери на то, чтобы перемагничивать ротор. Причем их величина будет расти по мере того, как будет увеличиваться скольжение.Применение
Гистерезисные электромоторы используют в тех приборах и устройствах, мощность которых составляет десятки ватт с повышенной частоте напряжения и вращения (достигающие 24 – 30 тысяч оборотов в минуту и больше). В таких системах ставят синхронные типы электродвигателей. Тип ротора у них, как правило, обращенный. Такая конструкция применяется в приборах с гироскопом, а также в электрических проигрывателях, воздухонагревателях, калориферах и так далее.Преимущества и недостатки использования
Главные достоинства обсуждаемых сегодня моторов перечислены ниже:- простое устройство;
- отсутствие шума;
- долговечность;
- большая величина пускового момента;
- плавный вход в синхронизм;
- относительно высокий коэффициент полезного действия;
- незначительные изменения в кратности тока от момента запуска до набора номинальной нагрузки.
Мы также привели основные недостатки, к которым нужно быть готовым при работе с такими движками:- небольшой коэффициент мощности;
- дороговизна;
- неравномерный ход из-за качания, которое возникает при резких колебаниях нагрузки. Пусковая клетка, призванная успокаивать или демпфировать двигатель в таких ситуациях, у гистерезисных электромоторов отсутствует.
Последний упомянутый недостаток можно встретить при работе с шихтованными типами роторов. Неравномерное вращение, которое вызывают качания от резкой смены нагрузки, являются главной причиной сильной ограниченности применения электроприводов. https://www.youtube.com/watch?v=UcfteD17xik