Как быстро проверить коллекторный двигатель: как прозвонить однофазный мотор, проверка

Проверка коллекторного двигателя может осуществляться собственноручно. Но это возможно, если позволяет техническая возможность. Для тестирования нужно использовать мультиметр, способный работать в нескольких режимах. Большая часть существующих электродвигателей относится к классу коллекторных агрегатов. Их размещают в стиральных машинах, пылесосах, электроприборах и даже в детских игрушках. Коллекторные моторы отличительны таким фактом, как наличие неподвижных обмоток и обмоток, расположенных непосредственно на валу. Подача напряжения осуществляется путем применения графитных щеток. Через определенное время механизмы начинают неправильно работать. Но перед тем, как проверить коллекторный двигатель, нужно знать особенности конструкции. Чаще всего поломка кроется в коллекторном узле, а именно в якоре. Силовые установки относятся к синхронному типу. Процесс производства предполагает использование современных технологий, устойчивых к внешнему воздействию окружающей среды материалов. Но даже с учетом этого коллекторные установки могут выйти из строя. Это обусловлено ненадлежащей спецификой эксплуатации, несвоевременным техническим обслуживанием деталей.

Типовая конструкция электрических моторов

Конструкционное исполнение электромоторов одинаковое для всех классификаций. Силовые механизмы оснащены неподвижным элементом – статором, и вращающимся – ротором, в некоторых видах – якорем. Формирование кругового движения ротора происходит путем воздействия магнитного поля неподвижного компонента на вращающийся элемент (ВЭ). В статорных обмотках протекают электрические токи. Если обмотки исправны, тогда по ним проходят номинальные расчетные токи. Последние создают магнитное поле наиболее оптимальной величины. Поломка провоцирует ухудшение сопротивления проводников, что приводит к созданию короткого замыкания, межвиткового замыкания, токов утечек. Все упомянутое отрицательным образом сказывается на функциональных возможностях прибора. Между статичным и вращающимся элементами предусмотрен минимальный зазор, отделяющий детали коллекторного двигателя (КД). Он нарушается:
  • разбитыми или изношенными подшипниками;
  • абразивными и механическими частицами, попадавшими внутрь;
  • производственным браком, неправильным техническим обслуживанием с последующей некачественной сборкой.
Соприкосновение статора и ротора запускает разрушительные процессы – формируется дополнительный механический износ. Это усложняет диагностику и ремонт электрических установок с коллекторными узлами. Сюда же относится попытка разборки сборки агрегатов «кустарными» инструментами. Для обслуживания необходимо использовать специальное оборудование, предотвращающее повреждение валовых граней. После осуществления разборки проверяются люфты, свободный ход подшипников – их чистота, количество смазки, посадка. Виду особой конструкции КД, дополнительно проверяются пластины, щетки – части могут быть сильно изношенными, что влияет на работоспособность мотора, оснащенного коллекторным узлом.

Классификация КД

По виду используемого электроснабжения бывают:
  • моторы, работающие на постоянном токе – простое конструкционное исполнение, высокий пусковой момент, плавная частотная регулировка;
  • универсальные – способны работать от постоянного и переменного источника электроподпитки. Имеют компактные габариты, несложное управление, незначительную цену.
Производитель указывает технические характеристики агрегата на табличке. Она крепится к корпусу. Но модернизация, ремонт, изменение перемотки – факторы, вызывающие изменение паспортной информации. Этот нюанс нужно учитывать при проведении ремонта. В бытовом электроснабжении от 220В задействуют:
  • коллекторные установки, оснащенные щеточным механизмом;
  • асинхронный однофазный агрегат;
  • трехфазные синхронные и асинхронные электрические машины.
В электросистемах 380В используются трехфазные синхронные, асинхронные электрические моторы. Они имеют различные конструкции, но функционируют по общим принципам электротехники, что позволяет использовать одинаковые методы проверки. Последние заключаются в замерах электрохарактеристик косвенными/прямыми способами.

Проверка коллекторного агрегата: прозвонка стиральных машин, осмотр работоспособности, общие советы

Неподвижный элемент электродвигателя оснащен 3-мя обмотками. На выходе шесть проводов. Нетиповые конструкции примечательны тремя и четырьмя выводами, соединением по правилу треугольна или звездой. Определение неисправности происходит за счет проверки статорных обмоток коллекторного двигателя мультиметром. Радиоприбор устанавливается в режиме омметра. Один щуп размещается на произвольном выходе, а второй – поочередно измеряет сопротивление на остальных выходах. Пара проводов, имеющих сопротивление в Омах, отделяются специальной пометкой – это нужно делать вручную. Аналогично необходимо поступать с остальными проводами. Нюанс: Согласно закону Ома, ток в обмотке электромотора формируется за счет воздействия приложенного напряжения. Противодействие последнему возникает путем создания полного сопротивления, которое замеряется мультиметром. Обмотки мотора мотаются из одного проводника, имеющего одинаковое количество витков. Они создают равномерное индуктивное сопротивление. Когда провод закорочен или оборван, нарушается как активное, так и полное сопротивление. Межвитковое замыкание – проблема, воздействующая на полную оммную величину. Следовательно, проведение замеров – эффективный способ, позволяющий с высокой точностью определить исправность статорных цепей.

Как определить начало и конец обмотки

Данная методика необходима для выявления направления навивки проводником. Суть технологии заключается в том, чтобы воспринимать статор в качестве трансформатора. Ввиду протекания аналогичных процессоров, оба элемента имеют схожие особенности. Для проведения исследования нужен постоянный источник напряжения (можно использовать обычную батарейку), вольтметр повышенной чувствительности. Стрелочный вольтметр наглядней показывает изменения параметров. На цифровом же сложней правильно отследить варьирование импульса. При подаче «плюса» на одну обмотку происходит процесс, при котором во второй формируется электромагнитный импульс. Он отклоняет стрелку вправо, а если отключить его, тогда движение стрелки вольтметра идет влево. Это значит, что провода имеют абсолютно одинаковое направление обмотки. Аналогичное действие нужно повторить со всеми остальными.  

Прозвонка стиральных машин

Далеко не все стиралки используют именно коллекторный двигатель, но таких большинство. Осуществить проверку собственными руками мотора стиралки другой классификации крайне сложно или вовсе невозможно. Если машинка глохнет, барабан не вращается, не запускается стирка, тогда неисправность кроется в двигателе. В отличие от других агрегатов, конструкция стиральных машин имеет таходатчик. Он располагается непосредственно на корпусе мотора. Измерительный преобразователь (датчик) оценивает показатель частотности оборотов с последующей передачей модулю управления. Выбранный режим работы влияет на корректировку скорости вращения. Причины поломок:
  • преждевременный или усиленный износ щеток, отвечающих за передачу тока;
  • неисправные коллекторные ламели – разъемы затираются, формируются зазубрины. Ремонт не производится, только замена на новые элементы;
  • произошло короткое замыкание – признаком является обрыв статорных или роторных обмоток.
Визуальный осмотр не всегда сможет определить неисправность электрических щеток КД. К основным признакам относятся такие аспекты, как посторонний шум, скрежет, вращение барабана исключительно на низких оборотах, ускорение вращения без видимой на это причины, программные сбои, значительный шум. Преждевременный износ вызван перегрузкой барабана бельем, включением отжима на исключительно высоких оборотах. При подключении мотора к напряжению видно искрение. Это значит, что щетки необходимо максимально быстро менять парой, а не по отдельности. Важно: Менять обе щетки. Замена только одной вызовет неравномерное воздействие на ротор, что приведет еще к более серьезной поломки. Установка в обратном порядке, а после – подключение к источнику напряжения. Для прозвонки мультиметр нужно использовать два раза. Первый – измерить сопротивление, а второй – в качестве зуммера. Устройство подключается к ротору щупом и к каждой ламели поочередно. Звуковой сигнал станет свидетельством неисправности.

Распространенные проблемы с коллекторным электродвигателем

Перед тем, как проверить коллекторный двигатель мультиметром, нужно тщательно осмотреть шнур питания, элементы, отвечающие за пуск регулировочных компонентов. Также просмотреть кнопки включения. Если визуальная диагностика ничего не обнаружила, тогда стоит разобрать проверяемое оборудование.

Износ щеток и появление почернений

Старый щеточно – коллекторный узел нужно заменить. Изношенные щетки ухудшают работоспособность силового агрегата. Новые детали должны быть одинаковой формы и соответствующие старым компонентам размеры. Процесс замены несложный – сдвигается фиксатор, меняются щетки по отдельности или вместе с держателями. Подключается медный проводок. Потемнение коллектора – следствие засорения контактов. Для чистки используется наждачная бумага. Встречаются ситуации, когда на месте контактов образуется канавка, которую нужно тщательно проточить на станке.

Износ расходных подшипников

Усиленное вибрационное воздействие и биение патрона, возникшие в процессе эксплуатации, свидетельствуют о необходимости установки новых подшипников. Несвоевременная замена провоцирует соприкосновение статора и ротора. Последнее – серьезная проблема, приводящая к поломкам статического компонента и ВЭ с дорогостоящей их заменой. Проверка подшипников следующим образом:
  • электродвигатель размещается на твердом основании;
  • одна рука располагается на моторе, вторая – крутит вал;
  • в исправном состоянии вращение происходит без проблем. Если возникает царапающий звук, КД заедает, чувствуется неравномерное вращение, тогда подшипник изношенные.
Замена начинается с разборки двигателя. Далее, достается ротор или якорь. Подшипники снимаются специальным съемником – применение такого оснащения препятствует слизыванию граней. Новые расходники должны полностью соответствовать габаритам старых, включая ширину и диаметр. Насадка осуществляется металлической трубой, отвечающей внутреннему диаметру кольца.

Редкие неисправности

Запущенное состояние КД – гарантия возникновения более серьезных неполадок, связанных с обрывом, выгоранием. Последние происходят в обмотке или в области подключения. Нередко сопровождаются дополнительным оплавлением, замыканием коллекторных ламелей. Проблемы определяются визуально, но это возможно не всегда. Нужно обратить внимание на состояние обмотки. Нарушение целостности сопровождается почернением, ухудшением работы контактов выводов, появлением запаха горения проводников. Место между ламелями КД чистится от графитовой пыли. Правильная работа мотора происходит при соблюдении следующих условий:
  1. присутствует качественная изоляция, предотвращающая возникновение контакта между токопроводящей частью и корпусом двигателя;
  2. намотка произведена согласно заводским рекомендациям при соответствии электротехническим стандартам;
  3. соединения имеют бесперебойный электроконтакт.
Если внешне неисправность не обнаружена, тогда стоит прозвонить мультиметром. Сбои работоспособности являются следствиями обрывов внутренней цепи, замыканием в пространстве, где его контакта не должно быть. Они без проблем определяются мультиметром. https://www.youtube.com/watch?v=9iy0lqpMrsU&ab_channel=%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%A9%D0%A7
Оцените статью
bor-obyav.ru