Изменение направления вращений в асинхронном электродвигателе

Изменение направлений вращения асинхронных электрических двигателей довольно распространенное действие, применяемое во многих производственных системах. Как правильно его осуществить и какие выгоды от него вы получите – мы опишем далее в статье. 

Реверс двигателя с расщепленной фазой Асинхронные электродвигатели довольно широко распространены в отечественной сфере автоматизации, они являются одними из самых популярных. Самой простой модификацией агрегатов является однофазная, работающая от электрической сети питания однофазного переменного тока (220 вольт), при этом не используется преобразователь частоты. Ключевая особенность – применение только одной обмотки (фазы) статора после запуска в работу.   Трехфазные же модели оборудованы намоткой статора трехфазного типа и работает от сети переменного тока, с мощностью в 380 вольт.  Несмотря на тип конкретного силового агрегата, лишь в некоторых модификациях реализована возможность реверса. Сегодня мы рассмотрим, как изменить направление вращения поля электродвигателя своими руками, чтобы обеспечить возможность работы мотора в обоих направлениях.   Давайте же рассмотрим несколько вариантов обеспечения реверса однофазным силовым агрегатам, которые достаточно просто можно самостоятельно реализовать.

Реверсивное подключение однофазного мотора

  Перед тем, как приступить к выбору схемы подсоединения асинхронного электрического двигателя на 1 рабочую фазу, стоит определиться в том, нужен реверс или нет. Как показывает практика, в большинстве ситуаций, для обеспечения полнофункциональной работы машины, необходимо позаботиться о наличии возможности обратного вращения ротора. Исходя из этого, довольно грамотным решением будет установить механизм, с помощью которого будет регулироваться частота оборотов якоря, а управлять ним проще всего при помощи кнопочного поста.  Если же оборотов в одном направлении будет достаточно, тогда можно использовать самые простые схемы подключения, в которых не предусмотрена возможность переключения направленности. Но, нас сегодня интересует, как обеспечить возможность смены направления оборотов и о ней мы дальше и расскажем. 

Основная задача 

Итак, давайте для рассмотрения выберем уже подключенный асинхронный однофазный мотор с реализованной пускозарядной емкостью. Таким образом, двигатель будет вращаться по ходу движения часовой стрелки [caption id="attachment_4656" align="aligncenter" width="561"]Постановка задачи Постановка задачи[/caption]   Далее стоит указать на основные моменты, которые будут учитываться при изменении частоты магнитного поля:
  • на рисунке точка «А» определяет старт пусковой обмотки, а точка «В» – завершение. К самой первой клемме «А» подключается провода светло коричневого цвета, а к завершающим – зеленого;
  • «С» - указывает на старт рабочей намотки, тогда как «D» - на конец. К началу контактного элемента подключается провод красного цвета, а к конечному – светло синего;
  • стрелки на картинках указывают на направление вращения роторного механизма двигателя.
Основная задача – реализовать обратное вращение однофазного силового агрегата, при этом, не открывая корпус устройства. Для этого мы опишем 3 основных метода, которые лучше всего помогут осуществить задуманное. 

Способ 1 – переподключение 

Метод действует на рабочую намотку, для которой, собственно и осуществляется повторное подключение. Для того, чтобы изменить направленность оборотов мотора, достаточно поменять местами начало и завершение рабочих намоток, которые являются неизменно включенными.  Для того, чтобы провести работу с наружными контактами, необходимо выполнить следующий алгоритм:
  1. корпус по умолчанию должен иметь 4 кабеля, которые выходят изнутри. Два из них являются началами рабочей и пусковой намотки, два других – соответствуют соответствующим завершениям. Что нужно сделать? Определить какая из пар за что отвечает и далее работать с намоткой рабочего действия;
  2. далее следует обратить внимание, что к двум рабочим обмоткам подключено две полосы: одна представляет собой ноль, вторая – фазу. Отключите мотор от электросети питания и проведите реверс, путем перебрасывания фазы с контакта исходного типа на конечный. Ноля же следует переместить наоборот – с конечного на стартовый (если по умолчанию была реализована противоположная ситуация, то перекидывать контакты стоит напротив).
[caption id="attachment_4661" align="aligncenter" width="490"]Вариант1 Вариант1[/caption] В результате получится новая схема, в которой две точки C и D будут менятсья между собой местами. Это обусловит то, что якорь асинхронного электрического двигателя будет оборачиваться в обратную сторону. 

Способ 2

Суть этого метода состоит в повторном подключении стартовой намотки. То есть, необходимо поменять расположение начала и конца пусковой намотки. Технически это реализуется похоже к ранее описанному способу:
  • из корпуса мотора выходит 4 кабеля. Задача прежняя – определить, какая именно пара отвечает за пусковую намотку, является ее отводками;
  • конец, маркируемый «В» стартовой катушки подключается по умолчанию с началом рабочей «С». Элемент «А» соединяется с конденсатором пускозарядного действия. осуществить реверс в этой ситуации вполне реально, для этого нужно подсоединить емкость к выводу, указанному, как «В», а старт «С», с «А». 
[caption id="attachment_4658" align="aligncenter" width="524"]Вариант 2 Вариант 2[/caption] В результате получится следующая картина: произошла рокировка точек «В» и «А», что указывает на то, что ротор снова начал вращаться в направлении, противоположному основному. 

Способ 3

Здесь необходимо поменять местами рабочую обмотку с пусковой, и в обратном направлении. Для силовых агрегатов с напряжением в 220 вольт два вышеописанные способа будут результативными, если будет соблюдаться условие о том, что из корпуса будут выходить отводки сразу от двух обмоток и видны будут все концы и начала. Но, на практике все чаще встречаются устройства, конструкция которых не предусматривает открытости всех четырех компонентов. Производители намеренно устанавливают вне оболочки только 3 контактных элемента. Такой метод обеспечивает увеличенный уровень защищенности рабочего устройства, но, тем не менее, есть возможность модернизировать на реверс и его [caption id="attachment_4659" align="aligncenter" width="645"]Вариант 3 Вариант 3[/caption] На картинке можно видеть, что из защищенного мотора выходят три кабеля для подключения: фиолетовый, синий и коричневый. Две линии – красного и зеленого цветов указывают на конец пусковой намотки «В» и старт рабочей «С». Все эти обмотки соединяются между собой внутри конструкции. Доступ к ним закрыт, а для того, чтобы его получить, нужно разбирать корпус, а по условиям задания мы этого делать не можем.  В такой ситуации алгоритм действий следующий:
  1. снятие конденсаторного устройства со стартового вывода «А»;
  2. подсоединение прибора к исходящему выводу «D»;
  3. пускание отводов от проводов «А» и «D» и номинальной фазы. Реверс возможно реализовать и с применением ключа. 
При такой новой схеме при подсоединении фазы к отводке «D» будет наблюдаться вращение ротора в одном направлении. В ситуациях, когда провод фазы будет переброшен на среду «А», то появляется возможность менять направления оборотов в противоположном направлении. Реверс осуществляется  путем ручного разъединения и подключения проводов. Вышеуказанный ключ существенно упростит решение данной задачи.  Важно не забывать, что этот способ реализации обратных вращений для асинхронного электрического двигателя с одной фазой не является распространенным. Он имеет место лишь в ситуациях, когда:
  • рабочая и пусковая обмотка имеют одинаковую длину;
  • полное соответствие площадей поперечного сечения каждой из намоток;
  • материал изготовления кабелей – одинаковый. 
Все вышеописанные физические параметры напрямую влияют на показатель сопротивления, которое на всех катушках должно быть одинаковым. Если же длина или толщина проводов будет разниться, то уровень сопротивления рабочей намотки будет аналогичным пусковой, но до реверса. Самым вероятным последствием такого может быть выход мотора из строя, он просто не запустится. 

Другие рекомендации

Бывают ситуации, при которых длина, толщина и материал исполнения намоток полностью соответствуют друг другу. В них все равно не стоит допускать продолжительность оборотов ротора в противоположном направлении. Это может вызвать перегрев и дальнейшую поломку силового агрегата. Коэффициент полезного действия машины при этом также снижается. Реверсировать асинхронный движок на 220В – задача несложная, но с конструкциями, которые подразумевают выход концов намоток наружу корпуса. Самым сложным вариантом является последняя ситуация, когда разработчик оставил в пределах доступа только три вывода. Но и его желательно реализовывать только тогда, когда планируется кратковременное включение мотора в сеть питания.  Если все-таки не получится быстро организовать обратное вращение вала, можно открыть коробку, чтобы упростить переключения, описанные в первых двух способах. Это обеспечит безопасность функционирования, максимальная скорость, да и КПД останутся на высоком уровне. 

Расщепленная фаза 

В этом разделе мы вкратце опишем метод, используемый для обеспечения реверса моторов с расщепленной фазой. Ключевая особенность агрегата – подключение основной обмотки напрямую к сети переменного напряжения с частотой в 60 герц. Вторая же обмотка соединяется с конденсатором последовательным способом. Процесс взаимодействия между показателями индуктивности двух этих катушек и конденсаторной емкостью способствует тому, что намотка смещается по фазе приблизительно на 90 градусов, по отношению к основной.  [caption id="attachment_4657" align="aligncenter" width="501"]Реверс двигателя с расщепленной фазой Реверс двигателя с расщепленной фазой[/caption] Главная катушка генерирует магнитное поле, которое в процессе работы демонстрирует вертикальное чередование. Другая же намотка также создает поле магнитного типа, которое чередуется уже горизонтально, но за пределами фазы. Вместе эти явления создают магнитное поле, которое постоянно находится во вращаемом положении.  Ротор пытается выдавать соответствующие показатели, поэтому, он тоже относится к вращающимся деталям. Процесс переключения мотора представляет собой обыкновенно перемещение силового поля таким образом, чтобы вторая намотка была напрямую под переменным током. Движения с одной стороны (от А к В) силовых соединений обусловливает рокировку намоток: М выполняет роль фазосдвинутой, а О 0 основной.  Если мощность машины превышает показатель в 1,4 лошадиные силы, обе намотки, как правило, обладают разным количеством витков, что делает невозможным данный метод реверсирования.  Для начала стоит убедиться в одинаковом уровне сопротивления двух обмоток. Когда показатели сопротивления разные, тогда все равно есть возможность поменять элементы местами, поменяв при этом и полярность каждой из катушек. При этом должно соблюдаться условие, согласно которому намотки не соединены друг с другом внутри мотора. 

Стартерный способ 

Решение также активно используется с электродвигателями однофазного типа. Чтобы обеспечить обратный ход, дополнительно применяют пару стартеров. Их клеммы напряжения подсоединяются на входе по прямой линии. На выходе способ подключения прямо противоположный.  С целью предотвращения возникновения короткого замыкания из-за случайного нажатия двух пусковых клавиш на операторской панели, одновременно осуществляется подача напряжения на катушки. Осуществляется это при помощи дополнительных контактов двух противоположных стартеров. Исходя из этого, можно видеть, что в то время, когда основной набор контактов находится в замкнутом состоянии, линия, подводящая к соленоидному компоненту, разомкнута.  https://youtu.be/SdFfR2mxbxo   Управленческая панель оборудована колонкой с тремя клавишами, каждая из которых – однопозиционная. Подключение реализуется таким образом:
  • один кабель фазы подводится к кнопке «Стоп» которая нормально замкнута. При помощи перемычек, этот же провод подводится и к двум кнопкам «Старт», они же всегда находятся в нормально разомкнутом состоянии;
  • два кабеля идут от клавиши «Стоп» ко всем оставшимся контактам пускателей, которые в процессе запуска замыкаются. Этот шаг обеспечивает надежную блокировку;
  • от «Пуска» протягивается одно соединение к контактным элементам второго пускателя, которые при старте размыкаются. 
Клеммные колодки разных моделей двигателей обладают разным числом резьбовых клемм, которые маркируются W2 и W1, U1 и U2, V1 и V2 (пример для модели, включающей 6 клемм резьбового типа). Для того, чтобы обеспечить вращение мотора по ходу часовой стрелки, необходимо осуществить следующую коммутацию:
  • подача напряжения на соединения W2 и V1;
  • концы намотки подключаются к клеммам U. Для обеспечения питания проводится соединение при помощи перемычек по стандартной схеме: U1-W2 и U2-V1;
  • окончания второй катушки подводятся к V2 и W2;
  • к разъемам V подключаются конденсаторы фазовых сдвигов;
  • свободным остается только W1.
Обеспечения вращений против хода часовой стрелки реализуется путем изменения положения перемычек, которые располагаются по схеме W2-U2 и U1 – W1. Самостоятельный реверс основывается на двух триггерах магнитного действия и трех клавишах:
  • 2 нормально разомкнутого типа, отвечающие за запуск;
  • 1 нормально замкнутую, реализующую остановку. 
[caption id="attachment_4654" align="aligncenter" width="471"]Определение намотки Определение намотки[/caption]

Обратные обороты конденсаторных пусковых моторов 

Данные силовые агрегаты являются одними из самых распространенных из категории асинхронных и, как отдельная разновидность, они также обладают своими особенностями. Касаются они многих аспектов, но сейчас мы рассмотрим обеспечение обратного запуска.  После старта асинхронный агрегат на 1 фазу способен работать, вращаясь в любом необходимом направлении. Для того, чтобы провести грамотную замену, необходимо, прежде всего, внести изменения в направление вращающегося поля магнитного действия. Это поле генерируется обмотками пускового и основного типа. Достичь этого можно просто поменяв показатели полярности в пусковой намотке. То есть, необходимо поменять места расположения соединений сразу на двух концах статорной обмотки. В отдельных случаях это – обычная намотка, в других же – обмотка, в которой уже поменяны местами конденсатор и компонент переключения. Порядок расположения двух последних устройств не играет важной роли, при условии, что они подсоединены последовательным способом.  Еще один эффективный метод реверса – перевернуть основную катушку, что в результате принесет аналогичный предыдущему эффект.  Переключение головной обмотки с намоткой пускателя (аналогично ситуации с мотором с фазой расщепленного типа) также будет способствовать вращениям в обратную сторону. Но, в этой ситуации, машина не будет выходить на максимальную мощность, а при попытках все же задать максимум, агрегат может просто перегореть. Обусловлено это тем, что стартерная обмотка не разработана для длительной работы. На таких модификациях производитель даже указывает на невозможность реверса.  Большинство компоновок моторов данного типа демонстрируются только с тремя проводами, выходящих из намоток:
  • красного цвета;
  • желтого;
  • синего.
Начало основной и стартовой намотки, соединяются между собой напрямую. Для того, чтобы перевернуть катушки пускового устройства, в большинстве ситуаций необходимо разрывать уже имеющееся соединение в середине намоток и вытаскивать наружу второй конец стартерной намотки. Так как, данные компоненты находятся внутри мотора, разобраться с ними весьма проблематично. Необходимо также делать в корпусе отверстие, чтобы просто и беспрепятственно добраться к участку, где провода соединяются. В целом, как можно видеть, реализовать реверсирование – не такая уже невозможная задача, но выполнить ее проблематичнее, чем с другими типами асинхронных моторов. 

Реверс трехфазных моторов 

Для силовых агрегатов, работающих от сети питания на 380В также можно обеспечить изменение вращений.  [caption id="attachment_4655" align="aligncenter" width="646"]Переменная сеть 380В к 220В Переменная сеть 380В к 220В[/caption] От чего зависит направление оборотов магнитного поля в асинхронных моторах  с 3рабочими фазами? Первое, что обусловливает движение – это порядок поступления фаз, независимо от способа подсоединения обмоток статора – при помощи схемы «звезда» или «треугольник». К примеру, если 3 фазы (назовем их А, В и С) подаются на входные клеммы (1, 2, 3), то ротор будет вращаться по часовой стрелке, а в случае поступления в порядке 2, 1, 3 – в противоположном. Схема соединения посредством магнитного стартера упростит процесс работы, ведь не нужно отсоединять гайки в коробке клемм и делать вручную рокировки проводов.  Моторы с номинальной мощностью питания 380 вольт, как показывает практика, подключаются с помощью пускателя магнитного действия. Конструктивная особенность такого прибора – три контакта, установленные на единой раме и замыкаемые одновременно. Здесь имеет место быть втягивающая катушка, которая конструктивно является соленоидом магнитного типа, который способен работать от двух уровней напряжения: 220 и 380В. Благодаря этому, оператор непосредственно не контактирует с токоведущими элементами, что увеличивает безопасность (особенно при работе с токами более 20А). 

Частотное управление 

С помощью данного способа реализуется точное регулирование скорости оборотов и крутящего момента асинхронных моторов. Здесь в качестве дополнительного оборудования применяется преобразователь частот напряжения. В его основе лежит принцип изменения уровней частоты и электрического напряжения переменного тока.  [caption id="attachment_4660" align="aligncenter" width="480"]Частотный преобразователь для асинхронного двигателя Частотный преобразователь для асинхронного двигателя[/caption] С помощью такого устройства получится реализовать такие действия:
  • сократить показатели потребления электроэнергии двигателем;
  • эффективно проводить управление скоростью вращения мотора, а также другими возможностями: плавным стартом и торможением, регулированием рабочей скорости;
  • избегать возможных перегрузок агрегата, улучшая тем самым показатели долговечности. 

Крутящий момент 

При реализации реверса также имеет место быть такой показатель, как момент вращения. От него также зависит механическая характеристика мотора. Этот параметр – это зависимость частоты оборотов машины от имеющегося на валу момента. В виде формулы это отображается так: 

n2 = f (M2).

Она получается, когда значения U1 и f1 стабильные (const). Характеристика мотора представляет собой соотношение крутящего момента от скольжения, реализованной в разном масштабе [caption id="attachment_4662" align="aligncenter" width="377"]График механической характеристики асинхронного двигателя График механической характеристики асинхронного двигателя[/caption] При увеличении уровня прикладываемой нагрузки показатель момента вращения на валу также растет, но, до определенного наивысшего значения. У машин асинхронного действия стартовый момент меньше максимального. Это стало возможным из-за того, что в момент пуска, n2 = 0, S (скольжение)  = 1. Исходя из этого, асинхронный мотор работает в режиме, похожем на замыкание в трансформаторе. И при этом, поле магнитного тип якоря подается навстречу аналогичному полю, но уже статора. 

Вывод 

Как можно видеть, вариантов поменять направление вращения асинхронного электрического двигателя несколько, причем, разработаны они, как трех-, так и для однофазных модификаций. Подбирать конкретный стоит, прежде всего, ориентируясь на характеристики самого мотора, параметры сетей питания. Внедрять схемы нужно так, чтобы не нанести вред мотору. Наличие реверса существенно увеличивает потенциал двигателя.   https://youtu.be/ohyEgfu3wNY  
Оцените статью
bor-obyav.ru