Конструкция и особенности электродвигателя со смешанным возбуждением

Электрические двигатели со смешанным возбуждением также достаточно широко применяются в отечественном хозяйстве и производстве. Они обладают своими особыми техническими параметрами, позволяющими с их помощью реализовывать разнотипные задачи. Основные параметры этих агрегатов мы рассмотрим далее.     [caption id="attachment_3563" align="aligncenter" width="270"]Пример схемы смешанного возбуждения Пример схемы смешанного возбуждения[/caption] Итак, прежде чем начать детально характеризовать двигатель смешанного возбуждения, рассмотрим его ключевые особенности. Первое, на что стоит обратить внимание – наличие сразу двух обмоток возбуждения, одна из которых подключается к якорной обмотке параллельно, а другая – последовательно. Соотношение магнитных сил может отличаться, но, как правило, одна из обмоток генерирует высокую намагничивающую силу. Она называется основной, а вторая – вспомогательной.    Обмотки возбуждения могут подключаться встречным или согласованным методом, магнитный поток генерируется путем прибавления или вычисления намагничивающих сил от обмоток. Если же они работают параллельно, тогда скоростные характеристики мотора имеют общие характеристики силовых агрегатов как последовательного, так и параллельного возбуждения.   Встречный пуск медных обмоток имеет место, когда нужно иметь стабильный показатель регулирования скорости вращения на протяжении длительного периода, или же увеличить частоту оборотов с одновременным увеличением нагрузки. Исходя из этого, эксплуатационные параметры электродвигателя постоянного тока смешанного типа приближаются к аналогичным параметрам моторов, поддерживающих каждый свои способы возбуждения. Эта зависит от того, какая из обмоток является ключевой в каждой конкретной конструкции.   [caption id="attachment_3567" align="aligncenter" width="246"]Схема электродвигателя смешанного возбуждения Схема электродвигателя смешанного возбуждения[/caption] Благодаря всем вышеуказанным параметрам и особенностям, моторы со смешанным возбуждением подходят для активной эксплуатации в автомобилях, промышленных агрегатах (например в генераторах). Поломка таких приборов возникает крайне редко, что обусловливается тем, что ток от параллельной обмотки должен снизится до показателя 0, а у последовательной – должен быть закорочен. Срок эксплуатации такого устройства на порядок выше, да и требовательность к сервису – минимальная. 

Основные характеристики 

Ниже представлена принципиальная схема включения электрического двигателя со смешанным возбуждением. Здесь имеют место две обмотки возбуждения:
  • параллельная или шунтовая (ШО). Она подключается параллельно якорным цепям;
  • последовательная или сериесная (СО). Соединяется последовательно электрической цепи якоря. 
[caption id="attachment_3565" align="aligncenter" width="627"]Принципиальная схема двигателя смешанного возбуждения Принципиальная схема двигателя смешанного возбуждения[/caption] Как мы уже писали ранее – эти две обмотки могут быть подключены согласованно (параллельно) или встречно.  Когда имеет место согласованный метод, магнитодвижущие силы (МДС) складываются и генерируемый поток Ф равняется сумме потоков, которые создаются этими двумя обмотками.  Скоростная характеристика рассчитывается по такой формуле: n = f (la), при условии, что U = Uном и Iв = const.  Iв – уровень тока, от параллельной обмотки. Когда показатель нагрузки возрастает, тогда магнитный поток также увеличивается (при согласованном соединении). При этом, степень такого возрастания будет меньшей, по сравнению с силовым агрегатом последовательного подключения. Соотношение между показателем МДС обмоток может варьироваться в широких диапазонах. Моторы, у которых последовательность обмотки слабая, обладают такой же слабо падающей скоростной характеристикой. Визуально это изображается так: [caption id="attachment_3566" align="aligncenter" width="388"]Скоростные параметры двигателя Скоростные параметры двигателя[/caption] Чем больше уровень обмотки для магнитодвижущей силы, тем точнее скоростные параметры приближаются к характеристикам мотора последовательного срабатывания. 

Механические характеристики 

Электропривод с двигателями со смешанного срабатывания включает в себя две катушки возбуждения: ОВ2 – самостоятельную и ОВ1 – последовательную. Именно из-за этого его механические параметры определяют положение в промежутке между аналогичными параметрами независимых и последовательных силовых агрегатов. Механические показатели такого двигателя из-за частых изменений в потоках магнитов не демонстрируются аналитически, поэтому, проводя расчеты, в большинстве ситуаций применяют естественные универсальные характеристики: скоростную и механическую. Если сравнивать комбинированную модификацию с устройствами последовательного срабатывания, то смешанный мотор обладает конечным значением скорости для идеальной работы «вхолостую». Показатель скорости определяется исключительно с помощью магнитного потока, который создается МДС независимых обмоток. Расчет проводится по такой формуле: 0=UkФ0 Ф0 – это поток магнитного типа, который генерируется при помощи тока возбуждения от независимой обмотки.  Соотношения магнитодвижущей силы, от последовательной и независимой обмотки отличаются для устройств разных серий. Чаще всего на практике применяется соотношение, обеспечивающее равенство МДС для двух обмоток возбуждения, при работа на номинальном токе. 
[caption id="attachment_3569" align="aligncenter" width="472"]Механическая характеристика n-f(m) Механическая характеристика n-f(m)[/caption]
Скорость мотора со смешанными возбуждениями при работе на малых нагрузках меняется существенно, а дальше, когда нагрузка увеличивается, происходит уменьшение, это можно видеть на графике по прямой. Данное явление также соответствует моторам с независимым возбуждением. Объясняется это тем, что при высоких нагрузках имеет место насыщение агрегата, несмотря на то, что МДС последовательных обмоток также растет, поток магнитного поля не подвергается изменениям.  Чтобы рассчитать реостатные параметры, необходимо использовать метод создания характеристик мотора с возбуждением последовательного действия.  Двигатель со смешанным типом возбуждения допускает электрическое торможение тремя способами:
  • с передачей энергии дальше в сеть;
  • противовключение;
  • динамическое. 
При осуществлении торможения согласно первому способу, якорный ток (в том числе и тот, который находится в последовательной обмотке) меняет направление движения и может способствовать размагничиванию машины. Для того, чтобы этого избежать, при переходе через угловую скорость, зачастую осуществляют шунтирование последовательной обмотки. Именно этот способ обусловливает то, что механические параметры во второй плоскости представлены в виде прямых.  Аналогичная же ситуация для динамического торможения наблюдается из-за того, что оно реализуется как правило, при запуске одной независимой катушки, в то время, как магнитный ток постоянный.  Параметры при торможении противовключением имеют линейность, которые обусловливает зависимость изменяющегося показателя МДС на последовательной катушке возбуждения при постоянно изменяющейся нагрузке.  [caption id="attachment_3564" align="aligncenter" width="440"]График механических характеристик для разных режимов работы График механических характеристик для разных режимов работы[/caption]

Преимущества и недостатки

Из достоинств комбинированных моторов стоит выделить:
  • высокие показатели регулировок;
  • хороший уровень крутящего момента даже на низких оборотах двигателя;
  • точность регулировки, низкая вероятность выхода из-под контроля;
  • минимальные потери магнетизма со временем;
  • почти линейные и механические параметры регулировки, которые обеспечивают удобство эксплуатации;
  • высокий уровень также пускового момента, который способствует быстрому запуску мотора, обладающего таким приводом. Причем, в любых условиях окружающей среды;
  • компактность габаритов. Особенно эта особенность касается конструкций устройств с постоянными магнитами;
  • возможность применения единого механизма для работы в режиме генератора и двигателя;
  • коэффициент полезного действия при работе на максимальных нагрузках, в среднем на 1-3% выше, чем у силовых агрегатов синхронного и асинхронного типа конструкции. Если же нагрузка частичная, тогда показатель может увеличиваться до 15%.
По мере того, как совершенствуется конструкция моторов, расширяется их преимущества также расширяются.   Есть и недостатки, серди которых стоит выделить основной – это высокая рыночная стоимость по сравнению с другими модификациями. Обслуживание также стоит на порядок выше, ведь предотвращать износ конструктивных деталей нужно чаще. Хотя современные инженерные решения помогают исправлять эти недостатки. 

Области применения 

Двигатели постоянного тока с комбинированным возбуждением довольно часто можно встретить на отечественных предприятиях и других объектах хозяйственной деятельности. Если говорить обобщенно, то ключевые области использования таких машин – это приводы промышленного назначения, для эффективной работы которых необходима точность при регулировании частоты вращения.  Если конкретно, то такие силовые агрегаты, имеющие такой тип срабатывания, устанавливаются на приводах компрессоров, прокатных станков, подъемного оборудования, компонентах, обеспечивающих электрическую тягу.  Компоненты приводят в движение даже самые мощные производственные установки, благодаря чему количество сфер их применения постоянно растет.  Наличие в конструкции двух обмоток возбуждения дает возможность создавать электродвигатели с широким диапазоном характеристик и свойств. Если применяется естественная схема включения, то характеристики мотора будут выше, чем у вариантов с последовательным срабатыванием, и мягче, чем у компонентов с параллельным. Ответ обмоток быстрый, что обеспечивает высокую скорость срабатывания.  Для агрегатов подъемного действия изготавливаются электрические моторы, у которых при наибольшей нагрузке половина витков возбуждения имеют обмотку параллельную, а вторая – последовательную. При выборе конкретной модели смешанного двигателя для своего оборудования, стоит учитывать параметры машин, чтобы регулировка мощности и оборотов была наиболее оптимальной и эффективной. https://youtu.be/zNdwN3rNkX8  
Оцените статью
bor-obyav.ru