На сегодняшний день рынок электрических двигателей включает огромное количество моделей, которые относятся к разным конструктивным типам. Сегодня в нашей статье мы рассмотрим щеточные модификации моторов, которые, несмотря на упрощенность конструкции, обладают высокой продуктивностью. [caption id="attachment_4210" align="aligncenter" width="550"]
Щеточный мотор[/caption]
Щеточный двигатель - это простой в управлении и недорогой двигатель постоянного тока, часто приводимый в действие батареями. Электродвигатель использует щетки для подачи энергии на катушку якоря, расположенную между магнитами постоянного действия, которые собственно и генерируют магнитное поле. Ток через щетку к катушке приводит в движение ротор и используется для двигателей мощностью до нескольких тысяч ватт. Когда якорь вращается, то стационарные (неподвижные щетки) соприкасаются с разнотипными секциями вращающегося коллектора, что со временем приводит к изнашиванию деталей. Принцип действия вкратце
Силовые агрегаты коллекторного типа, как правило, функционируют на низких номинальных скоростях и с легкостью управляются обыкновенным контроллером ШИМ. Как следует из названия – агрегат отвечает за работу с широтно-импульсной модуляцией. Основная его задача – изменять показатели напряжения, которое поступает на двигатель, чтобы обеспечить эффективное регулирование скорости в одном заданном направлении. Еще одна немаловажная задача – обеспечение момента вращения для приводных механизмов электродвигателя. Если требуется двунаправленный моторный привод, например, для стеклоподъемника электромобиля или в качестве сервопривода в приложении промышленной автоматизации, вместе с ШИМ-контроллером можно использовать H-мост. Если мотор устанавливается в приложении с низким уровнем потребления электроэнергии, тогда в агрегат будет встроена возможность совместной работы со встроенными драйверами затвора, силовыми транзисторами, функциями защиты, датчиком тока и даже с преобразователями постоянного тока в постоянный (частотники типа DC/DC). Для высокомощного оборудования применяются дискретные транзисторы полевого типа (МОП), или драйверы затворов, применяемые отдельно от самого двигателя. Из слабых сторон щеточных моторов стоит выделить наличие щетки, данная особенность сокращает рабочий ресурс агрегата и гибкость управляемости. Устройство
Давайте же более подробно рассмотрим особенности конструкции щеточного электродвигателя. Состоит он из таких важных компонентов: [caption id="attachment_4209" align="aligncenter" width="553"]
Конструкция щеточного электродвигателя[/caption]
Первый элемент также нередко называется якорем, представляет собой подвижную часть мотора. В процессе работы он вращается внутри корпуса силового агрегата, тем самым, преобразовывая электрическую энергию, поступающую из сети, в механическое движение. На деталь нанесена медная проволока – обмотка, через которую проходит электрический ток и создается поле магнитного действия. Оно влияет на обороты агрегата. Для того, чтобы передача напряжения осуществлялась прямиком на обмотки, в конструкцию электромотора добавляют специальные щетки. Именно они делают так, чтобы ток проходил через коллектор внутрь. Как правило, эти части изготавливают из графита, они на постоянной основе контактируют с коммутирующим устройством и отвечают за подачу электроэнергии на обмоточные катушки. Также в приборе присутствуют две щетки, каждая из которых подсоединяется к разному полюсу батареи питания. Данная особенность обеспечивает надежность вращения, гарантирует постоянную смену направления движения тока. Благодаря этому магнитное поле изменяется так, как этого требует технология, тем самым обеспечивая стабильность вращений ротора. А вот статор относится уже к стационарным деталям, в который и устанавливаются все вышеописанные компоненты. Дополнительно в нем могут размещаться проволочная катушка, или же магнит постоянного действия. Эти детали также генерируют магнитное поле, показатели которого обратны роторной полярности, что также способствует вращению. Конструкция позволяет моторам коллекторного типа работать также от напряжения переменного, ведь при изменениях полярности в катушках, ток в обмотках возбуждения и в роторе начинает двигаться реверсивно. Из-за этого момент вращения движется стабильно, без изменения направленности. Типы щеточных моторов
Итак, как мы только что писали, в статоре могут устанавливаться на выбор две детали. Именно на основе этого, электромотор щеточной конструкции бывает с постоянными магнитами или же с реализованными обмотками возбуждения. [caption id="attachment_4207" align="aligncenter" width="417"]
Схема двигателя с постоянными магнитами[/caption]
С постоянными магнитами
Среди всех видов силовых агрегатов постоянного тока, данная модификация является самой распространенной. В состав индуктора здесь входят магниты постоянного действия, с помощью которых получается создавать статорное магнитное поле. Свое применение такие моторы находят в простых задачах, решение которых не требует высоких мощностей. Такие приборы дешевле в реализации, по сравнению с другими. Одна из самых заметных особенностей – оперативная реакция на изменения напряжения. Постоянное статорное поле упрощает процесс регулирования рабочей скорости двигателя. В целом, конструкция мотора удобная, правда со временем магниты теряют свои качества, в результате чего снижает поле статора. [caption id="attachment_4208" align="aligncenter" width="814"]
Строение обмоток[/caption]
С обмотками возбуждения
Применяется в электрике сразу несколько вариантов исполнения данных моторов, которые отличаются между собой схемой подключения. Выделяют такие типы:- с независимым возбуждением;
- с последовательным;
- с параллельным;
- с комбинированным (смешанным).
Модели с независимым и параллельным возбуждением позволяют обеспечивать крутящий момент на низких вращениях практически всегда на стабильном уровне. Моторы также обладают хорошими регулировочными свойствами. Еще одна немаловажная сильная сторона – полное отсутствие магнетических потерь, даже при интенсивной эксплуатации. Объяснить это просто – в конструкции нет постоянных магнитов. Последовательные двигатели также демонстрируют высокий момент вращения на малых оборотах, а также обладает высокими пусковыми характеристиками. Последняя особенность обусловливается развитием большого магнетического момента. [caption id="attachment_4206" align="aligncenter" width="384"]
Щеточный мотор с независимым возбуждением[/caption]
Машины смешанной компоновки имеют отличные свойства регулировки, высокий момент, удобство управления, без риска выхода из-под контроля. Особенности
Подшипники, устанавливаемые в моторы для бытового инструмента, в большинстве ситуаций не воспринимают боковые нагрузки. Если в процессе работы такие усилия все-таки прикладываются, то на механизм подшипника передаются биения вала. Это способствует созданию дополнительных люфтов шариков. Двигатели оборудуются системой охлаждения воздушного типа. крыльчатка, размещаемая на роторе, выводит воздух через реализованные в моторном кожухе щели и транспортирует его по всей оболочке, тем самым отводя лишнее тепло. Схемы двигателей
Для того, чтобы восприятие схем щеточных двигателей было понятным и простым, представим две вариации: упрощенную и детальную. Упрощенная схема дает возможность просто реализовывать подключения каждой намотки электродвигателя к схеме сети электрического питания. Выключатель функционирует, разрывая сразу два фазных потенциала, нулевого уровня или же одного из них. При помощи щеток и коллектора генерируется новая цепь тока, идущая по роторным обмоткам. Схема же принципиального типа подразумевает наличие вспомогательных отводов у статора и ротора, в зависимости от параметров исполнения деталей. Главная задача таких элементов – обеспечение питания разнотипного оборудования и средств автоматизации моторов. [caption id="attachment_4203" align="aligncenter" width="1041"]
Схема подключения щеточного двигателя постоянного тока[/caption]
Наличие температурной защиты полностью исключает возможность перегрева изоляции на катушках. Она снижает уровень тока при срабатывании индикаторов, прекращая обороты ротора и исполнительных машин. Тахогенератор дает возможность мониторить скорость работы роторного механизма. Отдельные вариации могут использовать датчик Холла. Для того, чтобы передавать сигналы к эти приборам, необходимо применять контакты от щеточных пластин.Схема для переменного тока
Упрощенная схема присоединения щеточного двигателя переменного тока подразумевает возможность вывода максимум десяти контактов на соответствующей пленке. Ток, поступающий из фазы L идет к одной из щеток, далее передается на коллекторное устройство и роторную намотку. Следующий шаг – подача на вторую щетку и перемычку статорной обмотки. В самом конце ток попадает на нейтраль N. Реализация такого метода не подразумевает реверс мотора, что обусловливается наличием последовательного подключения обмоток. Оно в свою очередь приводит к параллельной замене полюсов у полей магнитного типа, что и обусловливает направление момента только в одну сторону - прямо. Направленность оборотов можно поменять, но, для этого нужно изменить расположение выхода обмоток на планке контактов. Запуск силового агрегата напрямую осуществляется при наличии подключенных статорных и якорных выводов. Посредником в этом случае выступает щеточно-коллекторный механизм.
Половинный вывод медной намотки применятся для запуска второй рабочей скорости. При наличии такого подключения, агрегат функционирует на максимальной мощности с самого момента включения. Исходя из этого, длительность эксплуатации допускается не более чем 15 секунд. [caption id="attachment_4204" align="aligncenter" width="609"]
Схема подключения щеточного двигателя переменного тока, пример[/caption]
Преимущества применения щеточных моторов
Силовые агрегаты данного типа получили широкое распространение, как в бытовой, так и в промышленной среде, что обусловливается сильными сторонами мотора. Среди преимуществ, стоит выделить:- сравнительно низкая стоимость, если выбирать между ними и бесщеточными версиями. Обусловливается это использованием более простых материалов и технически простых технологий;
- упрощенное конструктивное исполнение, что положительно влияет не только на процесс эксплуатации, но и на конечную стоимость ремонта;
- малый вес и общая компактность конструкции.
Недостатки
Несмотря на довольно выгодные преимущества, конструкция щеточных электрических двигателей не лишена недостатков. К ним относят:- увеличение трения щеток при работе мотора на высоких оборотах. Из-за этого они быстро изнашиваются, в частности – стираются. Это в свою очередь может привести к засорению коллектора стертым графитом;
- сравнительно низкие уровни мощности щеточного инструментария;
- возможное возникновение искрения при работе;
- КПД, в среднем составляет 60%, что ниже, чем у моделей с аналогичными мощностями, но бесщеточного типа.
Сферы использования
Как мы уже писали ранее – благодаря простоте конструкции и относительной надежности, силовые агрегаты щеточной конструкции довольно часто встречаются в области человеческой деятельности. Недостатки перекрываются выгодами от эксплуатации и надежностью применения. Такие моторы можно встретить в конструкциях:- промышленного инструмента;
- бытовых электроприборов;
- в сфере автомобилестроения – в вентиляторах, доводчиках дверей, стеклоподъемниках и других элементах автоматики;
- в общественном транспорте и специальной технике – электро-подъемниках, трамваях, троллейбусах, кранах, транспортерах и др. Ключевой акцент здесь делается на высокие тягловые характеристики моторов.
На рынке электрики представлено множество вариаций щеточных силовых агрегатов, что может усложнять процесс выбора модели. Первое, на что стоит ориентироваться при покупке устройства – требуемая мощность, сфера применения и тип конструкции. https://youtu.be/w9LdrkaRAGE