Простое подключение двигателя 220В с конденсатором своими руками

Конденсатор является довольно часто применяемым устройством в отечественной электротехнике. Его можно найти практически в любой системе, в частности, при подсоединении к сети питания однофазного асинхронного электродвигателя на 220В. Как провести подключение самостоятельно? [caption id="attachment_3910" align="aligncenter" width="470"]Конденсатор Конденсатор[/caption] Электрические двигатели асинхронной конструкции с мощностью 220 вольт довольно часто встречаются в хозяйственной деятельности и в быту. Это обусловлено простотой конструкции, возможностью получать электропитание от обыкновенной розетки и многими другими преимуществами. Приспособления имеют компактную конструкцию, что дает возможность с легкостью устанавливать их в любом удобном месте автоматизированной системы.  

Асинхронные двигатели и их особенности 

Двигатели, работающие от переменного тока, представляют собой устройства, основная задача которых – преобразование электрического тока в энергию механического типа, способствующую вращениям элементов мотора. В процессе работы агрегаты однофазные на 220В используют переменный ток, который поступает в большинстве случаев от электросети, реже – от элетрогенератора.  Двигатели переменного тока общего назначения, также известные как асинхронные двигатели, представляют собой электродвигатели, которые применяют вращаемое поле магнитной природы для генерирования момента вращения для привода конвейеров и станков. Двигатели, работающие от переменного тока HVAC, находят сове применение в таком оборудовании, как вентиляторы, нагнетатели, кондиционеры, обогреватели и компрессорные установки. Двигатели типа АС для насосов перемещают рабочее колесо в насосном узле и используются в насосных системах для перекачки воды и других жидкостей. Двигатели переменного тока определенного назначения имеют механические характеристики, разработанные для конкретных целей или приложений.

Что такое конденсатор

Перед тем, как начать рассматривать особенности подключения электродвигателя на 220 вольт посредством схем с конденсатором, давайте ознакомимся с тем, что представляет собой этот прибор.  Итак, конденсатор – это элемент электротехники, деталь, состоящая из двух пластин, изготовленных из металла, которые разъединены слоем диэлектрического вещества. Когда к этим пластинам подается электрическое напряжение, происходит накопление заряда, которое находится внутри приспособления. Чем оно выше, тем больше заряд самих пластин.  [caption id="attachment_3908" align="aligncenter" width="256"]Расчет емкости пластины, пример Расчет емкости пластины, пример[/caption] Когда же напряжение перестает подаваться на металлические детали, конденсатор отдает свой заряд. При использовании переменного тока питания будет наблюдаться периодическая смена полярности напряжения. То есть, ток на пластинках будет то отрицательного, то положительного типа. Ёмкость конденсаторного элемента – ключевая его характеристика, первое, на что обращается внимание при выборе компонента. С помощью этого числа можно точно определить объем энергии, которую прибор пропускает через себя в процессе работы. Показатель измеряется в фарадах. Данная величина довольно-таки большая, поэтому при идентификации параметра применяют своего рода приставки, с помощью которых вычисляется небольшая часть, которая собственно и используется. Например, часто можно встретить микрофарад, который равен приблизительно 0,000001 фараду.  Каждый такой элемент работает с номинальным напряжением определенного уровня. Правильный подбор конденсатора обеспечит долговечную и надежную работу. На маркировке детали указывается ее предельный показатель наработки, который выражается в часах. 

Разновидности устройств  

Всего реализовано несколько разновидностей данных элементов, каждая  з которых имеет свои особенности. Основные виды конденсаторов:
  • полярные. Разработаны для применения в электроцепях постоянного тока. Их ключевая особенность – необходимость подсоединения в полном соответствии с указанным значением полярности. Обладают малыми габаритами и увеличенной ёмкостью;
  • неполярные. Их подключение осуществляется независимо от показателя полярности. Применяются в большинстве ситуаций в сетях, переменного тока. размеры данных приборов больше, чем полярных;
  • электролитической конструкции. В качестве металлических пластин установлены листы фольги, тонкая прослойка окисла здесь – диэлектрик.  
По способу применения также есть несколько разновидностей конденсаторов, среди которых наиболее распространенными являются пусковые. Для этой роли лучше всего подходят именно электролитические модели. Они демонстрируют свою высокую эффективность при рабочей частоте тока в 50 Герц и напряжением 220 – 600В.  Модели с электролитами обладают высокой ёмкостью, которая в самых мощных моделях достигает показателей превышающих 100 000 микрофарад. Компоненты достаточно уязвимы к различным негативным влияниям, в частности к перегреву. Когда тепловой режим нарушается, детали быстро приходят в негодность. В конденсаторах неполярного типа этот недостаток исправлен, что сказывается на стоимости. А сейчас давайте же более детально рассмотрим пусковые конденсаторы и их основные особенности. https://youtu.be/kGOGXbL5FNk  

Пусковые приборы  

Когда силовой агрегат работает в штатном режиме, вращение его компонентов обеспечивается обмотками. Но, когда происходит непосредственно запуск, возникает необходимость начать вращения, а для этого стандартных ресурсов двигателя бывает недостаточно. Именно использование дополнительного инструментария позволяет осуществить плавный старт, без рывков. Можно применять для таких целей рабочий конденсатор, который копит заряд, показатели которого превышают уровень рабочего напряжения. Далее элемент отдает заряд в необходимый момент. Но и этого недостаточно, поэтому применяется еще один важный усилитель – пусковой конденсатор.  Данная деталь запускается временно, на промежуток, не превышающий несколько секунд. Осуществляется это посредством кратковременного нажатия кнопки пуска. Выключение конденсатора проводится автоматически, после начала самостоятельного набора скорости двигателем.  Применение конденсатора пускового действия особенно важно, когда мотор нуждается в запуске под нагрузкой. Здесь нужно увеличивать стартовый момент на протяжении первых секунд старта. 

Параметры конденсатора 

Монтаж конденсатора к асинхронному двигателю должен осуществляться по определенным правилам электроники. Вот основные параметры, согласно которым подбирается конденсатор:
  • тип двигателя. При покупке устройства для регулирования работы однофазного двигателя, важно выбирать только те вариации, которые разработаны для этих моторов. У трехфазных версий на 380В другая спецификация и рабочие параметры;
  • способ подключения обмоток к двигателю – по типу «звезда» или «треугольник»;
  • параметры сети электропитания. В бытовых условиях используется традиционная сеть на 220 вольт, для некоторых промышленных агрегатов также, но реже;
  • мощность электродвигателя;
  • коэффициент мощности. Большинство авторов советуют брать приборы с показателем 0,9;
  • КПД силового агрегата
Эти показатели довольно легко определить, ведь они указаны в инструкции технической документации мотора.  [caption id="attachment_3909" align="aligncenter" width="700"]Пример подключение конденсатора Пример подключение конденсатора[/caption] Провести вычисления можно собственноручно, главное – иметь все исходные данные. Также стоит учитывать вспомогательные параметры, которые важны при покупке конденсатора:
  • уровень допустимой погрешности в расчетных значениях;
  • диапазон рабочих температур. Особенно важно для электролитических устройств, у которых может случиться поломка, вызванная перегревом;
  • показатель сопротивления диэлектрика;
  • угол потерь (тангенс). 
Эти характеристики не обязательно учитывать при выборе, но, грамотно и тщательно купленный конденсатор будет надежнее и сможет обеспечить долговечность работы мотора. 

Расчет емкости 

  Далеко не все рабочие показатели транзистора можно узнать из документации или из инструкции производителя. В таких ситуациях необходимо самостоятельно проводить расчет, что делать довольно-таки несложно. Главное – обладать всеми требуемыми данными. Ёмкость конденсатора – один из таких показателей, нуждающихся в вычислении, при подборе конкретной модели.  Такая необходимость возникает в разнотипных ситуациях, в частности, когда нужно подсоединить асинхронный трехфазный электродвигатель к сети, работающей с одной фазой. Для такой коммуникации прежде всего необходимо обеспечить все параметры сдвига на намотках статора силового агрегата. Этот сдвиг имитирует круговые вращения от магнитного поля, которое постоянно находится в движении, приводя тем самым в движение ротор мотора. Конденсатор обеспечивает току своего рода отличие в 90 градусов по отношению к уровню напряжения. Это способствует генерированию большего крутящего момента для ротора.  Когда двигатель подключается к сети, нужно иметь  2 конденсатора, подсоединенных параллельным способом: рабочий и пусковой. Ситуация стандартная для всех асинхронных моторов.  Для того, чтобы получить все требуемые значения ёмкости, необходимо обладать всеми данными, которые необходимы для формулы:
  • мощность электрического двигателя;
  • напряжение сети питания;
  • коэффициент мощности (ϕ);
  • коэффициент полезного действия двигателя. Как правило этот показатель варьируется в диапазоне от 75-95%;
  • тип соединения силового агрегата – «звезда» или «треугольник». 
Чтобы получить всю необходимую информацию, проще всего заглянуть под шильдик мотора, где указан тип соединения, мощность, КПД и мощностной коэффициент. Метод подключения (последний пункт) обмоток напрямую определяется напряжением питающей сети, к которой и подсоединяется агрегат.  В книгах и в Интернете представлена разная интерпретация формулы, по которой можно рассчитать объем. Вот одна из самых простых:

C = q\U

С – непосредственно емкость; q – показатель заряда каждой обмотки мотора; U – разница потенциалов между двумя металлическими пластинами.  Данная формула довольно простая и не всегда отображает реальную картину. Поэтому, чтобы быть уверенными в полученных результатах лучше всего найти в Интернет онлайн-калькулятор, который всего за несколько секунд предоставит результирующую величину. Все, что необходимо сделать – собрать данные и внести их в соответствующие графы. 

Схемы подключения 

А сейчас давайте же рассмотрим ключевые схемы, по которым осуществляется присоединение асинхронного двигателя к сети питания с помощью конденсатора. Их существует сразу несколько, каждая обладает своими функциональными особенностями.  Перед тем, как выбрать конкретную схему, необходимо знать, к какому именно типу относится ваш силовой агрегат. Всего их существует 2 разновидности: конденсаторного типа и бифилярного. Особенность последнего – пусковая обмотка, которая работает только до момента разгона двигателя. Далее она отключается при помощи специального прибора – центробежного выключателя или же реле пускозащитного действия. Последний элемент вы наверняка встречали в конструкциях холодильников. Это необходимая мера, чтобы после достижения требуемого уровня разгона не было снижения коэффициента полезного действия.  Когда осуществляется подключение однофазного конденсаторного мотора, стоит учитывать 3 возможных варианта схем. Полное отсутствие конденсатора является причиной шумов в двигателе и малой эффективностью – мотор просто не запускается.  Итак, применяя данный электрокомпонент, вы можете реализовать одну из трех схем:
  • с конденсатором пускового типа. В таком случае агрегат легко и просто запускается, но, в процессе работы выдают мощность, не соответствующую уровню номинальной, на порядок ниже;
[caption id="attachment_3913" align="aligncenter" width="410"]Схема с пусковым конденсатором Схема с пусковым конденсатором[/caption]
  • запуск с помощью конденсатора в цепи подсоединения рабочих катушек. Здесь уже будет результат, противоположный первому – посредственные пусковые показатели, вместе с высокими рабочими характеристиками. Исходя из этого, первый вариант реализации используется в ситуациях, когда запустить необходимо оборудование с тяжелым пуском. Рабочий же конденсатор имеет место в системах, где на первом месте – параметры эффективности и рабочий процесс;
[caption id="attachment_3912" align="aligncenter" width="410"]Схема с рабочим конденсатором Схема с рабочим конденсатором[/caption]
  • подключение при помощи обеих конденсаторов. Данный вариант является «золотой серединой» между двумя ранее описанными способами, благодаря чему и применяется чаще всего. Схема подразумевает наличие кнопки ПНВС (пускатель ручной нажимной), которая обеспечит подключение конденсатора только на момент запуска, до тех пор, пока мотор не выйдет на необходимые обороты. Далее во включенном состоянии остается всего две обмотки, при этом вспомогательная соединяется посредством конденсатора. 
[caption id="attachment_3914" align="aligncenter" width="561"]Схема с пусковым и рабочим конденсаторами Схема с пусковым и рабочим конденсаторами[/caption]

Подключение трехфазного мотора 

Для сравнения давайте рассмотрим особенности подключения силовых агрегатов трехфазного типа. В этом случае, рабочее напряжение в 220 вольт рационально распределяется между двумя обмотками, соединенными последовательным способом. Каждая из них подходит для такого напряжения. Исходя из этого, можно утверждать, что в результате теряется мощность, снижается вдвое. Это обусловливает возможность управления только маломощными электродвигателями.  Достичь максимальной мощности агрегата, рассчитанного на 380В в сети на 220, можно посредством «Треугольного» соединения. Это обеспечит минимальные потери в плане мощности и оставит на прежнем уровне количество вращений ротора двигателя. В схеме каждая намотка применяется со своими показателями рабочего напряжения, что и обусловливает стабильную мощность.  [caption id="attachment_3911" align="aligncenter" width="477"]Схема включения трехфазного двигателя в однофазную сеть Схема включения трехфазного двигателя в однофазную сеть[/caption] Но, в процессе подсоединения не нужно забывать, что электрические двигатели имеют на порядок большую эффективность чем аналогичные на 220В и с одной фазой. Именно поэтому, при наличии ввода на 380В, необходимо подключать именно к нему, ведь он обеспечит стабильную, надежную и экономичную эксплуатацию. Чтобы запустить мотор не придется прибегать к стартерам и дополнительным обмоткам, что обусловливается тем, что магнитное поле вырабатывается статором сразу же после присоединения к трехфазной сети питания. 

Отличия между конденсаторами

Ранее в статье мы уже описывали основные классификации конденсаторных элементов, которые в зависимости от типа управляемого агрегата применяются на практике. Давайте же сейчас рассмотрим основные моменты, благодаря которым рабочий и пусковой конденсаторы отличаются между собой.  Главные отличия компонентов:
  • разные участки для установки. Рабочие компоненты монтируются на участки цепей рабочих обмоток, пусковые же размещаются на части цепей, отвечающих за запуск;
  • момент срабатывания. Стартовые запускаются в первые секунды после включения мотора. Далее происходит их отключение автоматически или вручную. Рабочие же модификации функционируют на протяжении всего времени, при котором работает двигатель;
  • индивидуальные функции. Пусковые вариации отвечают за сдвиг фаз между катушками с целью генерирования основного усилия при первичном запуске силового агрегата. Рабочие модификации отвечают за обороты фаз, которые необходимы для обеспечения стабильной работы мотора;
  • разные требования по поводу рабочего напряжения. Пусковые устройства должны иметь расчет на ток, превышающий питающий в 2 и даже в 3 раза. К рабочим же требования меньшие, превышение должно быть всего  в 1,15 раза. 
Какой бы модификации ни был конденсатор, в большинстве случаев используются модели типов МБГЧ или МБГО.  [caption id="attachment_3907" align="aligncenter" width="330"]Конденсатор МБГО Конденсатор МБГО[/caption]

Механизм подключения 

Прежде, чем приступить к непосредственно монтажу, необходимо провести проверку подобранного конденсатора пускового действия. Проще всего такой мониторинг провести по такому алгоритму:
  1. отсоединить питание от мотора;
  2. обесточить сам конденсатор, ведь велика вероятность, что он сохранил остаточный заряд. Для этого просто закоротите обмотки детали;
  3. снять одну клемму и подсоединить агрегат с целью определения емкости;
  4. подключить щупы к конденсаторным выводам. Измерительный прибор автоматически определит точные показатели ёмкости;
Установить основной переключатель в режим мониторинга скорости (когда применяется мультиметр). Можно обратиться к упрощенному варианту и использовать емкость, большую в 2-3 раза от рабочего конденсатора.   [caption id="attachment_3915" align="aligncenter" width="622"]Подключение асинхронного двигателя через конденсатор на 220 рисунок Подключение асинхронного двигателя через конденсатор на 220 рисунок[/caption]

Итог 

Как можно видеть, подсоединение асинхронных двигателей на 220 при помощи конденсатора – задача осуществимая. Главное правильно подбирать устройства и проводить монтаж, следуя алгоритму, требованиям и рекомендациям. Готовый прибор обеспечит высокую продуктивность длительное время. https://youtu.be/fXyIpeYH2GA  
Оцените статью
bor-obyav.ru