Проводим регулирование скорости однофазного электродвигателя

Однофазные двигатели, несмотря на сравнительную простоту, также нуждаются в точной регулировке. На сегодняшний день существует сразу несколько методов для осуществления этого, в статье мы рассмотрим наиболее эффективные. Способы доступные каждому, ведь характеризуются простотой и низкой стоимостью.    [caption id="attachment_3673" align="aligncenter" width="580"]Однофазный мотор и преобразователь Однофазный мотор и преобразователь[/caption]

Проводим регулирование скорости однофазного электродвигателя

Однофазные силовые агрегаты, как и трехфазные, в большинстве случаев представлены асинхронными модификациями, что обусловливается выгодами от использования. В основе такого устройства – оперативная обратная связь между вращающимся магнитным полем статора и токами, которые наводятся ним же в роторе агрегата. Когда показатели частот вращения разные, тогда и возникает момент вращения. Именно он лежит в основе регулирования скорости оборотов асинхронного двигателя. Далее мы рассмотрим ключевые методики регулирования, каждая из которых выгодна по-своему.  Питание силовых агрегатов осуществляется от обыкновенной сети бытового назначения на 220в переменного напряжения.  Это и обусловливает относительную простоту конструкции приборов и, соответственно, их регулирования. Как правило, такие устройства подразумевают наличие сразу двух или более обмоток – непосредственно рабочую и осуществляющую сдвигание фаз. Первая получает питание напрямую, а вторая – посредством конденсатора, сдвигающего фазу на угол 90 градусов. Это и создает магнитное поле, находящееся в постоянном вращении.  

Основные виды регулирования 

Самыми простыми являются механические методы изменения скорости вращений:
  • редукторы;
  • муфты;
  • трансмиссии шестеренчатой конструкции.
Данные варианты все реже применяются в современном оборудовании, поэтому детально рассматривать их нет необходимости. Также довольно редким методом является изменение числа полюсов в обмотке.  Одними из простых и активно применяемых способов являются такие:
  • путем изменения напряжения питания мотора;
  • вариацией частот питающего напряжения.

Регулирование с применением напряжения 

Управление скоростью с помощью данного метода подразумевает изменения показателя скольжения двигателя. Он представляет собой разницу между скоростью оборотов поля магнитов, которые генерируются стационарным статором двигателя и непосредственно ротором. Формула имеет такой вид: S = (n1 – n2)/n2 n1 – скорость оборотов магнитного поля; n2 – скорость оборотов ротора.  В процессе генерируется уже знакомая энергия скольжения, которая способствует нагреву обмоток мотора.  Способ отличается малым диапазоном возможных регулировок, примерно 2 к 1, а также реализуется только по направлению «вниз», путем снижения напряжения питания. Такой метод желательно применять для регулирования оборотов двигателей с повышенной мощностью. Но, особенности способа не мешают его использованию и для моторов малых мощностей с вентиляторными нагрузками. Схемы регуляторов также реализуются самые разные.

Автотрансформаторное 

Схема данного типа включает основной компонент регулировки – автотрансформатор. Конструктивно это – обыкновенный трансформатор, включающий одну обмотку и отводы от части витков. Гальваническая развязка от сети отсутствует, благодаря чему удается экономить, ведь вторичной обмотки также нет.   [caption id="attachment_3670" align="aligncenter" width="368"]Автотрансформаторное регулирование напряжения Автотрансформаторное регулирование напряжения[/caption]   Как можно видеть, трансформатор здесь обозначен как Т1, переключатель – SW1, а электродвигатель – М1. Именно через переключатель отводы с разными показателями напряжения подаются на мотор. В результате получается ступенчатая регулировка, которая в процессе работы применяется не более пяти регулировочных ступеней.  К сильным сторонам схемы относят:
  • выходное напряжение получается в форме чистой синусоиды, без каких-либо искажений;
  • высокая перегрузочная способность автотрансформатора.
Из недостатков стоит выделить:
  • большой вес и размеры трансформатора, которые напрямую зависят от уровня мощности нагрузочного агрегата;
  • несовершенный метод регулирования напряжением. 

Тиристор 

Регулятор тиристорного типа применяет схему, в которую включены два тиристора, работающие встречно-параллельным способом. Тип напряжения переменный, благодаря чему каждый отдельный тиристор пропускает свой объем (полуволну) напряжения. Кроме вышеуказанных двух элементов может использоваться один симистор.  [caption id="attachment_3669" align="aligncenter" width="369"]Тиристорный регулятор оборотов двигателя Тиристорный регулятор оборотов двигателя[/caption] При помощи этой схемы получается точно регулировать момент открытия и закрытия тиристорных компонентов по отношению к фазовым переходам через нулевой уровень. Таким образом, в конце или вначале волны напряжения отделяется участок. Эта особенность позволяет изменять среднеквадратичное значение показателя напряжения.  Особо эффективной схема является для контроля активной нагрузки, реализуется в системах с лампами накаливания и разноплановых нагревательных приборах.  Чтобы осуществить регулирование работы двигателей, такие детали модернизируют, из-за особенностей, характерных для индуктивной нагрузки. Меры модификации подразумевают:
  • монтаж защитных цепей LRC, которые отвечают за защиту силовых ключей. Сюда входят конденсаторы, резисторы и др.;
  • добавление корректировочных конденсаторов на выходе для определения формы волн напряжения;
  • ограничение минимальных мощностей регулировки напряжения с целью стопроцентного запуска двигателя;
  • применение тиристоров с показателями токов, которые в несколько раз выше уровней самого мотора.
Преимущества такого регулирования:
  • низкая цена;
  • компактность габаритов и легкий вес.
Недостатки:
  • возможность использования с однофазными двигателями только небольших мощностей;
  • работа характеризуется шумностью, наличием рывков и треска;
  • попадание постоянного напряжения на мотор из-за тиристоров;
  • регулировка напряжением. 
[caption id="attachment_3672" align="aligncenter" width="749"]Тиристор Тиристор[/caption]

Частотное регулирование 

Данная технология сравнительно недавно получила распространение, благодаря доступности модулей (в частности IGBT) и высоковольтных транзисторов. Частотное преобразование на сегодняшний день – один из ключевых способов регулировки не только мощности, но и производительности, скорости приборов и приводных механизмов в основе с электродвигателем. [caption id="attachment_3668" align="aligncenter" width="365"]Пример схемы частотника Пример схемы частотника[/caption] Однофазные машины управляются такими компонентами:
  • преобразователями частоты на одну фазу;
  • ПЧ на три фазы без конденсатора. 
Далее мы рассмотрим особенности «частотников», которые применяются для однофазной регулировки. 

Применение частотных преобразователей 

Чтобы обеспечить стабильный запуск и дальнейшую работу электрического двигателя применяют специальные алгоритмы, разработанные с учетом особенностей однофазных машин. Регулировать частоту можно также и по направлению вверх, правда, на частотах в строго ограниченном диапазоне. Это обусловливается конденсатором, установленным в цепи обмотки сдвигания фаз. Сопротивление устройства определяется частотой тока. При помощи формулы это выражается так:

Хс = 1/2пfC,

где f – частота тока; С – объем конденсатора.  Преимущества такого метода:
  • реализация управления двигателем интеллектуального типа;
  • стабильность, позволяющая двигателю бесперебойно работать на протяжении длительных временных промежутков;
  • расширенный функционал современных «частотников»;
  • управление работой мотора для поддержания характеристик на стабильных уровнях. К таким параметрам относят давление воды, расход воздуха, показатель скорости при изменяющихся нагрузках;
  • расширенная защита, как силового агрегата, так и машины, управляемой им;
  • наличие входов для датчиков аналогового и цифрового типов;
  • разнообразие выходов;
  • реализованный интерфейс коммуникации для упрощенного мониторинга и управления;
  • скорости – предустановленные;
  • наличие стандартного ПИД-регулятора.
Недостатки также есть, но их на порядок меньше:
  • ограниченные диапазоны управления частотами;
  • высокая цена.

Общие параметры частотника 

Давайте же рассмотрим более подробно устройство частотного преобразователя и тщательнее определим его принцип действия и возможные схемы подключения.  При помощи преобразователя частоты можно существенно снижать показатели энергопотребления и автоматизировать управленческие процессы оборудования и целого производства.  Конструкция прибора включает такие основные компоненты:
  • выпрямитель;
  • конденсатор;
  • транзисторы IGBT.
[caption id="attachment_3667" align="aligncenter" width="479"]Схема подключения частотника через конденсатор Схема подключения частотника через конденсатор[/caption] Все эти компоненты собраны в единый каскад, который отличается своей компактностью. Исходя из особенностей управления выходными характеристиками частот и напряжения, удается достигать высокого уровня энергосбережения.  Экономические выгоды от регулировки частоты с помощью преобразователя такие:
  • поддержка в моторе момента вращения вала на стабильном уровне. Обусловливается это наличием взаимодействия между выходной частотой инверторного преобразователя и частотой оборотов электродвигателя. Это в свою очередь определяет зависимость напряжения и момента вращения на валу мотора. Частотник позволяет самостоятельно регулировать уровни напряжения на выходе, обнаруживая значение напряжения, превышающее норму. Рабочая частота при этом находится на уровне, достаточном для поддержания момента. Преобразователи инверторного типа и векторного управления обладают возможностью поддержки момента вращения на валу двигателя;
  • агрегат также отвечает за регулирование действий насосного оборудования. Когда с датчика давления поступает сигнал, преобразователь начинает снижать интенсивность работы и, как следствие – производительность насоса. Когда обороты вращения мотора снижаются, тогда параллельно падает и уровень потребления выходного напряжения. К примеру, потребление воды стандартным насосом обеспечивается 50 герцами промышленной частоты и 400 вольтами напряжения. Исходя из этих данных, можно рассчитать соотношение мощностей потребления.  
https://youtu.be/ZZRUiBF3BIA   Снижая частоту до уровня в 40 Герц, соответственно уменьшается и напряжение – до 250В. Это указывает на то, что количество оборотов насоса также падает, а потребление энергии уменьшается приблизительно в 2,56 раза.  Чтобы повысить энергетическую эффективность от использования частотного преобразователя, необходимо соблюдать такие рекомендации:
  • полное соответствие устройством рабочим параметрам однофазного двигателя;
  • подбор преобразователя, ориентируясь на тип производственного оборудования, для которого прибор и будет устанавливаться. Например, преобразователь, приобретаемый для управления работой насосов, должен работать в строгом соответствии с программными параметрами для гидравлических или пневматических приложений;
  • обеспечение точных настроек параметров регулирования работы, как в автоматическом, так и в ручном режимах;
  • реализацию в настройках режима энергосбережения;
  • работа с векторным регулированием должна позволять проводить автоматическое настраивание процесса управления силовым агрегатом. 
Частотный преобразователь для однофазных устройств осуществляет грамотное управление электрическими моторами, устанавливаемыми в оборудовании бытового использования. Как правило, такие устройства имеют свои конструктивные особенности:
  • в основе – векторное управление. Характерно для большинства моделей;
  • обеспечение улучшенных показателей крутящего момента;
  • энергосбережение активировано по умолчанию;
  • наличие в отдельных модификациях съемного управляющего пульта;
  • стандартный контроллер PLC, который является важным компонентом при конструировании приборов сбора и передачи информации, а также для приспособлений телеметрии. Элемент соединяет в одну сеть устройства, которые в процессе работы применяют разные протоколы передачи данных и связные интерфейсы;
  • ПИД-регулировка, с помощью которой реализуется контроль и регулирование температурных показателей и других технологических процессов;
  • автоматическое регулирование напряжения на выходе.  

Пример схемы подключения 

Давайте же рассмотрим схему присоединения однофазного преобразователя к аналогичному двигателю, без использования конденсатора.  Здесь выходное напряжение на каждой из фаз равняется выходному показателю частотного преобразователя. Проще говоря, на выходе мы будем иметь сразу 3 линии напряжения, каждая из которых с номинальным значением в 220 вольт. Для обеспечения старта применяется только пусковая обмотка.  Конденсатор не имеет ресурса для обеспечения равномерного фазового сдвига. Чтобы исключить его из схемы нужно:
  • удалить стартерный конденсатор С1;
  • выводные обмотки подключить к точкам выхода напряжения преобразователя;
  • точка А соединяется с СА, В с СВ и т.д.;
  • для обеспечения реверса (обратной проводки) нужно В подключить к СА, А к СВ, а W к CC. 
Данная схема является самой распространенной, благодаря простоте реализации и гибкости, которая обеспечивает возможность повторного подключения. Мотор на 1 фазу регулируется просто, без потерь мощности и обеспечивая экономное потребление энергии. https://youtu.be/FcPg-5lL_9o  
Оцените статью
bor-obyav.ru