Работа с трехфазными электрическими двигателями подразумевает выполнение разнообразных манипуляций с целью улучшения функциональности. Большинство из них электрик может провести самостоятельно, например, перемотать двигатель с тремя фазами. Чем же интересен этот процесс? [caption id="attachment_3577" align="aligncenter" width="512"]
Трехфазный электродвигатель[/caption]
Большинство бытовых электрических приборов и конструкций собственноручного изготовления, применяют электроприводы. В роли последнего, как правило используются агрегаты небольших мощностей, ресурса которых с лихвой хватает на обеспечение уровня работы вверенного оборудования. Но, несмотря на надежность современных электромоторов, поломки – не редкость. Решить проблему довольно просто – необходимо провести ремонт, ведь полная замена необходима в редких случаях, да и обходится она недешево. Один из самых действенных методов решить неисправность – провести перемотку. Как это делается в домашних условиях, и что конкретно дает, мы рассмотрим далее в нашей сегодняшней статье. Разновидности силовых агрегатов
Одними из наиболее популярных моторов, применяемых в бытовых целях, являются модели коллекторного типа, работающие от питания постоянного тока, или же бесколлекторные модификации асинхронного типа переменного тока. Далее мы рассмотрим перемотку трехфазных силовых агрегатов на примере именно этих вариантов исполнения. Устройства обладают высокой эффективностью и характеризуются низкими производственными и эксплуатационными затратами. Конструкция включает два ключевых элемента: ротор и статор. Обмотка ротора в асинхронном устройстве выполнена по типу, называемого в народе «беличье колесо». Сам же элемент смонтирован в конструкцию статора. Он в свою очередь отвечает за генерирование магнитного поля. 3 его фазы создают поле посредством вращений, благодаря чему, нет необходимости применять конденсатор на моторе. Сгенерированное поле разделяет обмотки катушек, куда подается напряжение. Исходя из закороченности «клетки» происходит генерирование электрического тока, а он уже в свою очередь создает движущую силу. Общие особенности перемотки
Поломки, возникающие с электрическими двигателями, могут быть электрической или механической природы. В последнем случае первыми признаками служат сильные вибрации, шумы. В большинстве ситуаций, это напрямую указывает на проблемы с подшипниковыми элементами и торцевой крышкой. В случае их несвоевременного устранения, может произойти клин вала, что в свою очередь повлияет на выход из строя статорных обмоток. Тепловая же защита, обеспечиваемая автоматическим выключателем, может сработать не сразу. Как показывает практика, в 85-90% случаев, поломка асинхронных силовых агрегатов возникает из-за проблем со статорными обмотками. Это может быть обрыв, межвитковое замыкание, или короткое замыкание на корпус. Параллельно с этим якорь короткозамкнутого типа не теряет своих эксплуатационных показателей. Исходя из этого, при возникновении даже самых слабых механических повреждений, нужно проверять электрические составляющие. [caption id="attachment_3573" align="aligncenter" width="543"]
Поврежденный статор[/caption]
Последовательность работ
Те, кого интересует как перемотать электродвигатель на 3 фазы, должны понимать, что процесс – технически сложный и требует четкого соблюдения алгоритма. Его можно реализовать как самостоятельно, так и обратившись за помощью к специалистам. Независимо от типа конструкции силового агрегата, процесс перемотки мотора включает такие основные шаги:- удаление старой обмотки и очищение каналов от остатков изоляционных материалов;
- расчет новой катушки, ориентируясь на характеристики предыдущей демонтированной;
- подготовка новых обмоток с использованием соответствующих шаблонов;
- контроль активного «железа» статора или ротора, укладка медных катушек;
- запаивание катушек в полном соответствии со схемой;
- пропитка готовой обмотки лаком;
- сушка.
Далее мы рассмотрим этот алгоритм более детально, ведь каждый из шагов перематывания включает в себя дополнительные шаги, которые также требуют тщательного соблюдения. После проведения всех этих действий стоит обязательно пропитать готовый элемент лаком, для обеспечения максимальной изоляции токопроводящих элементов. Далее, после перемотки, осуществляется сборка силового агрегата и испытания на совместимость эксплуатационным требованиям. Важно отметить, что перемотать мотор можно, как с сохранением предыдущих технических параметров, или же с заданием новых, меньших, или больших. Мониторинг состояния обмотки
Актуальные показатели катушек можно определить по внешним признакам. Если же эмпирический метод не является эффективным, тогда необходимо провести диагностику, первым шагом которой является прозвонка обмотки на предмет обрыва. В ситуациях, когда такая поломка обнаруживается, необходимо провести разборку электродвигателя и провести детальный осмотр всех соединений. [caption id="attachment_3578" align="aligncenter" width="660"]
Прозвонка обмоток[/caption]
Когда дефект все-таки не найден, тогда можно смело указывать на обрыв в одной из обмоток. Именно в такой ситуации следует провести перемотку. Другой способ
Часто бывает так, что прозвонка не указывает на обрыв, тогда необходимо провести измерение сопротивления в катушках. Проводя такой контроль стоит учитывать такие основные моменты:- уровень сопротивления на корпус изоляции катушек должен стремиться к максимуму;
- трехфазный электрический привод обмоток должен демонстрировать одинаковые показатели сопротивления;
- однофазные агрегаты должны иметь сопротивления пусковой обмотки больше, чем у катушек рабочих.
Кроме этого, необходимо обращать внимание на то, что сопротивление катушек статора достаточно низкое, что обусловливает свои особенности измерения. К таковым параметрам относят в частности, применение приборов с высокими классами точности (в основном мультиметры), ведь приспособления с низкими уровнями не обеспечивают должной эффективности. Данный вопрос можно решить довольно просто – собрать элементарную схему потенциометра, с применением вспомогательного источника питания. В качестве последнего можно применять аккумуляторную батарею. Измерение осуществляется по такому алгоритму:- подключение катушки к схеме измерения сопротивления обмоток;
- установка тока на уровне 1 Ампера. Осуществляется это с помощью потенциометра;
- проведение расчета сопротивления катушки. Для этого используются такие показатели: R - сопротивление устройства потенциометра, а также падение напряжение на обмотке измерения. Последний показатель определяется измерительным устройством – вольтметром.
[caption id="attachment_3580" align="aligncenter" width="752"]
Обмотки[/caption]
Отметим также еще один способ для определения места межвиткового замыкания своими руками. Реализуется он так:- статор отключается от ротора;
- подсоединение к трансформатору стального шарика. Отлично подходит деталь от шарикоподшипника;
- подключение статора к источнику пониженного питания, посредством трансформатора;
- если катушки находятся в рабочем состоянии, то шарик будет двигаться безостановочно и циклически по всей внутренней поверхности;
- если же имеет место межвитковое короткое замыкание – шарик останется неподвижным и будет все время находиться на одном месте.
Коллекторные приводы
Коллекторные электрические моторы трехфазного типа больше склонны к механическим неисправностям. Как правило, к таким проблемам относят стирание щеток или же засорение контактных элементов коллектора. Ремонт в таких случаях достаточно простой, ведь необходимо всего провести замену графитовых щеток или провести чистку механизмов контактов. Тестирование на соответствие электрических компонентов подразумевает проверку уровней сопротивления якорных обмоток. В такой ситуации щупы измерительных приборов подносятся к двум ламелям (соединительным контактам) коллектора. После определения показаний одной катушки, необходимо провести измерения всех оставшихся по очереди. То сопротивление, которое демонстрируется, должно быть приблизительно на одном уровне, в том числе и с учетом погрешностей измерителя. В ситуациях, когда имеет место внушительное отклонение, можно смело говорить о межвитковом КЗ или даже обрыве. Вот в этих случаях просто не обойтись без перемотки. [caption id="attachment_3575" align="aligncenter" width="753"]
Схема измерения сопротивления обмоток[/caption]
Обмоточные данные
Без этой справочной информации не рекомендуется проводить перематывание медных компонентов катушек двигателя. Как мы писали ранее, эти данные размещаются в технических документах, паспорте, либо на табличке корпуса мотора. Электрики всячески не рекомендуют самостоятельно проводить подсчет витков и измерять диаметры электрических проводов. Эта информация полностью отображается на маркировке двигателя и полностью отвечает действительности. Из таких основных данных стоит выделить:- номинальные рабочие параметры мотора к ним относят мощность, напряжение, количество потребляемой электроэнергии, количество оборотов и др.;
- число проводов для каждого паза;
- диаметр проволоки, без учета нанесенной изоляции;
- точные данные, описывающие внутренний и внешний диаметр статора;
- количество пазов;
- рекомендуемый (или требуемый) шаг проведения обмотки;
- габариты ротора.
Существуют даже специальные таблицы, в которых содержаться все необходимые данные об электромашинах с током разных типов. Детальный алгоритм перемотки
Для реализации новой намотки самостоятельно, необходимо соблюдать все шаги, которые мы уже описывали раньше и более детально опишем сейчас. Также, не стоит забывать о таких важных факторах, как специализированное оборудование и навыки. Давайте же более детально распишем каждый из этапов создания новой обмотки.Демонтаж
Без этого действия невозможно установить новую, рабочую намотку, его еще называют подготовительным этапом. Вот как он осуществляется:- отсоединение электрического привода от сети питания. Параметры ее – 220 или 380 вольт;
- снятие мотора с основы, на которую тот устанавливается;
- демонтаж заднего кожуха системы вентиляторного охлаждения;
- снятие крыльчатки;
- откручивание монтажных компонентов крышек, расположенных на торце, полное их снятие. Рекомендуют начинать действия с фронтальной стороны, что существенно облегчит дальнейший выход ротора с тыловой крышки;
- непосредственное снятие ротора.
Если говорить о специальном оборудовании, то на этом шаге его уже можно использовать. Существенно облегчить демонтаж поможет съемник. Элемент дает возможность без особых трудностей освободить вал мотора из шкива и шестерен, а также быстро снять крышки торцевые. [caption id="attachment_3579" align="aligncenter" width="501"]
Съемник для демонтажа[/caption]
Данный шаг практически аналогично реализуется и на силовых агрегатах коллекторной конструкции. Устранение обмотки
Это шаг также реализуется по строгой последовательности действий:- снятие бандажного крепежа и покрытия изоляции с участков соединения проводов. Лучше всего это делать при помощи обыкновенного ножа. Можно дополнительно провести фиксацию схемы соединений, проще всего – сфотографировать. Но, это – скорее рекомендация, ведь вся актуальная информация, по поводу схемы, имеется в сопроводительной документации к двигателю;
- снятие верхушек проводов со всех статорных торцов. Самый простой инструмент для этого – зубило;
- освобождение пазов посредством пробойника с определенным диаметром;
- очистка статора от загрязнений, копоти и старого пропиточного лака.
[caption id="attachment_3572" align="aligncenter" width="410"]
Статор, освобожденный от обмотки[/caption]
Здесь мы получаем отдельный корпус, который подходит для дальнейшей обработки, или же для передачи специалистам. Самостоятельный демонтаж является довольно простым, да и способен существенно удешевить проведение работ по перемотке. Далее осуществляется непосредственно перемотка, которая кроме четкого соблюдения последовательности, требует также обеспечения особых условий среды, в которой будет проходить замена. Рассмотрим же детально технологию процесса, чтобы иметь полное представление о нем и более простой выбор. Финальный шаг перемотки
Этап является ключевым во всем процессе перемотки, поэтому его, пожалуй, можно назвать самым технически сложным среди всех. Реализуется он следующим образом:- монтаж изоляционных элементов в каждый паз – процесс гильзования;
- подбор по справочнику расходных материалов: их толщины и технических характеристик;
- определение обмоточных сведений по типу и марке двигателя;
- осуществление наматывания точного числа витков всыпных катушек. Проводится все на специализированном станке. Рекомендуется использовать заводские модификации оборудования и не прибегать к самодельным устройствам. Результат последних оставляет желать лучшего и часто требует частичной или полной переработки;
- укладывание в пазы катушечных групп. Обвязывание и соединение. Процессы требуют точности и аккуратности, поэтому выполняются только вручную;
- пропитка. Перед началом, корпус стоит прогреть до температуры в промежутке от +45 до +55 градусов и полностью окунуть в емкость с пропиточным лаком. При этом, заливка материалом непосредственно проводов не будет иметь успеха, ведь в результате все равно останутся непокрытые участки;
- следующий шаг – помещение конструкции в сушильную камеру, которая предварительно разогрета до температуры +130 - +135 градусов;
- окончательное тестирование катушек при помощи измерительного прибора – омметра;
- сборка конструктивных элементов в единое устройство и пробный старт. Последний шаг имеет место лишь в тех ситуациях, когда ремонт проводился полностью всех деталей, а не только корпуса;
- когда модернизации подвергалась только оболочка, нужно перед запуском проконтролировать состояние катушек.
[caption id="attachment_3574" align="aligncenter" width="557"]
Станок для намотки всыпной обмотки[/caption]
Якорь
Замена обмоток в коллекторных силовых агрегатах требует особого внимания, ведь подразумевает ряд особых характеристик, отличающих этот процесс от аналогичного для асинхронного трехфазного. Одна из таких особенностей – перемотка якоря, а не корпуса. Она характерна для тех ситуаций, когда поломка не у катушек возбуждения. Из числа ключевых отличий, стоит выделить такие:- использование нового станка, с более сложным конфигурированием;
- обязательность осуществления проточки и якорной балансировки (на завершение, после перемотки). Также реализуются шлифование и очистка;
- нарезка коллектора на фрезерном станке.
Как можно видеть, нанесение новой обмотки на коллекторный мотор – задача на порядок более сложная, требующая применения особого оборудования. Если есть сомнения в собственной квалификации, рекомендовано обратиться к специалистам в сервисный центр. Преимущества
Повышение производительности, повышенная удельная мощность, надежность и эффективность стали возможными, благодаря разработкам в области материалов. Мастерство здесь также играет далеко не последнюю роль. К примеру, использование более качественных смол и материалов изоляции позволяет улучшать рассеивание тепла. Доведенная до автоматизма технология формирования катушек и точное нанесение лент изоляции позволяют обеспечивать бесперебойное дублирование катушек для упрощения процессов установки и эксплуатации. Недостатки
Как таковых недостатков перемотки нет, обновление имеющегося ресурса всегда позитивно, лучше только основательная замена. Покупка нового агрегата – затратное дело, а ремонт имеющегося – дешевле, да и выгоднее, особенно, если мотор до этого работал без сбоев. Рано или поздно все равно придется приобретать новую машину, но позже. Если оценивать экономический фактор, то перемотка обходится в сумму до 50% от полной стоимости мотора. Но, если осуществлять самостоятельную перемотку трехфазного двигателя, то бюджет будет еще скромнее. Перемотанный силовой агрегат имеет сокращенный срок службы, что также стоит учитывать и не давать на мотор высоких нагрузок. https://youtu.be/HqZFCWWFPls
Общие рекомендации
Независимо от того, проводите вы перемотку своими руками, или же обращаетесь к специалистам, важно учитывать такие советы:- для вариантов взрывозащищенного или кранового видов стоит уделять особое внимание в плане деталей. Производитель реализовывает высокий уровень защиты, который не должен нарушаться при ремонте;
- точечный сервис не обеспечивает максимальный уровень эффективности. Статорная или роторная перемотка подразумевает смену подшипников, проверку состояния посадочных мест;
- на сегодняшний день качественную обработку мотора можно провести за пару дней, главное – применять проверенные материалы;
- для обеспечения прежней мощности двигателя необходимо подбирать кабель с сечением, аналогичным прошлому. Благодаря этому получится намотать требуемое количество витков;
- перед началом работ стоит подготовить все вспомогательные материалы, например, шаблоны из картона. Размер должен соответствовать оригинальным габаритам металлических компонентов.
Вывод
Проведение грамотной перемотки двигателя на три фазы поможет продлить длительность его эксплуатации. Обновление является выгоднее, чем полная замена, особенно, если учитывать возможность самостоятельного осуществления. https://youtu.be/h-mXF-hwu5I