Строение и принцип работы трехфазного двигателя, его подключение на 380 В

Трехфазный мотор обладает гораздо большей мощностью относительно тех приводов, которые подключаются только на 220 В. Поэтому, если у вас есть возможность подключения к трехфазной сети, лучше использовать именно его. [caption id="attachment_3993" align="alignright" width="300"] Строение трехфазного двигателя[/caption]

Строение трехфазной асинхронной машины

Главное предназначение любого электродвигателя заключается в превращении электроэнергии в механическую энергию. Устройство любого мотора сводится к двум основным его элементам: ротора и статора. Ротор – подвижный элемент, а статор никогда не приводит в движение. Между двумя главными элементами всегда присутствует некий зазор с воздухом. В каждой детали есть сердечник, в нем и располагаются обмотки. Причем в роторе обмотки находятся на валу, а в статичной детали в пазах корпуса, которые сделаны специально для этого.  Угловое расстояние между пазами в статоре равняется 120 градусам. Наибольшее распространение получил агрегат с короткозамкнутым ротором, другое название которого «беличье колесо». В таком случае обмотку крепят к каркасу в форме цилиндра, а стержни соединены с сердечником в роторе. Они являются замкнутыми накоротко с торцов. Вся эта система очень напоминает колесо, в котором бегает белка. Хотя короткозамкнутый ротор получил большую популярность, существую трехфазные движки и фазным якроем. Намотки, концы которых полностью изолируют, в таком типе подвижной детали мотора соединяют с некими контактными кольцами.  Отметим, что разница между двумя типами двигателей заключается лишь в устройстве якоря. Статор в обоих системах может быть абсолютно одинаковым. [caption id="attachment_3991" align="alignleft" width="231"] Схемы подключения обмоток[/caption] Обмотки могут соединяться между собой несколькими способами. Основные виды соединения носят названия «звезда» и «треугольник», что уже намекает на их схемы. В случае со «звездой» каждый конец присоединяют к одной точке, а в методе «треугольника» конец одной фазы последовательно соединен с началом другой. 

По какому принципу устроена работа двигателя

Если говорить коротко, то принцип работы асинхронной машины основан вращении двух магнитных полей. Ток статорной обмотке способствует их появлению. Поля, в свою очередь, влияют на контур якоря. В нем появляется электродвижущая сила (ЭДС). В том случае, когда ЭДС выше силы трения, вал начинает вращаться. Частота вращения вала увеличивается за счет своих попыток достичь скорости, с которыми вращается магнитное поле в статорной обмотке. Но если два значения будут равны, ЭДС упадет до нуля и действие поля исчезнет. Именно из-за этого две частоты вращения (вала и магнитного поля) никогда не совпадут, т.е. не станут синхронными. По этой причине электродвигатель с таким устройством получил название асинхронного.

Режимы, в которых может работать привод

Асинхронный трехфазный электропривод переменного тока может работать в пяти режимах. Они перечислены ниже:
  • пусковой;
  • режим двигателя;
  • режим холостого хода;
  • режим генератора;
  • электромагнитного торможения.
Разберем все режимы подробнее. Пусковой режим – первый этап в работе каждого привода. Во время его протекания к обмоткам подается электроток, появляется вращающееся магнитное поле. Как мы уже говорили выше, в тот момент, когда ЭДС становится больше силы трения, вал начинает работать. В режиме двигателя агрегат функционирует по своему непосредственному назначению: занимается превращением электродвижущей силы в механическую (последняя выражается в работе вала). При холостом ходе какая-либо механическая нагрузка на электропривод полностью отсутствует. То есть его включили в сеть, но к другому устройству не подключили. Режим генератора означает, что частота вращения в двигателе искусственно завышена, причем ее величина выше скорости, с которой вращается электромагнитное поле. ЭДС в такой ситуации меняет свой вектор на обратный, а движок становится источником энергии. Сделать это можно, например, если подсоединить к агрегату еще один двигатель. И последний режим. Торможение электромагнитного типа, как правило, применяют только при аварийных и экстренных ситуациях. А почему, поговорим ниже в разделе «Способы торможения двигателей», где рассмотрены и другие виды торможения трехфазной машины.

Порядок подключения трехфазного мотора на 380 В

Для корректного подключения такого привода в сеть с напряжением 380В существует следующий алгоритм:
  • Убедитесь в том, что сеть рассчитана на напряжение в 380 Вольт.
  • Обратите внимание на табличку-шильдик (располагается на корпусе агрегата). На ней могут быть следующие обозначения: Y/Δ (звезда/треугольник). Примеры обозначений приведены на рисунках ниже.
[caption id="attachment_3989" align="alignleft" width="269"] Двигатель для трехфазной сети 380В
(~ 3, Y, 380В)[/caption] [caption id="attachment_3996" align="alignright" width="262"] Двигатель для трехфазной сети
220В/380В (220/380, Δ / Y)[/caption] [caption id="attachment_3990" align="aligncenter" width="231"] Двигатель для трехфазной сети
(380В / 660В (Δ / Y, 380В / 660В)[/caption] [caption id="attachment_3988" align="aligncenter" width="294"] Двигатель для однофазной сети 220В
(~ 1, 220В)[/caption]
  • Когда проверите параметры сети и характеристики подключения электромотора Y/Δ (звезда/треугольник), можно переходить к собственно включению мотора в питающую сеть. 
  • Для корректного включения трехфазного электропривода в сеть напряжение должно подаваться на все фазы в одно и то же время.
Чаще всего электропривод перестает функционировать по причине того, что до этого работал лишь на двух фазах. Подача тока на две фазы может происходить из-за поломки в пускателе или когда произошел перекос фаз (то есть величина напряжения в одной из них гораздо ниже, чем в остальных). Подключить электромотор можно двумя способами:
  • Использовать автоматический выключатель или автомат, защищающий привод.
Такие приборы всегда будут подавать напряжение на все фазы одновременно. Рекомендовано устанавливать защитные автоматы из серии MS. С таким автоматом возможна наиболее точная его настройка на рабочий ток машины. К тому же, прибор очень чувствителен и хорошо реагирует на любые изменения в значении электротока. А во время пускового момента с таким устройством агрегат может работать на пусковом токе без выключения. Автоматы защиты, не входящие в упомянутую серию, обычно ставят, превышая номинальное значение тока электропривода, при этом обязательно учитывают пусковой ток (он, как правило, в два или три раза высшего номинальной величины). Автоматы такого типа отключают движок только тогда, когда его клинит или происходит короткое замыкание. Это не гарантирует того уровня защиты, который хотелось бы иметь.
  • Использование пускателя.
[caption id="attachment_3995" align="alignright" width="292"] Пускатель[/caption] Это механизм в виде электромеханического контактора, замыкающего все фазы с соответствующими им обмотками электромотора. Запуск пускателя происходит благодаря специальному электромагниту. Его еще называют соленоидом. Как устроен электромагнитный пускатель? Ответ – строение максимально простое, состоит механизм из пяти элементов:
  • 1 – электромагнитная катушка;
  • 2 – пружина;
  • 3 – подвижная рама;
  • 4 – контакты подвижной рамы, с помощью которых происходит подключение питающей сети;
  • 5 – недвигающиеся контакты, которые подключают обмотки электрического привода.
Когда питание начинает подаваться на обмотку, подвижная рама с ее контактами начинает опускаться. После этого происходит замыкание контактов рамы на неподвижные контакты соответственно. Ниже изображена схема, на которой показано подключение электромотора с применением электромагнитного пускателя: Когда будете выбирать пускатель, обязательно обращайте внимание на величину напряжения его катушки. Покупайте его в том случае, если он будет соответствовать нужной вам сети. К примеру, если напряжение сети 380 В, то катушка пускателя тоже должна быть на 380 В. Но если сеть с возможностью подключения и на 220 В и на 380 В, катушку можно брать на 220 В.
  • Проконтролировать, в правильную ли сторону крутится вал.
Когда вам понадобиться сменить направление, в котором вращается вал (совершить реверс), потребуется лишь подключить одну из фаз на место другой. Критически важно делать это во время подключения к сети центробежного электрического насоса. Рабочее колесо это устройства имеет строгое конкретное направление.

Зачем нужен частотный преобразователь? 

Сегодня очень распространено применение частотных преобразователей, которые управляют количеством оборотов, другими словами, частотой вращения электропривода. Их другое название – регуляторы оборотов. Регуляторы оборотов для трехфазных двигателей способствуют не просто экономии электрической энергии (например, когда регулятор используют, чтобы регулировать насосы, подающие воду), но управлять подачей в объемных насосах. Такая возможность делает насосы дозировочными. Ими могут стать любые насосные системы с объемным принципом работы. Зачастую во время использования регуляторов частоты многие забывают о некоторых нюансах работы с ними:
  • регулировать частоту, когда двигатель не доработан для этого, можно только в диапазоне 30% от уже существующей (50 Гц);
  • когда частота, с которой работает двигатель увеличится до 65 Гц и более, стандартные подшипники нужно заменить на специальные усиленные. На современных машинах стало возможно увеличить частоту до 400 Герц, стандартные подшипники буквально рассыпятся от такой скорости вращения;
  • если темп, с которым вращается мотор, уменьшается, его встроенный вентилятор перестанет вести эффективную работу, из-за этого начинают перегреваться обмотки; очень часто во время проектирования эти нюансы просто не берут во внимание, поэтому двигатели ломаются;
  • чтобы агрегат мог корректно работать в условиях низкой частоты, чрезвычайно важно установить дополнительный вентилятор, который будет принудительно охлаждать электромотор. 
Правильно модернизировать электромоторы для работы на низких настройках невероятно важно.  На фото 1, расположенном ниже, вместо крышки основного вентилятора установлен дополнительный прибор охлаждения. Он не даст асинхронной машине перегреться даже в том случае, когда частота вращения агрегата будет значительно снижена. [caption id="attachment_3997" align="alignleft" width="223"] Фото 1[/caption] Фотография изображает насосы винтового типа, на которых установлены дополнительные вентиляторы. Они применяются как дозировочные на пищевых производствах. Чаще всего применяют частотные преобразователи мощностью от 3 кВт

Способы торможения двигателей

Существует два основных способа, которыми можно тормозить работу трехфазных асинхронных двигателей:
  1. Торможение противовключением или электромагнитное торможение. Мы уже говорили о нем выше. В таком случае провода, которые соединяют обмотки с трехфазной сетью меняют местами (два любых провода). При этом происходит реверсирование, то есть агрегат меняет направление движения. Вместе с этим меняется направление, в котором движется магнитное поле. Останавливается двигатель очень быстро, но выделяет очень много тепла. Из-за этого такой метод применяют только в случае аварии.
  2. Динамическое торможение. Для этого статорную обмотку нужно отключить от сети 380 В и включить в сеть на 220 В. Поле в статоре перестанет совершать движение, от чего остановится и ротор (причем довольно быстро). 

Плюсы использования трехфазного движка

Трехфазные асинхронные двигатели постоянного тока имеют несколько существенных преимуществ перед другими видами электромоторов, вот главные из них: 
  1. Возможность работы в режиме однофазного движка, если это нужно. Правда, номинальная величина мощности, при подключении агрегата на 220 В, снижается примерно вдвое.
  2. Если одна фаза пропадет, электродвигатель все равно продолжит работу на двух, но, опять же, с более низкой мощностью.
  3. Машина относительно недорогая, но обладает хорошим коэффициентом полезного действия.
  4. Надежность гарантирует долгие годы эксплуатации (до двадцати лет).
  5. Ремонт, обслуживание и амортизация не требуют больших трудовых и денежных затрат.
https://www.youtube.com/watch?v=jF6oCMrphDg
Оцените статью
bor-obyav.ru