Строение трехфазной асинхронной машины
Главное предназначение любого электродвигателя заключается в превращении электроэнергии в механическую энергию. Устройство любого мотора сводится к двум основным его элементам: ротора и статора. Ротор – подвижный элемент, а статор никогда не приводит в движение. Между двумя главными элементами всегда присутствует некий зазор с воздухом. В каждой детали есть сердечник, в нем и располагаются обмотки. Причем в роторе обмотки находятся на валу, а в статичной детали в пазах корпуса, которые сделаны специально для этого. Угловое расстояние между пазами в статоре равняется 120 градусам. Наибольшее распространение получил агрегат с короткозамкнутым ротором, другое название которого «беличье колесо». В таком случае обмотку крепят к каркасу в форме цилиндра, а стержни соединены с сердечником в роторе. Они являются замкнутыми накоротко с торцов. Вся эта система очень напоминает колесо, в котором бегает белка. Хотя короткозамкнутый ротор получил большую популярность, существую трехфазные движки и фазным якроем. Намотки, концы которых полностью изолируют, в таком типе подвижной детали мотора соединяют с некими контактными кольцами. Отметим, что разница между двумя типами двигателей заключается лишь в устройстве якоря. Статор в обоих системах может быть абсолютно одинаковым. [caption id="attachment_3991" align="alignleft" width="231"] Схемы подключения обмоток[/caption] Обмотки могут соединяться между собой несколькими способами. Основные виды соединения носят названия «звезда» и «треугольник», что уже намекает на их схемы. В случае со «звездой» каждый конец присоединяют к одной точке, а в методе «треугольника» конец одной фазы последовательно соединен с началом другой.По какому принципу устроена работа двигателя
Если говорить коротко, то принцип работы асинхронной машины основан вращении двух магнитных полей. Ток статорной обмотке способствует их появлению. Поля, в свою очередь, влияют на контур якоря. В нем появляется электродвижущая сила (ЭДС). В том случае, когда ЭДС выше силы трения, вал начинает вращаться. Частота вращения вала увеличивается за счет своих попыток достичь скорости, с которыми вращается магнитное поле в статорной обмотке. Но если два значения будут равны, ЭДС упадет до нуля и действие поля исчезнет. Именно из-за этого две частоты вращения (вала и магнитного поля) никогда не совпадут, т.е. не станут синхронными. По этой причине электродвигатель с таким устройством получил название асинхронного.Режимы, в которых может работать привод
Асинхронный трехфазный электропривод переменного тока может работать в пяти режимах. Они перечислены ниже:- пусковой;
- режим двигателя;
- режим холостого хода;
- режим генератора;
- электромагнитного торможения.
Порядок подключения трехфазного мотора на 380 В
Для корректного подключения такого привода в сеть с напряжением 380В существует следующий алгоритм:- Убедитесь в том, что сеть рассчитана на напряжение в 380 Вольт.
- Обратите внимание на табличку-шильдик (располагается на корпусе агрегата). На ней могут быть следующие обозначения: Y/Δ (звезда/треугольник). Примеры обозначений приведены на рисунках ниже.
(~ 3, Y, 380В)[/caption] [caption id="attachment_3996" align="alignright" width="262"] Двигатель для трехфазной сети
220В/380В (220/380, Δ / Y)[/caption] [caption id="attachment_3990" align="aligncenter" width="231"] Двигатель для трехфазной сети
(380В / 660В (Δ / Y, 380В / 660В)[/caption] [caption id="attachment_3988" align="aligncenter" width="294"] Двигатель для однофазной сети 220В
(~ 1, 220В)[/caption]
- Когда проверите параметры сети и характеристики подключения электромотора Y/Δ (звезда/треугольник), можно переходить к собственно включению мотора в питающую сеть.
- Для корректного включения трехфазного электропривода в сеть напряжение должно подаваться на все фазы в одно и то же время.
- Использовать автоматический выключатель или автомат, защищающий привод.
- Использование пускателя.
- 1 – электромагнитная катушка;
- 2 – пружина;
- 3 – подвижная рама;
- 4 – контакты подвижной рамы, с помощью которых происходит подключение питающей сети;
- 5 – недвигающиеся контакты, которые подключают обмотки электрического привода.
- Проконтролировать, в правильную ли сторону крутится вал.
Зачем нужен частотный преобразователь?
Сегодня очень распространено применение частотных преобразователей, которые управляют количеством оборотов, другими словами, частотой вращения электропривода. Их другое название – регуляторы оборотов. Регуляторы оборотов для трехфазных двигателей способствуют не просто экономии электрической энергии (например, когда регулятор используют, чтобы регулировать насосы, подающие воду), но управлять подачей в объемных насосах. Такая возможность делает насосы дозировочными. Ими могут стать любые насосные системы с объемным принципом работы. Зачастую во время использования регуляторов частоты многие забывают о некоторых нюансах работы с ними:- регулировать частоту, когда двигатель не доработан для этого, можно только в диапазоне 30% от уже существующей (50 Гц);
- когда частота, с которой работает двигатель увеличится до 65 Гц и более, стандартные подшипники нужно заменить на специальные усиленные. На современных машинах стало возможно увеличить частоту до 400 Герц, стандартные подшипники буквально рассыпятся от такой скорости вращения;
- если темп, с которым вращается мотор, уменьшается, его встроенный вентилятор перестанет вести эффективную работу, из-за этого начинают перегреваться обмотки; очень часто во время проектирования эти нюансы просто не берут во внимание, поэтому двигатели ломаются;
- чтобы агрегат мог корректно работать в условиях низкой частоты, чрезвычайно важно установить дополнительный вентилятор, который будет принудительно охлаждать электромотор.
Способы торможения двигателей
Существует два основных способа, которыми можно тормозить работу трехфазных асинхронных двигателей:- Торможение противовключением или электромагнитное торможение. Мы уже говорили о нем выше. В таком случае провода, которые соединяют обмотки с трехфазной сетью меняют местами (два любых провода). При этом происходит реверсирование, то есть агрегат меняет направление движения. Вместе с этим меняется направление, в котором движется магнитное поле. Останавливается двигатель очень быстро, но выделяет очень много тепла. Из-за этого такой метод применяют только в случае аварии.
- Динамическое торможение. Для этого статорную обмотку нужно отключить от сети 380 В и включить в сеть на 220 В. Поле в статоре перестанет совершать движение, от чего остановится и ротор (причем довольно быстро).
Плюсы использования трехфазного движка
Трехфазные асинхронные двигатели постоянного тока имеют несколько существенных преимуществ перед другими видами электромоторов, вот главные из них:- Возможность работы в режиме однофазного движка, если это нужно. Правда, номинальная величина мощности, при подключении агрегата на 220 В, снижается примерно вдвое.
- Если одна фаза пропадет, электродвигатель все равно продолжит работу на двух, но, опять же, с более низкой мощностью.
- Машина относительно недорогая, но обладает хорошим коэффициентом полезного действия.
- Надежность гарантирует долгие годы эксплуатации (до двадцати лет).
- Ремонт, обслуживание и амортизация не требуют больших трудовых и денежных затрат.