УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Конструкция ДПТ одинакова независимо от схемы подключения обмоток возбуждения. Она лишь определяет тип двигателя: последовательного возбуждения и параллельного. В данной статье будет рассмотрен редуктор именно с последовательным соединением кабельных блоков. Подобный электромотор применяется в случае необходимости плавного пуска, устойчивого тягового функционирования аппарата при постоянных скоростях вращения вала. По своим показателям этот двигатель отличается от приводов смешанного и последовательного подключения. Особенности электрических процессов обуславливают их широкое применение. Основными частями механизма являются движимый ротор (якорь) и неподвижный статор. Якорь состоит из стального сердечника и уложенного в пазы медного лакированного кабеля, который по виду образует закольцованный контур. Медный каркас выполнен большим числом витков проволоки. Концы обмотки припаяны к коллекторным кольцам. В якоре происходит преобразование энергии и наводится ЭДС. Через щетки из источника питания на ламели подается ток. Коллектор - обычный инвертор. Индуктор представлен постоянным магнитом. Создает магнитный поток для получения стабильного момента. В данной электрической машине роторная катушка и обмотка возбуждения соединены последовательно. Протекающие в них токи имеют равные значения, что и определяет особенность данного типа двигателей.ОСОБЕННОСТИ СХЕМЫ ПОДКЛЮЧЕНИЯ
Принципиальная схема подключения дает возможность приводу работать в условиях значительных перегрузок и тяжелых пусковых условий. Момент вращения пропорционален квадратному значению силы тока. Мощные тяговые характеристики обеспечили область применение подобных двигателей в конструкции транспорта: поездов, электричек, трамваев, троллейбусов, подъемных кранов, канатных дорог, производственных станках, грузоподъемных кранах, тяговых агрегатов. За счет последовательного соединения общий магнитный поток находится в зависимости от силы тока. При условии работы ДПТ ПС меньше 25% от номинального значения резко снижается магнитный поток. Это приводит к резкому ускорению машины. Скорость становится неконтролируемой и двигатель идёт в разнос. На этом основании работа двигателя на холостом ходу недопустима. Во избежание непоправимых ситуаций, для контроля работы в цепь якоря последовательно подключают реостат. Тепловые реле защищают устройство от перегрева. Двигатели последовательного возбуждения запрещено соединять с устройством посредством ременной передачи. Ремень может порваться или соскочить, вызывая тем самым немедленное ускорение и последующую поломку машины. Запуск агрегата производят на дополнительном сопротивлении, подсоединенным в цепь параллельно. С началом работы его отключают, и двигатель продолжает работу на номинальных показателях при естественной характеристике. Искусственные механические характеристики определяются принудительным изменением физических показателей системы.ГРАФИК ХАРАКТЕРИСТИК
Механическая и естественная характеристики на графике зависимости имеют вид гиперболы. Обычно на чертеже выражают соотношение момента (ось Х) и частоты вращения якоря (ось Y). Смещение графика механической характеристики параллельно к оси ординат объясняет плавное регулирование скорости (мягкая скоростная характеристика).СКОРОСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Регулирование скорости ротора осуществляют несколькими методами в принудительном режиме: -изменение показателей магнитного потока -изменение напряжения сетевого источника питания. Последний крайне неэкономичен, требует установки дополнительного пускового реле. Чаще производят смену магнитного потока. Параллельно обмотке возбуждения подключают реостат, введение сопротивления меняет ток, соответственно и скорость.ТОРМОЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯ
Остановка двигателя производится двумя способами. Механическим, характеризуется наложение тормозных колодок на шкив, и электрическим. Перевод привода в режим генератора для торможения в данном двигателе отсутствует. Используют шунтирование и противовключение якоря. Происходит реверс направления вращения. Динамический тормоз обусловлен отключением роторной обмотки и ее замыканием на многоступенчатый остановочный резистор. Управление производится контроллером оборотов или заданием времени. Процесс торможения происходит интенсивно.ПРИЧИНЫ ПОЛОМОК
Если возникают внештатные ситуации, требуется немедленное реагирование. Несоблюдение правил безопасности при работе с электрооборудованием, необдуманные действия персонала, скачки напряжения в сети, механическое повреждение устройства, корочение и межвитковый обрыв в цепи якоря приводят к тяжелым последствиям и дорогостоящему ремонту. Экстренное отключение проводится автоматической аппаратурой. Устранение неполадок производится строго при отключенной нагрузке. Чаще всего двигатель идет вразнос по причине человеческого фактора. Недобросовестное обслуживание комплектующих, отсутствие своевременного ремонта, игнорирование предвестников поломки приводит к таким тяжелым последствиям. При межвитковых разрывах резко снижается магнитный поток, скорость возрастает и становится неуправляемой. Двигатель резко набирает обороты и выдает характерный свистящий шум. Агрегат не взрывается, но персоналу лучше отойти на безопасное расстояние во избежание травматизации. Поэтому необходимо совершать своевременную плановую профилактику аварий.ИССЛЕДОВАНИЕ И ПОДБОР ДПТ
Исследование двигателей постоянного тока последовательного возбуждения и параллельного дает возможность сопоставить их рабочие показатели и характеристики для точного целесообразного выбора установки в тот или иной аппарат. Экспериментальный анализ проводят инженера, технологи, конструкторы. Расчеты имеют особенности и занимают много времени. Для упрощения проверки и экономии времени проектировщики зачастую пользуются набором утилитарных программ "Matlab" (матлаб). Они подходят ко всем операционным системам и с легкостью производят математические расчеты, построение трехмерных графиков, обработку данных и их анализ, создают рабочие алгоритмы. Двигатели постоянного тока последовательного соединения устанавливаются в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). Это нормативный документ, в котором обозначены конструктивные принципы, требования к электросистемам, подводимой к ним коммуникации, условий окружающей среды и эксплуатации. Правила одинаковы для всех форм собственности. Переиздаются каждые два года.ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
В настоящее время ДПТ используют в тех случаях, где переменнотоковые редуктора не дают необходимых характеристик. Достоинства электродвигателей постоянного тока с последовательным соединением обмоток обуславливают их широкое применение в промышленности и сфере электротранспорта. Таковыми являются: -зависимость момента вращения от квадратного значения силы тока позволяет передвигать машины больших габаритов и значительного веса; -плавный запуск аппарата при малой частоте вращения якоря; -использование машины без перегрузки двигателя; -высокие мощностные показатели; -отсутствие перехода в режим генератора дает дополнительную кинетическую энергию; -отсутствие перегрузки двигателя; -экономичность и простота изготовления обмотки якоря; -крупное сечение медной проволоки для армировки дает меньшее число витков не требует усиления изоляции; -конструктивное решение клетени обеспечивает необходимый магнитный поток при малых значениях тока возбуждения. Недостатки: -дорогостоящая концепция изготовления; -износ графитовых щеток; -засорение ламелей; -постоянное обслуживание щеточно-коллекторного контакта; износ коллектора ограничивает эксплуатационный срок. Обслуживать и производить ремонт должен специально обученный персонал. Для работы с электрооборудованием сотрудники обязаны быть компетентными и иметь допуск к работе. https://youtu.be/1N2xPGI-zJs