Методы пуска двигателей постоянного тока, снижающие нагрузку на детали мотора в связи с завышенными значениями пускового тока. Особенности реализации прямого пуска, его достоинства и недостатки. Как осуществляется пуск трехфазных электромоторов методом плавного увеличения питающего напряжения. Характерной особенностью электродвигателей постоянного тока (ЭПТ) является необходимость использования пусковых токов увеличенного номинала по сравнению с более распространёнными асинхронными электродвигателями, функционирующими на переменном токе. Это заставляет производителей тщательнее выбирать способ пуска двигателя постоянного тока, от которого будет зависеть функциональность электромотора, его надежность и долговечность. На практике применяют несколько методов пуска, каждый из которых способен временно ограничить значение пускового тока, чтобы цепь обмотки якоря преждевременно не вышла из строя. Рассмотрим перечисленные способы детальнее.
Прямой пуск
При запуске ЭПТ токовая нагрузка растет вместе с увеличением значения крутящего момента, передаваемого на ротор. Этот момент характеризуется значительным ростом температуры обмотки статора, что может стать причиной повреждения изоляции и короткого замыкания. Резкое возрастание нагрузки чревато сильными вибрациями и приводит к механическому повреждению деталей мотора. При прямом пуске проблема решается подключением обмотки якоря непосредственно к электроцепи, но при условии стабильности показателей электрического тока. Прямой пуск электродвигателя ПТ используется для маломощных электродвигателей (с номиналом, не превышающим 1 кВт), и он самый простой в реализации. Рабочие температуры при этом растут не настолько сильно, как при использовании других способов пуска.
В случае интенсивной эксплуатации электродвигателя с частым включением/выключением его оснащают расцепителем, управляемым вручную. Его задача – подавать напряжение в момент пуска непосредственно на клеммы двигателя.
Реостатный пуск
Этот способ, в отличие от предыдущего, используется для обеспечения пуска электромоторов повышенной мощности. Для этого в его электрическую схему включают реостат, представляющий собой секционный провод с высоким показателем удельного сопротивления. При реостатном способе пуска ЭПТ сопротивление реостата быстро уменьшается, что позволяет исключить большие перепады по току. Такой прием позволяет осуществлять разгон вала электромотора с постоянным ускорением, что положительно сказывается на долговечности двигателя. Число секций реостата может варьироваться в широких пределах, обычно это 2-7 сегментов. Их количество зависит от разности максимального и минимального значений пускового тока, а также от требований к плавности пуска. Задача обеспечения выравнивания значений пускового тока на всех стадиях процесса в рамках заданного временного промежутка решаема, но в целом автоматизации не поддается. Если без этого нельзя, то есть ЭПТ является частью автоматизированного комплекса, используется приём с автоматическими контакторами, которые срабатывают поочередно и шунтируют пусковые сопротивления.
При выходе двигателя на рабочие обороты реостат подлежит отключению от цепи, поскольку его характеристики позволяют работать непродолжительное время, иначе он просто выйдет из строя. Снижение сопротивления, как и его рост в начале, происходит дискретно.
Плавный пуск
Метод плавного пуска электрического двигателя постоянного тока номиналом 12В применяется как альтернатива реостатному. Он используется в ситуациях, когда задача контроля скорости вращения не стоит. В качестве примера можно назвать аварийные турбинные насосы. Принцип функционирования следующий: после запуска электродвигателя постоянного тока срабатывает устройство, удерживающее ток на якоре в рамках определенного значения, которое выше тока на валу мотора, и этот регулятор напряжения работает до тех пор, пока обороты двигателя не достигнут номинальных величин. После этого ЭПТ начинает работать в обычном режиме, соответствующем величине напряжения источника питания, который не обязательно должен быть маломощной сетью постоянного тока – допускается использование аккумуляторов. Его подключение к двигателю осуществляется посредством специальных контакторов. Отметим, что при методе плавного пуска мотора постоянного тока используются разные схемы пуска – от однофазных до трехфазных. Последняя сложнее в реализации, но считается самой надежной и универсальной. Независимо от вида пуска (прямого, плавного, реостатного) двигателя постоянного тока, используются несколько типов возбуждения:
- последовательное;
- параллельное;
- независимое.
Рассмотрим особенности пуска электродвигателя перечисленных типов возбуждения.
Запуск ЭПТ с параллельным возбуждением
При использовании такой схемы обмотка якоря и обмотка возбуждения подключены параллельно, что обеспечивает одинаковую разность потенциалов. При этом на вход вспомогательной обмотки при пуске подается несколько меньший ток, нежели на обмотки статора/ротора. Чтобы снизить влияние пусковых характеристик на оборудование, непосредственно при старте срабатывает реостат, уменьшая нагрузки на мотор, после чего отключается. Если пуск в силу разных причин может оказаться затяжным, используется схема, состоящая из нескольких пусковых резисторов/реостатов:
В этом случае последовательность сопротивлений Rпуск1-Rпуск3 позволяет снизить ток, идущий через обмотки, до минимальных значений. Как только ток достигнет порогового значения, сработают реле К1-К3, что приведёт к замыканию контакта К1.1. В результате первый резистор будет зашунтирован, ток скачкообразно повысится, но за счёт оставшихся резисторов снова снизится, и в момент минимума замкнется следующий контакт, а затем по такой же схеме – последний. К этому моменту скорость вращения вала достигнет номинала. При торможении эта же схема сработает в обратную сторону.
Запуск ЭПТ с последовательным возбуждением
Особенностью применения для пуска двигателей постоянного тока такой схемы является последовательное подключение к мотору переменного сопротивления и катушки возбуждения. В этом случае, как и в предыдущем, по цепи обеих катушек будет протекать ток одинакового номинала. Подобный метод характеризуется неплохими пусковыми характеристиками, но при условии, что вал электродвигателя в этот момент будет находиться подл нагрузкой. И ещё одна особенность ЭПТ с последовательным возбуждением: частота вращения вала в ходе пуска будет регулироваться в зависимости от нагрузки. Подобная схема идеально подходит для электротранспорта – трамваев, троллейбусов, с некоторыми модификациями – на поездах с электротягой. Принципиальная схема пуска ЭПТ с последовательным возбуждением:
Пуск ЭПТ с независимым возбуждением
Еще один способ пуска двигателей постоянного заключается в подключении ЭПТ в цепь посредством запитывания последней от независимого источника питания. В приведенной в качества примера схеме катушка и сопротивление возбуждения запитываются отдельно от обмоток мотора. В цепи обмотки двигателя присутствует регулировочный реостат. Такая реализация также требует наличия нагрузки на валу в момент пуска, в противном случае произойдет неконтролируемое повышение оборотов, чреватое поломкой мотора.
Пуск путем изменения питающего напряжения
Одной из самых сложных считается схема снижения пусковой нагрузки с применением управляемого выпрямителя или, как вариант, генератора постоянного напряжения, на плечи которого и ложится задача снижения питающего номинала по току. В принципе с этой задачей справляется и реостат, но для электродвигателей повышенной мощности КПД реостата резко снижается. Использование отдельной микросхемы для изменения питающего напряжения позволяет снизить потери. Вариант с генератором или выпрямителем используется на эл. моторах повышенной мощности. У него имеется еще один плюс: возможность реверсирования, которое реализуется изменением направления протекания тока в якоре. https://youtu.be/vpkU73yLzlE