Какой двигатель лучше асинхронный или коллекторный?

Асинхронные, как и коллекторные, пользуются широкой популярностью в быту и в промышленности. Они отличительны рядом характеристик, что делает их наиболее целесообразными в рамках определенных технических процессов.   Асинхронный двигатель – силовой агрегат, использующиеся в промышленности достаточно давно. Востребованность обусловлена работой с сетями трехфазного электроснабжения. Принцип работы асинхронного двигателя основывается следующим принципом:
  • статор – обмотка, состоящая из проволоки, произведенной из меди. Бывает двух-/трехфазной. При подаче тока образуется магнитное поле асинхронного двигателя;
  • ротор – вращающиеся элемент посредством подшипников, имеющий вид металлического цилиндра. Магнитное поле статора провоцирует аналогичный процесс и в роторе. Последний начинает вращаться под воздействием возбужденной медной обмотки. Данный процесс обусловлен смещением фаз, объем которого определяется типом мотора.
Касательно коллекторного двигателя (КД), то он относится к классу агрегатов, работающих с постоянным током. Это определяет специфику использования данных установок – эксплуатируются в бытовых приборах, например, в стиральных машинах. В отличие от асинхронного двигателя (АД), такие моторы имеют несколько иной принцип работы:
  • якорь выступает основным движущимся элементом. Его конструкция предполагает наличие множества пластинок. Компонент окружен магнитами, а ток подается щетками;
  • для вращения ротора необходимо менять направление тока. Ввиду этой особенности, щетки подключаются к пластинам.
Асинхронные двигатели имеют весомое отличие от коллекторного двигателя, представленное отсутствием скользящего контакта (СК). За счет этого такие электрические машины более надежные, чем коллекторные. АД отличительны нечастным техническим обслуживанием, что экономит средства. Моторы с коллектором невозможно произвести большой мощности. Безопасность последних, ввиду СК, кране сомнительная.

Чем отличается коллекторный двигатель от асинхронного?

Особенности КД, он же мотор постоянного тока (МПТ), заключаются в компактных размерах, возможности восстановления при возникновении неисправности, широкой линейке исполнения. Существуют:
  • трехполюсные;
  • агрегаты с двухщеточным коллектором и тремя медными пластинами;
  • установки, оснащенные двухполюсным статором, представленным постоянными магнитами.
Вышеупомянутые виды задействуют в детских игрушках, электрических отвертках. Механизмы помощнее имеют другую конструкцию:
  • многополюсный вращающиеся компонент на подшипниках качения;
  • узел коллектора состоит из 4-х графитовых щеток;
  • статор 4-ыхполюсный из постоянных магнитов.
Такие МПТ устанавливают в транспортных средствах с рабочим напряжением 12, 24 В. Они снабжают электричеством подсистемы приводов вентиляторов, «дворников», насосов, использующихся в комплексах омывателей. В зависимости от типа напряжения классификация коллекторных агрегатов представлена устройствами постоянного и переменного тока. Существуют силовые установки, работающими по универсальному принципу, т.е. способны использовать как постоянный, так и переменный ток. Одной из популярных систем являются универсальные коллекторные двигатели, которые встречаются в различных бытовых приборах. Пользуются востребованностью, несмотря на истирание и искрение щеток. Техническое обслуживание предполагает постоянное наблюдение, корректировку, своевременную замену неисправных элементов установки. Важно: Ротор КД состоит из вала. На него насаживается магнитопровод, с одной стороны – коллекторный узел (КУ), с другой – лопасти вентилятора. Подшипники упрощают процесс вращения. Нормальная работа электромотора будет обеспечена только в том случае, если вращающиеся элемент (ВЭ) сбалансирован. Поэтому к производству ротора подходят скрупулезно.

Обмотка ВЭ

У мотора с коллекторным элементом сердечник собирается металлическими пластинами (МП) из магнитного металла. Толщина в диапазоне от 0,35 до 0,5 мм. Пластины дополнительно заливаются диэлектрическим лаком, что предотвращает появление паразитных токов. Внешняя часть МП оснащена пазами, куда вкладываются медные витки. Далее, пластины насаживаются на вал, закрепляются на нем.

Принцип работы КД

ЭДС возникает при воздействии прямоугольной рамки в поле постоянного магнита. Направление вращения определяется правилом буравчика. Учитывая конструкцию ротора КД, каждая из обмоток – рамка, состоящая из нескольких проводов. Обмотка подключается к электроснабжению, по ней протекает ток, а вокруг проводника формируется магнитное поле. Последнее взаимодействует с полем статора. Поля последнего и ротора «проталкивают» ВЭ в необходимом направлении. Преимущества:
  • несложное конструкционное исполнение;
  • количество оборотов – до 10 тыс. об/мин.;
  • хороший крутящий момент на любых оборотах;
  • стоимость;
  • регулировка скорости;
  • пусковой ток и нагрузка.
Недостатки:
  • шум, ярко выраженный на высоких скоростях – обусловлен конструкцией, щетки трутся о коллектор;
  • износ;
  • частое техническое обслуживание КУ;
  • нестабильность параметров при варьировании нагрузки;
  • частота отказов из-за малого срока службы щеточно-коллекторного узла.
Качество производства влияет на эксплуатационный срок. Правильное исполнение гарантирует бесперебойную работу силового агрегата более 10 лет.

Разновидности коллекторных машин (КМ)

Механизм создает МП при помощи постоянных магнитов и обмоток возбуждения (ОВ). Оба класса компонентов располагаются на корпусе статора. В маломощных установках используются устройства с постоянными магнитами – легче в производстве, быстрее реагируют на изменения рабочей среды. Но за это приходится платить сравнительно невысокой мощностью, ухудшением работоспособности через определенный промежуток времени. КМ, применяющие обмотки возбуждения, более распространены. Их активно используют в изготовлении электрических инструментов: болгарок, дрелей, шуруповертов. ОВ производятся с изолированного медного провода, помещенного в лаковую оболочку. Основной служат канавки полюсных наконечников – на них наматываются обмотки. Метод подключения ОВ и ВЭ обеспечивает ряд характеристик, функциональных свойств двигателя. Задействуют четыре вида:
  1. независимый – целесообразно, когда напряжения ОВ и якоря неравны между собой, иначе – параллельное возбуждение;
  2. параллельный – скорость эффективней регулируется, гарантируется стабильная работа, характеристики постоянны и независимы от времени работы;
  3. последовательный – нельзя включать мотор, обладающий нагрузкой меньше 25% от номинала, иначе – происходит разрушение двигателя. Метод неактуален с ременной передачей;
  4. смешанный – сочетает лучшие стороны вышеперечисленных способов. Хорошо управляется, высокий крутящий момент, постоянный контроль.
Способ взаимодействия ОВ и ВЭ влияет на применение мотора. Механизмы с низким КПД задействуют в быту, а приспособления с высоким коэффициентом актуальны выполнением тяжелых промышленных задач.

Универсальный тип КМ

КУ – слабое место, но, не учитывая это, оборудование пользуется востребованностью. Легко управлять, стоят недорого. Распространены в бытовой технике, начиная от миксеров, блендеров, заканчивая барабанными приводами стиральной машинки, строительными фенами.   Универсальные коллекторные двигатели (УКД) конструкционно схожи с механизмами, оснащенными ОВ, но есть некоторые различия:
  • схема исключительно последовательная;
  • магнитный комплекс ВЭ и неподвижного элемента исполняются в шихтованном виде без разрезов;
  • обмотка изготовлена несколькими секциями.
Функционирование происходит с сохранением результирующего момента. Низкий КПД, если работать с переменным током, искрение КУ, УКД создают помехи – не рекомендуется размещать рядом с радиоприборами. Но способны вращаться на частоте до 10 тыс. об/мин.

Специфика функционирования асинхронных машин

Электрический мотор переменного тока, параметр вращения ротора нетождественный частоте вращения магнитного поля, которое формируется обмотками статора. Такие двигатели называют индукционными. Асинхронные агрегаты чаще используются в электромашинах в качестве преобразователями электроэнергии. Говоря простыми словами, при подаче энергии установки конвертируют ее в движение рабочих элементов. В статорных обмотках создается вращающиеся магнитное поле, наводящее в роторе ток. Он взаимодействует с магнитным полем так, что ротор начинает вращаться в сторону с МП. Механизмы работают в двигательном и генераторном режимах. В первом – частота ВЭ ниже, а во втором – выше. Нюанс: При равенстве скоростей МП перестает наводить ток, на ротор действует сила Ампера. В этом отличие от синхронной машины, где частота тождественная параметру магнитного поля. Преимущества:
  • простота конструкции;
  • дешевизна по сравнению с другими установками;
  • надежность эксплуатации;
  • долговечны;
  • незначительные эксплуатационные затраты;
  • возможность подключения к сети без монтажа вспомогательных преобразователей.
Вышеперечисленное обусловлено отсутствием механических коммутационных элементов в цепи ротора. Но агрегат не лишен недостатков – их наличие предопределенно жесткой функциональной характеристикой:
  • пониженный пусковой момент;
  • высокий пусковой ток;
  • отсутствие регулирования, ограничение максимальной скорости непосредственно частотой электросети;
  • зависимость электрического магнитного момента от напряжения электроснабжения;
  • коэффициент мощности.
Данные отрицательные свойства устраняются питанием электродвигателя системой с установленным статическим частотным преобразователем.

Бесколлекторные двигатели с ротором короткозамкнутого типа

«Беличье колесо» - обмотки получили название из-за схожести обеих конструкций. Короткозамкнутая обмотка включает алюминиевые стержни, замкнутые накоротко 2-мя кольцами с торцов. Детали вставляются в пазы сердечника, имеющего зубчатую конструкцию. Агрегаты малой/средней мощности оснащены обмоткой из расплавленного сплава алюминия. Установки, отличающиеся повышенной мощностью, имеют «беличье колесо», произведенное медными стержнями. Их концы соединены сваркой с короткозамыкающими кольцами. Пазы делают скошенными. Это снижает высшие гармонические ЭДС, сформированных пульсациями магнитного потока. Для улучшения технических характеристик агрегаты оснащаются двойной «клеткой», представленной стержнями с разными удельными проводимостями. Внешняя часть паза отличительна меньшим сечением, что создает эффект вытеснения. Это увеличивает сопротивление обмотки ротора в моментах скольжения, что важно при пуске. Технические недостатки бесколлекторных моторов с короткозамкнутым ротором (БМКР):
  • небольшой пусковой момент;
  • значительный пусковой ток.
Это ограничивает специфику применения, а потому их используют для обустройства электрических приводов, не требующих значительные пусковые моменты. Для расширения функциональных возможностей БМКР оборудуют частотными преобразователями. Они плавно наращивают частоту, что позволяет нарастить пусковой момент. Положительные свойства:
  • легкость производства;
  • отсутствие электроконтакта с рабочими компонентами;
  • долговечность;
  • незначительные затраты на техническое обслуживание.
Одной из разновидностей БМКР выступают многоскоростные моторы. Регулирование происходит за счет изменения количества парных полюсов в статоре. Асинхронные двигатели – основной вид моторов для обустройства промышленных приводов.

АД с массивным ВЭ

Процесс изготовления предполагает использование специальных ферромагнитных материалов, т.е. стальных цилиндров. Ротор, произведенный из такого материала, выполняет две задачи: выступает магнитопроводом, заменяет обмотку в качестве проводника. Магнитное поле, находящиеся во вращении, формирует вихревые токи, взаимодействующие с МП статора, что приводит к созданию вращающего момента. Достоинства:
  • незначительная цена;
  • простая специфика изготовления;
  • механическая прочность, что крайне важно при обустройстве машин, работающих на высоких скоростях;
  • высокий пусковой момент.
Отрицательные стороны:
  • потери энергии;
  • коэффициент мощности, что свойственно АД.
Технические нюансы заключатся в пологой механической характеристики, нагревании ротора при незначительных нагрузках.

АД с фазными вращающимся элементом

В отличие от своих предшественников, оснащен плавным регулятором скорости и многофазной обмоткой. Она соединяется по методу «звезда» с выведением на контактные кольца. Компоненты регуляционной цепи:
  • реостат, добавляющий активное сопротивление, одинаковое для фаз. Снижением пускового тока увеличивается момент до пикового параметра. Моторы задействуют в обустройстве приводов, требующих плавного контроля скоростей;
  • дроссели – детали, автоматизирующие процедуру пуска мотора, и, держащие обороты н постоянной отметке;
  • вспомогательные компоненты постоянного тока, позволяющие получить синхронные машины.
Оборудование с фазным ротором использует инверторное питание. Это дает возможность управление как скоростью, так и электромагнитным моментом.

Как работает бесколлекторный мотор

Подается переменное трехфазное напряжение, способствующее протеканию 3-хфазной системы токов. Сдвиг обмоток создает МП. Оно индуцирует ЭДС, которая воздействует на обмотку. Протекающий ток искажает статорное МП, что увеличивает энергию. Это приводит к формированию электромагнитной силы (ЭМС), приводящая в движение ротор. Формирование движущиеся силы происходит при различии скорости вращения ротора и статора. В связи с этим, ВЭ работает асинхронно статору, от чего установка получила название АД.

Режимы

Применение дополнительного двигателя переключает мотор. Увеличение разности частот машины и магнитного поля меняет действующее направление ЭДС. Это же касается электромагнитного момента, ставшего тормозным. Запуск генераторного режима предусматривает эксплуатацию источника реактивной мощности – формируется магнитное поле. Если МП отсутствует, тогда его создают постоянными магнитами, активной нагрузкой конденсаторами, индукцией. Генератор асинхронного типа (ГАТ) предполагает использования в сети синхронных двигателей – компенсаторов, статических конденсаторов. Несмотря на простоту обслуживания, ГАТ нашел распространение в редких случаях. Оснащение ставят в ветрогенераторах малой мощности, эскалаторах, подъемных кранах, лифтах. Холостой ход возникает, когда на валу нет нагрузки, например, отсутствует редуктор, рабочий манипулятор. Исходя из режима, определяются параметры свойства намагничивания тока, параметры потери мощности в магнитопроводе.

Электромагнитный тормоз

Варьирование направления ВЭ и МП изменяет метод функционирования электромагнитного момента. Изменение пути вращения ротора и поля в противоположную сторону располагает ЭДС в стандартном режиме с потреблением реактивной мощности. Но ЭМ направляется во встречную сторону нагрузки, что вызывает торможение. Режим эксплуатации задействуют редко. Его отрицательной стороной является выделение тепла, объем которого мотор не может рассеять. Длительное и частое применение приводит к поломке силового механизма.

Методы управления

Реостатный – контроль частоты ВЭ за счет регулирования объема сопротивления в цепи ротора. Увеличивает пусковой момент, повышает параметр критического скольжения. Какие еще:
  • частотный – устанавливается специальный преобразовательный элемент, изменяющий частоту вращения ротора. Через него включается мотор;
  • переключатель – изменение схемы обмотки при запуске электрического двигателя, оказывающее понижающий эффект на пусковой ток и момент;
  • воздействие импульсом – подача другого вида напряжения;
  • варьирование количества полюсов – актуально исключительно для механизмов, оснащенных короткозамкнутым ротором;
  • регулирование амплитуды напряжения питания – примечателен регулированием действующего значения, а векторы управления (ВУ) и возбуждения перпендикулярные (ВП);
  • фазная технология – характерна сдвигом фаз между ВУ и ВП.
Способ изменения частоты и момент подбирается с учетом технической возможности и целесообразности определенного метода в конкретной ситуации. Выбор методов увеличивает эффективность эксплуатации машин вышеупомянутых классов.

Асинхронный или коллекторный?

Однозначный ответ отсутствует. Почему так? Разница заключается в специфики эксплуатации. Для Промышленная эксплуатация предполагает повышенные технические характеристики, которые имеют установки асинхронного типа. Бытовое применение не нуждается в специальных функциональных свойствах, а потому агрегаты, оснащенные коллекторным узлом, в таком случае пользуются большей популярностью, чем бесколлекторные. УКД или асинхронные эффективно выполняют поставленные задачи в рамках предназначенных для них технических процессов. https://youtu.be/gX2gH3GfCU4
Оцените статью
bor-obyav.ru