Особенности и монтаж задвижки с электроприводом

Наиболее удобный способ организации современной трубопроводной системы – использование задвижки с электроприводом. Она может иметь разную конструкцию. Установка электропривода задвижки часто осуществляется через червячный редуктор и асинхронный двигатель.  Неотъемлемой частью современных систем коммуникаций является трубопровод, с помощью которого реализована подача газа, водопровод, канализация и прочие важные элементы жизнедеятельности человека. Трубопроводы также нашли широкое промышленное применение. Для управления потоками жидкости и газа в трубопроводных системах сейчас преимущественно используются задвижки с электроприводом. Задвижка – это часть арматуры трубопровода, как правило, движущаяся перпендикулярно потоку внутреннего рабочего вещества. Она бывает нескольких разновидностей:
  • ручная – работает с помощью маховика и редуктора;
  • механическая – используется электрический многооборотный привод;
  • поршневая – применяется гидравлический привод или пневмопривод.
Самый доступный и комфортный способ организации современной трубопроводной системы и пожарного водопровода – применение электропривода задвижки, имеющего шкаф управления и несколько рабочих режимов, например, отладочный, удаленный и автоматический. Успешным проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом можно считать тогда, когда они помимо высокой надежности и прочности также отвечают следующим требованиям:
  • не подвержены коррозионному воздействию;
  • обладают низким гидросопротивлением;
  • показывают достаточные обороты вращения привода;
  • защищены от перепадов напряжения и несанкционированного отключения питания;
  • отличаются простотой техобслуживания и удобством эксплуатации.
Кроме того, для предотвращения разгерметизации все уплотнительные материалы должны быть надлежащего качества. Источник питания должен быть постоянным. Для этого желательно установить электрический шкаф.

Принцип работы и факторы эксплуатации

Установка электропривода задвижки часто осуществляется через червячный редуктор и асинхронный мотор. Вращающееся движение вала электромотора передается на редуктор, а тот в свою очередь открывает или закрывает задвижку. Данным процессом можно управлять дистанционно. Как правило, управление задвижкой с электроприводом дублируется также механически для того, чтобы в случае перебоев с питанием иметь возможность открывать/закрывать запорный механизм вручную. Поэтому проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом также должно включать не только электрический, но и механический цикл. Шкаф управления и переключатель режимов следует монтировать в удобном и легкодоступном месте. Чтобы выбрать тип электропривода и задвижки, нужно учитывать следующие факторы эксплуатации устройства:
  • вид вещества;
  • интенсивность потока;
  • максимальное и минимальное рабочее давление;
  • экологические условия и агрессивность внешней среды.
От этого также зависит определение категории защиты электропривода задвижки и набор систем безопасности. Во время проверки задвижек с концевым выключателем в систему управления должен поступать сигнал о достижении запором крайнего положения – состояния «закрыто» или «открыто». Также проверка работоспособности задвижек с электроприводом и защиты трубопроводной системы от повреждений при вмешательстве чужеродных предметов или заклинивании осуществляется через муфту, ограничивающую обороты мотора. Выбранная схема подключения задвижки должна данные факторы учитывать.

Конструкционные особенности

По конструкционному исполнению задвижки с электроприводом делятся на такие виды:
  • Задвижка клиновая с электроприводом. Запирающим элементом здесь выступает особая пробка, вдавливаемая в затворную прокладку или в так называемое седло конической формы. Встречаются цельные, упругие и двухдисковые. На современном производстве задвижка клиновая с электроприводом используются редко, поскольку отличается массивностью, повышенной чувствительностью к повреждениям, сложностью и трудоемкостью монтажа/демонтажа, а также рядом других недостатков. Среди достоинств можно отметить снижение силы динамического удара задвижки при закрывании за счет постепенного замедления движения затвора;
  • Параллельная задвижка с электроприводом для одного или двух колец. Она имеет параллельно идущие седла и запорные диски, плотно прижимающиеся к седлам в момент перекрывания потока.
  • Дисковые задвижки под электропривод. Как можно догадаться из названия, они выполнены в форме диска, располагающегося перпендикулярно или под углом относительно потока. Такая промышленная или пожарная задвижка может устанавливаться в трубах большого диаметра, отличается простотой конструкции, удобством монтажа и эксплуатации. Сам запорный диск может быть сделан из нержавейки или защищен полимерным напылением, а корпус преимущественно делается из углеродистой стали. Устройство задвижки такого типа может быть поворотным, а также с двумя или несколькими эксцентриками.
Бывает шиберная задвижка с электроприводом или шланговая, где перекрытие движения вещества происходит путем сжатия шланга. Для управления электроприводом задвижки делают из различных по характеристике материалов. Благодаря своей надежности и долговечности широко применяется задвижка чугунная фланцевая или стальная фланцевая с повышенной прочностью. Из чугунных и стальных сплавов делают все распространенные элементы трубопровода, в том числе ножевые задвижки и противопожарные задвижки. Латунные и бронзовые изделия менее распространены. Они больше подходят для изготовления и проверки задвижек с нестандартными и специфическими условиями эксплуатации.

Классификация по характеру ходовой части и управлению

По способу размещения шпинделя задвижки делятся на следующие разновидности:
  • С выдвижным шпинделем. Такая задвижка фланцевая с электроприводом имеет шпиндельную резьбу, выведенную наружу на обводной линии корпуса. Нижний конец прикреплен к задвижке, которая начинает поступательно двигаться во время оборотов гайки ходовой. Сама гайка располагается на расстоянии затворного хода, поэтому шпиндель может полностью высовываться на всю его величину. Такая шиберная задвижка с электроприводом благодаря наружной ходовой части не подвержена неблагоприятному влиянию на данный узел внутренней среды, отличается удобным функционалом, техническим обслуживанием и эксплуатацией. Несмотря на преимущества работы и проверки задвижек с внешней ходовой, они имеют недостатки в виде большего веса и увеличенных габаритов;
  • С внутренним шпинделем. Здесь резьба располагается внутри. Прикрученная к затвору ходовая гайка во время вращения шпинделя тянет за собой затвор, а сам шпиндель за пределы корпуса не выступает. Даже надежные чугунные задвижки под электропривод такого типа на важных объектах желательно не использовать, поскольку ходовой узел находится под негативным влиянием рабочей среды внутри конструкции. Проверка работоспособности задвижек с электроприводом, их отладка и ремонт часто связаны с необходимостью демонтажа всей конструкции. Из преимуществ можно отметить более компактные размеры, что очень важно в условиях ограниченного пространства.
Выбирая тип электропривода и задвижки, все вышеперечисленные факторы следует учитывать еще до начала монтажа. Это может быть задвижка чугунная с внутренним шпинделем или стальная фланцевая с выдвижным шпинделем – разновидностей подобных устройств достаточно много. Кроме того, приводы для задвижек могут отличаться системами управления, среди которых наиболее распространены следующие:
  •  многооборотные – могут контролировать поток вещества не только в двух крайних положениях «открыто» и «закрыто», но и показывать промежуточное обозначение позиции;
  • взрывозащитные – с особым усилением для работы в сложных условиях эксплуатации, а также с взрывоопасными веществами;
  • интегрированные – оборудованы датчиками контроля с возможностью автоматического управления положением запорного механизма в зависимости от текущей ситуации в трубопроводе.
Комплектация электрического привода может быть самой разной. Сейчас на рынке представлено множество моделей для различных сфер применения. Выбор за вами, но это должен быть надежный агрегат с мотором необходимой мощности.

Рекомендации по монтажу

Чтобы упростить установку задвижек, на них часто наваривают так называемые фланцы. Такая задвижка чугунная фланцевая или стальная фланцевая с электрическим приводом дает возможность беспрепятственно проводить ремонтные и профилактические работы трубопровода в любое удобное время. Перед установкой нужно тщательно осмотреть фланцы и по возможности устранить зазубрины, острые сколы и всякие неровности. Диаметры должны максимально совпадать. Чтобы задвижка чугунная фланцевая была герметичной, установите уплотнительное кольцо и равномерно затяните болты. Затем для проверки задвижек с электроприводом нужно установить шкаф управления и обеспечить защиту от перепадов напряжения. Некоторые современные модели электрических приводов поставляются уже с готовым блоком управления. Как показывает практика, монтаж самого электропривода многим дается сложнее, чем установка основной арматуры трубопровода, где достаточно правильно соединить фланцы и плотно закрепить (приварить) элементы, соблюдая их порядок и периодичность. Электрическая часть монтажа задвижки требует знания электросети объекта, понимания процедуры подключения проводов в соответствии с действующими нормами и требованиями электробезопасности. Очень важно здесь правильно подключить информационный кабель, по которому ваша пожарная задвижка или задвижка чугунная с электромотором будет получать сигналы от блока управления. Такой блок может стоять прямо на самом запорном оборудовании, но лучше смонтировать его на некотором расстоянии в удобном и легкодоступном месте. Перед тем как собранная с нуля конструкция задвижки будет установлена непосредственно на трубопровод (будь то чугунная модель или стальная с любым типом привода), ее рекомендуется отдельно проверить на работоспособность. Если конечно есть такая возможность. Для этого нужно несколько раз провести полный цикл открывания и закрывания задвижки до упора, как в ручном режиме, так и с помощью электропривода. Заслонка должна ходить свободно, без особых усилий и рывков, но при этом надежно перекрывать поток жидкости. Во время проверки можно воспользоваться силиконовой смазкой. https://youtu.be/QiLZsAuJbDg
Оцените статью
bor-obyav.ru