Как выбрать электромотор для ПВХ-лодки — критерии и характеристики

Электромоторы уже давно успешно конкурируют с бензиновыми разновидностями. Несмотря на технические ограничения, они предоставляют множество преимуществ и возможностей для рыбаков. В этой статье мы расскажем, на что стоит обращать внимание при покупке мотора, какие характеристики действительно важны. Пластиковые и надувные лодки получили большое распространение среди любителей рыбной ловли. Это неудивительно, ведь в отличие от деревянных моделей, они крепче и значительно легче, а также куда удобней в эксплуатации. Например, надувную лодку можно сдуть и хранить дома. Сделанное же из пластика или ПВХ плавсредство сочетает высокую прочность и лёгкость, так что его можно транспортировать на автомобиле или вручную. Однако главным преимуществом таких лодок стала доступность и возможность установки навесных моторов. Долгое время в этой нише доминировали бензиновые и дизельные модели - выдавая высокую мощность, они также имели ряд недостатков. Вредные выхлопы негативно воздействовали на окружающую среды, а громкий шум двигателя внутреннего сгорания разгонял особо пугливую рыбу. Именно поэтому на рынке подвесных двигателей появилась альтернатива - электромоторы. Обладая меньшей мощностью по сравнению с бензиновыми вариантами, они экологически чистые, а также бесшумные, и прекрасно подходят для управления надувной ПВХ-лодкой. С использованием электродвигателей стало возможно добираться до самых укромных рыболовных мест, лодка не отпугнет рыбу, а новейшие технологии обеспечивают плавное управление и длительную работу. Однако тут возникает новая проблема - на рынке представлено огромное количество двигателей от различных брендов, со множеством характеристик и показателей, ориентироваться по которым без надлежащего опыта очень сложно. Поэтому в этой статье мы расскажем о том, как работают электродвигатели, какие параметры являются важными и какие производители лучше всего подойдут для надувных и ПВХ-лодок.

Основные сведения об электромоторах

Лодочным электромотором называется устройство, которое преобразует электрическую энергию в механическую, двигая тем самым лодку по поверхности воды. Электричество вырабатывает заряженная аккумуляторная батарея, которая заряжается отдельно и в процессе эксплуатации может быть заменена на другую. Принцип работы электродвигателя достаточно прост - энергия, которую вырабатывает аккумулятор, передаётся на гребной винт. Он вращается, обеспечивая тягу для движения лодки по воде. Как правило, электромотор предлагает несколько вариантов работы - изменяемую скорость и передачу. Усредненный двигатель имеет 4-5 передних передач и 2 реверсивных, которые позволяют двигаться в любом направлении без разворота. Наиболее эффективен электродвигатель в следующих ситуациях:
  • троллинг и рыбалка при помощи спиннинга. Сочетая высокую манёвренность и удобное управление с низкой скоростью и бесшумностью, он позволяет безопасно добраться в достаточно трудные для бензинового двигателя участки. Манёвренность и регуляция высоты винта позволяют заходить на мелководье и огибать препятствие как над-, так и подводные;
  • ловля пугливой добычи. Бензиновый двигатель очень шумный - его часто пугается осторожная рыба, усложняя ловлю. Электрический же работает гораздо тише, позволяя подойти к местам обитания незамеченным;
  • рыбалка в небольших водоёмах. Достаточно ограниченный ресурс электробатареи усложняет перемещение на большие расстояния. С другой стороны, в небольших озёрах он подойдёт как нельзя кстати;
  • преодоление заросших мест. Как мы обозначили выше, электромотор обеспечивает высокую манёвренность, что лучше всего подходит для водоёмов с большой концентрацией водорослей и тины. 
В целом, электродвигатель прекрасно показывает себя в ситуациях, когда вам не нужна большая скорость или длительное правило. Также с ними можно плавать в защищённых водоёмах, где не допускается использование бензиновых движков.  Главным недостатком, который вносит коррективы в использование электромоторов, является низкая мощность. Тяги простого мотора для ПВХ-лодки часто не хватает, чтобы бороться с сильным речным течением, а ресурса аккумулятора не хватает для длительных путешествий на большие расстояния. Кроме того, существует проблема внезапной смены погоды - сильный ветер может усложнить управление слабого движка. Однако электродвигатели для ПВХ-лодок достаточно распространены и как основные, и как запасные агрегаты. Некоторые рыбаки используют бензиновый движок, чтобы добраться до места ловли, а затем меняют его на аккумуляторный для троллинга или рыбалки со спиннингом. Благо сменить подвесной мотор прямо на воде не представляет никакой сложности.

Конструкция и характеристики

Основными узлами электрического мотора для ПВХ-лодки являются:
  • электродвигатель с винтов. Существуют как двух, так и трёхлопастные винты, однако первые предпочтительнее - они меньше подвержены загрязнению, а также их легко чистить от тины и водорослей;
  • аккумуляторная батарея. В зависимости от мощности и типа двигателя она может быть как сравнительно небольшой, так и внушительной, вплоть до 50 килограмм;
  • система управления. Она имеет встроенную защиту от резкого переключения передач и рывков. Таким образом обеспечивается плавная работа двигателя, а также его защита от перепадов напряжения;
  • дейдвуд. Это штанга, которая служит стержнем для закрепления всех остальных элементов и объединяет их в единое устройство. Она изготавливается с высокой прочностью для предотвращения поломок при столкновении с препятствиями или дном, а телескопическая конструкция позволяет вручную регулировать погружение винта;
  • румпель. Это своеобразный руль, который обеспечивает маневрирование и удобное управление движением лодки;
  • струбцина. Её задачей является крепление мотора на лодке спереди или сзади.
Управление и настройка двигателя, переключение скоростей и оборотов осуществляется с панели управления. В зависимости от модели она может снабжена дополнительными функциями. При выборе подходящего мотора для лодки необходимо знать ключевые характеристики такого типа устройств. Главным показателем тут является тяга, которая рассчитывается в lbs - английских фунтах. Чем выше тяга, тем больше плавсредство с нагрузкой может тащить мотор. Следующим важным показателем является максимальный ток потребления, когда лодка плывёт с максимальной загрузкой. В зависимости от этого нужно подбирать определённую ёмкость аккумулятора, чтобы он не разряжался слишком быстро. Также нужно обратить внимание на рабочее напряжение - оно совпадает с автомобильным и бывает как 12, так и 24 вольт. Физические характеристики также важны - нужно учитывать вес мотора, высоту дейдвуда и количество скоростей, которые поддерживает электромотор. В большинстве случаев хватает 4-5 скоростей вперёд и 2-3 инверсивных, для движения назад.

Достоинства и недостатки

Чтобы купить электромотор, важно помнить о его преимуществах и недостатках. Эксплуатация в правильных условиях позволит раскрыть весь его потенциал и избежать поломок или любых других неприятностей. Из преимуществ электродвигателей стоит выделить:
  • компактность. Вес и размер электродвигателя гораздо меньше, чем бензинового аналога благодаря принципу работы. Это позволяет удобно хранить его и перевозить;
  • малая шумность. В отличие от шумного бензинового движка, винт электромотора вращается практически бесшумно. Это идеально подходит для отдыха, лёгкой прогулки по воде или для ловли пугливых рыб;
  • высокая манёвренность. Плавное переключение скоростей, удобное управление и регулировка высоты винта обеспечивают отличное маневрирование, что особенно важно в заросших водоёмах и на мелководье;
  • экологичность. Электрический двигатель не выделяет вредных веществ и полностью безопасен для окружающей среды.
С экономической точки зрения электродвигатель также куда выгоднее. Единоразовая покупка мотора и подходящей для него батарее позволяет экономить на топливе, а доступная стоимость куда выше, чем у бензиновых аналогов. Впрочем, стоит отметить, что электромоторы хоть и являются весьма популярными среди рыбаков, полностью вытеснить бензиновые двигатели не смогли. Причина этого в ряде технических ограничений, убрать которые на данный момент не представляется возможным:
  • размеры и стоимость батареи. В комплект с двигателем они не входят, поэтому под каждую модель нужно покупать отдельный аккумулятор, ориентируясь на ряд характеристик. Отсюда вырастает и проблема габаритов одного аккумулятора - самые большие батареи могут весить до 50 килограмм;
  • низкая скорость. Электродвигатели имеют ограниченную тягу, в связи с чем лодка движется довольно медленно. Это не критично для небольших водоёмах, но на большой воде может стать проблемой, ведь справиться с сильным течением или быстро добраться до точки назначения будет трудно;
  • быстрая разрядка аккумулятора. Непрерывной работы батареи хватает на 3-5 часов в зависимости от передачи. Усложняет ситуацию тот факт, что батарею нельзя зарядить в полевых условиях - с этим не поможет даже автомобиль.
Поэтому, выбирая электромотор, нужно чётко представлять его сильные стороны и использовать его в подходящих условиях.

Разновидности

При выборе подходящего для ПВХ-лодки двигателя нужно учитывать их разновидности. Моторы различаются по месту установки, управлению и классу. Ниже мы рассмотрим каждый из них подробнее.

По месту установки

Стандартной разновидностью моторов являются подвесные, которые закрепляются на транце. Их можно выставить или убрать в любой момент, расположить рядом с главным двигателем или отдельно. Лучшим выбором являются асинхронные моторы, имеющие постоянные магниты - лишённые быстроизнашиваемых частей, они снижают требования к регулярному обслуживанию. Носовые двигатели устанавливаются на передней части лодки. Стоит учитывать, что не каждая лодка совместима с такой разновидностью. Однако расположение существенно влияет на мощность и скорость - она выше, чем у стандартных моделей. Навесные устанавливаются на кавитационной плите, где расположен главный подвесной мотор. Такой двигатель позволяет управлять движением, скоростью вращения и направлением дистанционно.

По типу управления

Самым распространённым типом управления является румпель - рычаг, который позволяет поворачивать мотор и переключать передачи. Он имеет простую конструкцию, поэтому румпельная система легко управляется даже при отсутствии соответствующих навыков. Ножная разновидность управляется при помощи педалей и руля. Педаль выступает в качестве дросселя, а также освобождает руки при движении. Такой используемый принцип управления особенно удобен для рыбаков, рыбачащих методом троллинга. Для больших плавсредств применяется управление с дистанционного пульта. Однако для маленьких лодок это нецелесообразно, а также слишком дорого.

По стоимости

Бюджетные электромоторы укладываются в стоимость до 10 тысяч рублей, однако такие варианты лишены большинства преимуществ и удобных систем, имеют малые обороты и посредственную мощность. Тягловое усилие бюджетного варианта составляет около 0,5 л.с. Средний ценовой сегмент укладывается в стоимость до 50 тысяч рублей. Это наиболее предпочтительный тип электромоторов, сохраняющий баланс между бюджетностью и большим выбором функций. Премиум-класс вроде Watersnake превышает 50 тысяч рублей по стоимости и обладает внушительным набором преимуществ, включая автопилот, управление с пульта, встроенный GPS, сонар и многое другое. 

Критерии выбора

Подходя к выбору подходящего электродвигателя для ПВХ-лодки, важно определиться с его назначением. Для начала узнайте габариты своего плавсредства, поскольку от длины и водоизмещения напрямую зависит выбор мощности. Затем нужно решить, в каких условиях вы планируете им пользоваться. Дело в том, что маломощный мотор может не справиться с условиями бурного потока, а малая ёмкость двигателя оставит вас без заряда посреди водоёма. И наоборот - слишком мощный мотор снижает отзывчивость управления, да и вы переплатите там, где этого не требуется.

Мощность

Для начала определитесь с мощностью, которая зависит от габаритов судна. Рассчитывайте её следующим образом:
  • моторы до 0,5 л.с. устанавливаются на небольшие лодки с водоизмещением до 500 килограмм и длиной до 3 метров;
  • моторы до 0,7 л.с. подходят для средних лодок - до 4 метров длиной и до 850 килограмм водоизмещения;
  • моторы от 0,81 л.с. и выше подходят для катеров, больших лодок и судов длиной больше 4 метров и водоизмещением больше тонны.
Также учитывайте длину ноги - она зависит от высоты транца. Если электромотор планируется использовать одновременно с бензиновым, то стоит выбирать длинную ногу вплоть до метра.

Ёмкость аккумулятора

От неё зависит, как долго двигатель будет работать в непрерывном. Например, ёмкости в 75 А/ч хватит, чтобы переместиться на 20 километров на второй передаче, и 15 километров на пятой. А вот ёмкости в 100 А/ч хватает уже до 25 километров на первой передаче.

Дополнительные возможности

Это необязательные, но приятные дополнения, расширяющие возможности двигателя. Среди них существует подсветка, телескопический румпель для регулировки погружения винта, корзину, индикаторы заряда батареи, дистанционное управление и многое другое. Также некоторые модели продаются в комплекте со встроенным аккумулятором, но лучше подобрать отдельную батарею под конкретные нужды.

Лучшие электромоторы для лодок ПВХ

Мы выбрали трёх лучших производителей лодочных моторов, предлагающих лучшие решения в данном сегменте.

Minn Kota

Американская компания, с которой, пожалуй, знаком каждый лодочник. Это старейшие производитель троллинговых моторов, который всегда лидирует во всех сферах лодочных двигателей и значительно стимулирует прогресс. Их каталог товаров в интернет магазине полон самых разных вариантов для лодок, катеров и больших судов. Разумеется, электромоторы от Minn Kota также пользуются огромной популярностью. Преимуществом компании является максимальное снижение нагрева даже после продолжительной работы, что намного увеличивает срок службы мотора.

MotorGuide trolling motors

Ещё одна компания с богатой историей, которая зарекомендовала себя как производитель мощный, бесшумных и полностью экологичных двигателей. Огромный выбор моделей позволяет подобрать двигатель под нужные параметры, а их качество и прочность во много раз превосходят конкурентов. MotorGuide trolling motors предлагает продукцию как для надувных лодок, так и для более мощных судов, например, многоместных катеров.

Jarvis Walker

Австралийская компания с широкой линейкой электромоторов. Это хороший выбор для бюджетных электромоторов, сочетающих хорошие характеристики и низкую стоимость. Также стоит отметить богатый дополнительный функционал, который значительно упрощает управление лодкой в сложных условиях.

Выводы

Подводя итоги, можно сказать, что выбор подходящего электромотора для лодки - достаточно сложный и комплексный процесс. Важно знать принцип работы, чётко определиться с назначением двигателя и быть хорошо знакомым с параметрами плавсредства. В таком случае удастся подобрать подходящий вариант, который будет вписываться как в бюджет, так и в ваши нужды. https://www.youtube.com/watch?v=vEJrbum2Zy8
Оцените статью
bor-obyav.ru