ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ЛОДОЧНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МОТОРАХ

Как и любое другое механическое средство передвижения, лодка требует наличия головного компонента обеспечения и управления движением. В большинстве случаев роль такого устройства выполняет электрический двигатель. Агрегат присутствует во всех моделях плавательных средств самоходного типа и напрямую определяет их ходовые качества. В статье мы рассмотрим ключевые вопросы, связанные с современными мощными моторами для лодок.  [caption id="attachment_2723" align="aligncenter" width="458"]Лодочный мотор Пример лодочного электрического мотора[/caption]

При выборе лодочных электромоторов каждый обращает внимание на показатели, важные для себя. Преимущества и недостатки – также 2 важнейших фактора, учитывая которые потребитель сделает свой выбор. Довольно много конечных потребителей отдают свое предпочтение электрическим модификациям, которые на порядок выгоднее бензиновых. А какие еще сильные стороны есть у электрических агрегатов? Рассмотрим далее.  Преимущества моторов, работающих от аккумулятора:
  • относительно тихая работа, особенно, если сравнивать с бензиновыми модификациями;
  • плавная работа в любом режиме, независимо от количества оборотов. Особенно заметно при перемещениях по воде на минимальных скоростях;
  • низкая масса конструкции, существенно облегчающая транспортировку и монтаж;
  • надежность. Модели характеризуются долговечностью благодаря более оптимальной конструкции с меньшим количеством деталей;
  • простота введения в эксплуатацию и дальнейшего управления;
  • экологическая чистота. Применение таких силовых агрегатов не только продуктивное и безопасное, но еще и бережливое к окружающей среде, что в наше время немаловажно;
  • применение аккумуляторных батарей. Заряжать их несложно, а хватает их надолго, благодаря большим емкостям. Зарядка осуществляется от обыкновенной бытовой розетки;
  • доступная цена.
Тем не менее, конструкция таких моторов неидеальна и имеет несколько недостатков. Слабые стороны также стоит учитывать при выборе конкретной модели и сопоставлять их с конкретными условиями эксплуатации. [caption id="attachment_2724" align="aligncenter" width="578"]Электромотор Лодочный электромотор[/caption] Недостатки электрических моторов:
  • рабочие показатели мощности двигателей ограничиваются малыми габаритами силовых агрегатов. Несмотря на то, что мощность уступает бензиновым модификациям, для лодок получаемого от электромоторов ресурса вполне достаточно;
  • посредственная автономность работы, составляет всего 3-5 часов;
  • трудности в ремонте, вдали от населенных пунктов или рыбацких баз. Это является существенным недостатком для рыбаков, желающих провести длительный промежуток времени где-то на природе. Можно взять с собой автогенератор, но с его помощью получится решить далеко не все проблемы. 

Конструкция электрических моторов

Далее мы рассмотрим типичные разновидности силовых агрегатов лодок. Но к какому бы типу не относился двигатель, конструкция его будет стандартной, в зависимости от модификации возможны конструктивные изменения. Лодочный мотор состоит из таких элементов:
  • электрические схемы регулирования работы. Они совмещаются с румпелем. Данная деталь в свою очередь оборудована телескопической ручкой для удобства проведения настроек и контроля всех рабочих режимов без особых усилий. Моторы в большинстве случаев имеют 4-5 скоростей движения вперед и 2-3 для заднего хода. В последнем случае имеет место реверсный режим;
  • непосредственно электрический двигатель. Отличительная черта элемента – в процессе работы он опускается под воду. В его конструкцию входит винтовой компонент, напрямую соединяющийся с ротором. Данная особенность существенно упрощает компоновку, где больше нет необходимости устанавливать огромное количество передаточных узлов. Эти детали в процессе эксплуатации подвергаются ускоренному износу и единственный вариант обновить узлы – заменить токосъемный щит.
К электронным компонентам управления лодочный мотор присоединяется посредством штанги, которая регулируется по глубине погружения в воду. Это существенно упрощает процесс передвижения по мелководью.  [caption id="attachment_2725" align="aligncenter" width="557"] Лодочный электрический мотор[/caption] Имеет штанга и несколько других преимуществ, среди которых применение качественных комплектующих. При изготовлении компонентов применяются особо прочные металлы, которые при этом не лишены гибкости. Такой набор особенностей позволяет избегать серьезных повреждений при столкновении с подводными препятствиями. Моторы лодок запускаются простым нажатием тумблера, благодаря чему удается экономить время на запуск. Это – еще одно преимущество перед моделями топливного типа. Скорости движения можно регулировать вручную рычагами, или при помощи ног – педалями. Это особенно выгодно рыбакам, у которых руки как правило заняты. 

Разновидности электромоторов 

На рынке представлено три ключевые классификации двигателей, каждая из которых обладает своими особенностями и подходит для разных видов судов. Рассмотрим каждую из них.

Подвесные вариации 

Монтируются компоненты довольно быстро и просто – на транец, в отдельных редких моделях лодок – на нос. В стандартных комплектациях агрегат соединяется с рулевым управлением напрямую, а в моделях, где присутствует румпель, управление осуществляется поворотом самого двигателя.  В последнем случае мощность электромотора начинается с 1 и достигает 4 кВт, в рулевых же вариантах диапазон расширяется до 15 кВт.  [caption id="attachment_2726" align="aligncenter" width="1000"]Подвесные модели Подвесной электромотор[/caption] Мощные модели из данной категории  разработаны для работы с напряжением в диапазоне от 24 до 48 вольт. Самые простые экземпляры на 24В и номинальной мощностью в 2,2 кВт развивают тягу на винте в 124 lbs, что почти догоняет показатели бензиновых моделей на 6,5 лошадиных сил. Силовые агрегаты на 15 кВт эквивалентны топливным устройствам на 35 л. с.  Подвесные вариации применяют асинхронные моторы переменного тока, или же синхронные модели с реализованными постоянными магнитами. Обе модификации бесщеточные и в своей конструкции не имеют изнашивающихся деталей, сервисное обслуживание для них практически не требуется. 

Зарядка аккумуляторов подвесных моделей 

    Существенным плюсом является то, что большинство агрегатов можно зарядить за ночь полностью на 100%. Это удобно и не будет мешать вашему расписанию. Некоторые известные производители подвесных электродвигателей, также предлагают функцию быстрой зарядки, которая может сократить время зарядки вдвое. Также возможна солнечная зарядка, при которой можно одновременно разряжать и заряжать аккумулятор. Это указывает на то, что оператор может расширить радиус действия своей лодки в солнечные дни, обеспечив практически бесперебойную работу. [caption id="attachment_2719" align="aligncenter" width="450"]Аккумулятор Аккумулятор[/caption] Для тех, кто занимается, к примеру, парусным спортом, рекомендуется обратить внимание на электрические подвесные моторы с гидрогенерацией. Модели используют энергию ветра для зарядки своих батарей во время плавания, поэтому оператор получает дополнительную мощность для расширенного диапазона плавания или зарядки других устройств на борту. Но это скорее для профессиональных пользователей. Модели более дорогие, как при покупке, так и для обслуживания. 

Преимущества использования подвесных агрегатов

К сильным сторонам конкретно этих модификаций относят такие признаки:
  • тихую работу. Характеристика, присуща всем электрическим модификациям. На борту практически ничего не слышно. Не будет мешающего шума, чтобы напугать рыбу;
  • чистота эксплуатации. Имеется в виду не только экологичность моделей, но еще и обычная, бытовая чистота – одежда, руки, элементы лодки – все будет чистое без следов горюче-смазочных материалов;
  • нетребовательность к обслуживанию. Благодаря технологии прямого привода подвесной электродвигатель имеет меньше движущихся частей, что сокращает время и затраты на регулярное обслуживание;
  • отсутствие выхлопных газов. 

POD моторы 

Силовые агрегаты этой модификации устанавливаются не только в катерах и однокорпусных лодках, но еще и на катамаранах. Конструкция прибора предельно простая, включает в себя блок управления и «гондолу», которая включает в себя асинхронный электродвигатель одного из двух типов: асинхронного или BLDC (вентильный двигатель бесколлекторный синхронного типа).  [caption id="attachment_2721" align="aligncenter" width="513"]POD POD электрический двигатель[/caption] Элемент гондола имеет аэродинамическую форму и монтируется к днищу плавательного средства при помощи фланцев между рулем и килем. Крепежный элемент выполнен из нержавеющей стали. Во избежание вибраций на рулевом механизме из-за турбулентности за винтом, гондолу устанавливают как можно ближе к килю.  Реализуются POD модели в двух вариациях:
  • поворотной. Подключается к системе рулевого управления или румпелю. Обеспечивают улучшенные показатели маневренности;
  • фиксированной.
Диапазон рабочих мощностей электрических моторов данного типа достаточно широкий и варьируется от 1 до 25 киловатт. 

 Бортовые модификации

Ключевая особенность такой конструкции – монтаж электродвигателя внутри плавательного средства и подсоединение элемента с винтом при помощи валопровода. Еще одна особенность – обязательное охлаждение, которое, в зависимости от мощности электрического двигателя может быть водяным или воздушным.  Процесс монтажа сложнее, чем у предыдущей модификации POD, что обусловливается необходимость в применении вспомогательных элементов:
  • муфты;
  • вала;
  • сальника;
  • втулки – дейдвудного подшипника;
  • трубы аналогичного типа. 
При этом, валы мотора и винтов нужно дополнительно центрировать, чтобы они имели общую ось. В случае неверного монтажа есть высокая вероятность протечек через сальниковые элементы.  [caption id="attachment_2722" align="aligncenter" width="631"]Бортовые модификации Бортовая модель двигателя[/caption]

Версии моторов для профессионального использования 

Данная модификация заслуживает отдельного рассмотрения, ведь сочетает в себе все лучшие характеристики описанных ранее модификаций. Такие агрегаты устанавливаются на лодках и других плавательных средствах, которые используются для перевозки туристов, при экскурсиях и водных прогулках. В таких применениях лучше прибегать к электрическим агрегатам, которые кроме функциональной продуктивности демонстрируют еще и экономическую выгоду. Рентабельность обеспечивается низкой стоимостью электроэнергии и минимальными эксплуатационными затратами.  При активном коммерческом использовании окупаемость электрического мотора составляет от 1 до 2 лет, что является весьма неплохим показателем. Но, для того, чтобы устанавливать агрегаты, они должны соответствовать особым требованиям.  Параметры коммерческих моторов:
  • высокий коэффициент полезного действия. Показатель указывает на то, что можно применять аккумуляторные батареи меньших емкостей, тем самым, снижая изначальные затраты, а также время на подзарядку и общую стоимость потребляемых энергоресурсов;
  • показатели надежности должны быть на порядок выше, чем у модификаций бытового применения. Агрегат должен с легкостью выдерживать ежедневные нагрузки и обладать минимумом ненужных функций – только самое необходимое. Установка аксессуаров, к примеру, бортового компьютера или систем GPS, может привести к повышению стоимости модели и возможным неисправностям в будущем;
  • из вышеуказанного фактора вытекает третий – минимальная стоимость ремонта и сервисного обслуживания на протяжении всего периода эксплуатации.

Ключевые характеристики силовых агрегатов 

Работа лодочных моторов характеризуется несколькими важными параметрами, ориентируясь на которые, стоит выбирать конкретную модель. Данные термины широко распространены в научной литературе и описывают функционал моторов.

Тяга 

Термин указывает на силу, которая возникает при вращениях винтовых механизмов. Измеряется в килограммах (фунтах) или ньютонах lbs. Точные показатели тяги определяются в процессе промышленных испытаний, которые подразумевают работу мотора на максимальных оборотах, когда лодка привязана к стойкой конструкции (к пирсу, например). Важно, чтобы вода была в спокойном состоянии и отсутствовал ветер. Отдаленность от берега и глубина также имеют значение.  Показатель тяги важен при подборе электромотора из множества моделей, ориентируясь на вес и габариты плавательного средства. Среди всех агрегатов, представленных в ассортименте, необходимо подобрать идеально подходящий. В ситуациях, когда реальные условия применения отличаются от тестовых, приобретать стоит ту модель, у которой тяга больше.  Показатель тяги связан с мощностью. При вращении винта лодки вырабатывается сила, приводящая в движение лодку и помогающая средству преодолевать водное и ветровое сопротивление. В процессе перемещения сила выполняет работу. Мощность, необходимая винту для реализации вышеуказанной работы равняется уровню сопротивления воды, которое умножается на скорость движения. Формулой это можно изобразить так:

N = R*v

Исходя из того, что неэффективность системы влечет снижение энергии, то мощность, которая необходима для движения судна, является меньше, чем та, которая потребляется двигателем.  Точные показатели указываются производителями на корпусах устройств, стоит отметить, что это – максимально возможные уровни тяги.  https://youtu.be/jhOiHlhP2sU

Соотношение тяги и скорости плав. средства 

Исходя из того, что тяга является статической величиной, описывающей силу, которая двигает лодку в заданном направлении, не стоит думать, что, чем больше тяга, тем выше будет скорость перемещения. Темп движения напрямую зависит от винтового шага и количества оборотов мотора.  При расчете тяги на лодке можно также придерживаться условного правила, согласно которому на каждые 45,3 килограмма (100 фунтов) необходимо 0,9 кг тяги (около 2 фунтов). При этом учитывается полная загруженность лодки с людьми и багажом. Необходимо также реализовать дополнительную тягу, если в условиях эксплуатации есть веская потребность в учете течения или ветра. 

КПД

Ранее мы уже писали о данном показателе, а сейчас отметим, что важным он является не только для плавательных средств профессионального назначения, но и для любых других.  Необходимые уровни КПД реализуются в случаях последовательной и точной модернизации функциональных компонентов мотора. Одна из таких мер – избегания (по крайней мере максимально возможное избегание) мощностных потерь в рабочих узлах. Производители еще на начальных этапах конструирования при помощи компьютерных технологий оптимизируют разные показатели:
  • изоляцию обмоток;
  • воздушный зазор в электродвигателе;
  • компоновку ротора. 
Отрегулированные показатели позволяют без проблем применять моторы на лодках, независимо от типа их конструкции.  [caption id="attachment_2720" align="aligncenter" width="866"]Винт Винтовой элемент[/caption] Проектирование двигателей и винтовых компонентов к ним осуществляется по похожему принципу, который применяется в коммерческом судостроении. Требования там высокие и, соответственно – надежные. Немаловажным показателем здесь является обтекание подводных компонентов. Сначала все рассчитывает в особой компьютерной программе или на трехмерных моделях, затем все переносится на естественные эксперименты гидродинамического типа.  Редукторные элементы – широко распространенные в моделях лодочных двигателей не применяют, а просто напрямую подключают двигатель к винту. В результате получается новая модель силового агрегата, у которого число оборотов совпадает с оптимальными винтовыми показателями. Полученное устройство в движении не теряет мощностных показателей, а также не создает лишнего сопротивления. Экономное потребление энергоресурсов позволяет на порядок дольше работать на одной зарядке аккумуляторной батареи. 

Критерии выбора электромотора для лодки 

Первое, что необходимо учитывать при выборе конкретной модели – условия эксплуатации. От этого напрямую зависит мощность, которая также рассчитывается с учетом габаритов лодки и ее грузоподъемности.  На современном рынке представлены модели, скорость которых находится приблизительно в одном диапазоне – от 5 до 7 километров в час. Управление движением посредством передач уже отличается, самое распространенное – плавное, при помощи которого выбор скорости проходит точнее и проще. Но, схема реализации такого переключения более сложная и не такая устойчивая, как в коробках дискретного действия.  Вес мотора – еще один показатель, важный для учета в процессе подбора. Он влияет не только на динамику агрегата при эксплуатации, но еще и на транспортировку. Распространенные модели имеют массу в пределах 5-12 кг.  Емкость аккумулятора влияет на автономность плавательного средства. Объем батареи обычно рассчитывается с применением симулятора для реализации эталонных циклов, типичных для предстоящего применения средства. Симулятор может выводить потребление лодки в кВтч/км. Исходя из этого значения, можно рассчитать емкость аккумулятора, умножив ее на желаемый диапазон. Напряжение батареи прямо зависит от габаритов катера, его веса и грузоподъемности. По мере того, как увеличивается напряжение в аккумуляторе, происходит снижение выходного тока. Показатель также рассчитывается по заводской формуле, что не будет интересно конечному потребителю. Конкретные электротехнические параметры указываются на корпусе или упаковке мотора.  Ранее много писали об уровне максимальной мощности, которая также обязательно учитывается при покупке. Глядя на этот показатель можно иметь точное представление о возможностях плав. Средства поддерживать выбранный скоростной режим в условиях уклона, разного уровня дна, труднопроходимых участков. 

Модельный ряд моторов 

Отечественный рынок силовых агрегатов для моторных лодок достаточно велик, на нем представлены модели как отечественного, так и иностранного производства. Параметры приборов разные, сильные стороны соответственно тоже.

Mercury MotorGuide R3 30 

MotorGuide R3 Компактный, но достаточно мощный агрегат подходит для эксплуатации в самых разных условиях, на водоемах с любым состоянием дна. Устройство обладает девятью позициями для регулирования угла наклона, благодаря чему вы имеете возможность с легкостью проходить по мелководью и проезжать даже в самые недоступные участки водоемов. Мотор в процессе работы создает минимум шума, что делает его популярным среди любителей экстремального отдыха, а также охотников и рыбаков. Характеристики модели:
  • наибольшая тяга – 13,6 кг;
  • максимальная масса катера или лодки – 800 кг;
  • транцевый тип крепления;
  • 12В – напряжение питания;
  • вал длиной в 76,2 см;
  • румпельный способ управления;
  • 5 передач для движения вперед и 2 – назад;
  • масса конструкции – 6,1 кг. 

MotorGuide R5

Модели являются новыми версиями предыдущего устройства R3, в процессе эксплуатации демонстрируют тягу в 70 фунтов или 31,7 кг. Мощность - 0,37 кВт, 24В – уровень номинального питания. Тип регулирования скоростей – бесступенчатый плавный.   [caption id="attachment_2718" align="aligncenter" width="864"]MotorGuide R5 Двигатель MotorGuide R5[/caption] Подходят для эксплуатации в пресных водах. Функционал моделей довольно скромный, но, несмотря на это – они подходят для применения с лодками массой до 1650 кг. 

  Elco E-Power System

Агрегат также достаточно функционален, хотя базовая комплектация небогатая – в ней отсутствуют аккумуляторные батареи и зарядные приспособления. В комплекте идут такие приборы:
  • дроссельная заслонка;
  • контроллер или инвертор для переменного тока;
  • жгут на 15 футов. 
[caption id="attachment_2716" align="aligncenter" width="636"]Elco E-Power System Elco E-Power System 20 PS[/caption] Конструкция полностью готова к использованию, все компоненты собраны и подключены. Батареи питания, продаются отдельно, но являются конфигурированными, что упрощает процесс старта моторов.   https://youtu.be/vEJrbum2Zy8  
Оцените статью
bor-obyav.ru