Каждый настоящий рыбак должен иметь в своем арсенале не только качественные снасти, но и лодку с мотором. Отличным выбором здесь может стать электрический двигатель – экономичный и достаточно эффективный. А если собрать электромотор для лодки самостоятельно, то он обойдется намного дешевле заводского аналога. Сделать это очень просто. Еще в древнем Вавилоне считали, что проведенное на рыбалке время как бы останавливается и не входит в предписанную судьбой длительность жизни человека. Возможно, и по этой причине такой вид проведения досуга настолько популярен в наше время. Каждый настоящий рыбак должен иметь в своем арсенале не только качественные снасти, но и лодку, желательно оборудованную бензиновым или электрическим двигателем. Но предлагаемые на рынке бензиновые агрегаты зачастую слишком шумные и ресурсозатратные. Да и сама лодка с таким оборудованием может стать обузой во время транспортировки. Отличной альтернативой здесь может стать электрический мотор – экономичный и не менее эффективный. А если сделать лодочный электромотор своими руками, то он обойдется намного дешевле заводской модели.
Особенности и преимущества электрического мотора для лодки
Оснащенное таким устройством плавательное средство приводится в движение с помощью вращающихся лопастей. Работа электромотора базируется на простых физических законах. Потребляемым для функционирования аппарата ресурсом здесь является электричество, а не жидкое топливо. Считается, что бензиновые двигатели для лодки мощнее и эффективнее электрических аналогов, поэтому их чаще покупают. Но данное мнение не имеет под собой веского основания, поскольку правильно собранный электромотор при надлежащем уходе и эксплуатации может обеспечивать приличную тягу и скорость передвижения лодки по воде. Помимо этого, самодельный лодочный электромотор имеет много преимуществ:
- сделать мотор своими руками в конечном итоге обойдется на порядок дешевле, чем покупка заводского двигателя для лодки, особенно бензинового;
- виды и способы применения лодочных электрических моторов в нашей стране строго регламентируются действующим законодательством, а на самоделки эти нормы и правила не действуют;
- работают электрические агрегаты практически бесшумно, что особенно важно для рыбаков, не желающих распугать всю рыбу в округе;
- как ресурс электроэнергия обходится дешевле и расходуется намного экономичнее жидкого топлива, используемого двигателями внутреннего сгорания;
- в зависимости от возможностей и текущих потребностей владелец лодки может самостоятельно выбрать мощность аппарата или же обзавестись сразу несколькими вариантами на разные случаи жизни.
Наиболее простой и доступный способ собрать самодельный электромотор – это использовать в качестве основы дрель или другое устройство похожего принципа действия, например, перфоратор. Тяговые и скоростные параметры лодки будут напрямую зависеть от их характеристик. Как правило, чем мощнее дрель, тем дороже она стоит. Это следует учитывать при выборе модели. Возможно, вполне подойдет не новый, но проверенный аппарат, давно лежащий без дела в гараже или на антресолях.
Процесс создания лодочного мотора своими руками достаточно простой и не требующий особых знаний и навыков. Необходимо просто четко следовать инструкции, хотя еще понадобятся некоторые инструменты и материалы. Но с этим особых проблем возникнуть не должно. Инструментарий стандартный, который должен быть в наличии у любого хозяина, а недостающие материалы легко купить на рынке. Благодаря всемирной сети Интернет в свободном доступе также можно найти множество чертежей самого двигателя, а также рекомендации, как подобрать или сделать своими руками аккумулятор для лодочного мотора.
Необходимые инструменты и материалы
Подбирая оборудование для будущего изделия, нужно, прежде всего, учитывать его мощность и рабочее напряжение. Именно от этих характеристик будет зависеть качество работы собранного электрического мотора. Сначала следует выбрать дрель необходимой мощности – желательно не ниже 150 Ватт. Менее мощные модели не смогут обеспечить эффективную работу двигателя в воде и могут стать причиной множества проблем. Отличным выбором является строительный шуруповерт, уже имеющий аккумулятор для лодочного мотора, а то и не один для возможности быстрой замены в случае снижения уровня заряда. На рынке сейчас предлагается большой выбор такого оборудования разного ценового диапазона, отечественного и зарубежного производства. Современный дрели и перфораторы, как правило, имеют несколько режимов работы, в том числе и реверс. Это очень важно, поскольку в будущем позволит владельцу лодки управлять оборотами электромотора и скоростью движения плавательного средства. Что касается выбора аккумулятора, то оптимальным вариантом будет 10 или 12-вольтовая батарея – недорогая и легкодоступная в случае необходимости замены. Модели на 18 Вольт желательно не использовать, поскольку они стоят дороже и встречаются на рынке не часто.
Определившись с оборудованием, которое будет играть главную функциональную роль в будущем лодочном моторе, нужно также подготовить следующие материалы:
- редукторы (если планируется установка мотора на транец лодки, то вполне подойдут варианты от болгарки):
- крепежи-струбцины;
- 20-миллиметровые круглые трубки;
- трубки профилированного типа 20x20 мм;
- прочный железный круглый прут, который будет использоваться в качестве вала;
- листовое железо для винтов.
Кроме того, в процессе работы может понадобиться такое оборудование:
- болгарка;
- сварочный аппарат;
- ножницы для раскроя железа;
- электродрель со сверлами разного диаметра;
- шуруповерт и набор саморезов (если предполагается работа с деревом).
Когда весь перечисленный инструментарий и материалы будут собраны, можно смело начинать собирать лодочный электромотор своими руками. Весь процесс можно разделить на несколько этапов.
Процесс создания лодочного электромотора
Первым делом нужно создать подъемный механизм, с помощью которого будет регулироваться положение крыльчатки мотора в воде и над ней. Для этого к предварительно подготовленным струбцинам (держателям) приваривается металлическая трубка. К ней крепится база в виде перевернутой пирамиды, направленной острым концом в воду. К широкому верхнему основанию прикрепляется станина с подшипником. Снизу приваривается еще одна трубка, через которую и верхний подшипник будет пропущен вал электромотора. Вместо трубки подойдет и проволока, но все-таки первый вариант лучше и надежнее:
- трубка позволяет установить не только на станине, но и снизу дополнительный подшипник, за счет которого при работе вала будет создаваться меньшая сила трения;
- трубки и вал должны быть тонкими и при этом крепкими, а проволоку для обеспечения необходимой прочности придется использовать более толстую.
После создания подъемника для крыльчатки можно переходить к следующему шагу – обустройству редуктора и пропеллера. Редукторы крепятся по краям вала. Их можно сделать своими руками, воспользовавшись одной из приведенных в Интернете схем и ориентируясь на конкретные характеристики электродвигателя. Но эта работа потребует дополнительного времени и определенных навыков. Проще купить нужные устройства или использовать комплектующие, снятые с болгарки.
Иногда достаточно всего одного редуктора – зависит от параметров отдельно взятого мотора. Основной критерий выбора такого оборудования – как можно меньшее передающее число. Оптимальный вариант – пятикратное снижение оборотов. При таких условиях лодка будет гарантировано двигаться нормально. Установка второго редуктора снизу нужна для монтажа винта в горизонтальном положении. Уже готовое к применению устройство от болгарки достаточно зажать в патроннике дрели. Готовый пропеллер также можно найти в составе другого оборудования. Если такого нет в наличии, винт можно сделать самостоятельно. Для создания самодельного лодочного винта понадобится:
- вырезать из листового железа квадрат с длиной сторон примерно 30 см;
- просверлить в центре отверстие;
- выполнить диагональные прорези на расстоянии не менее 5 см друг от друга;
- закруглить получившиеся таким образом лопасти лодки, стараясь, чтобы они были максимально идентичными во избежание появления посторонних вибраций.
Пропеллер крепится на валу посредством обычных гайки и болта – именно для этих целей в его центре было проделано отверстие. Если все вышеперечисленное сделано правильно, то электромотор для лодки своими руками уже практически создан. Теперь нужно только соединить редуктор с дрелью, зажав его в патроннике. Если размеры не совпадают, то в качестве переходника можно использовать еще одну трубку, плотно насаженную на вал. Зафиксировать такое соединение желательно с помощью шпильки, продетой через предварительно сделанное сквозное отверстие между этими составными частями. Так вал не будет проворачиваться.
Завершающая проверка перед установкой электромотора на лодку
Собирать такую конструкцию придется, скорее всего, дома или в гараже, а не в реальных условиях использования лодки. Поэтому, чтобы не возникло непредвиденных ситуаций во время непосредственного монтажа электромотора на плавательное средство и спуска его на воду, рекомендуется еще в домашних условиях провести финальные испытания. Для этого можно использовать любую наполненную водой емкость достаточного для погружения гребного винта объема. Конечно, если есть такая возможность, желательно отправиться с новоиспеченным лодочным мотором к ближайшему озеру или речке. Саму лодку при этом пока брать не обязательно.
После включения двигателя лопасти винта должны создавать хорошо ощущаемую и видимую направленную водяную струю. При этом серьезных вибраций быть не должно. При необходимости эффективность работы винта лодки можно увеличить путем регулировки наклона его лопастей. Если тест прошел успешно и серьезных нарушений в работе оборудования не обнаружено, можно смело приступать к непосредственному монтажу электромотора на лодку и проводить испытания уже в реальных рабочих условиях. Обустройство системы управления зависит от личных предпочтений владельца лодки. Рекомендуется выключатель питания и кнопки регулировки режимов/оборотов электромотора вынести отдельно в удобное и легкодоступное место. https://youtu.be/WWDhXDtLf7Q