Двигатель постоянного тока: разновидности, конструкция и схема работы

Привычные всем электроприборы работают на постоянном напряжении. Для приведения их в действие используются двигатели отдельного типа, адаптированные для работы именно с постоянным током. Электрическая техника, использующая вид энергии, единицей которой является вольт, прочно вошла в жизнь человека. Использование двигателей постоянного тока для приведения этих приборов в действие позволило расширить перечень настроек и соответственно увеличить функционал электроприводов. Непрерывно развивающиеся схемы производства все больше раскрывают достоинства и технологические преимущества, заложенные в двигателе постоянного тока. При этом конструкция агрегатов усложняется, поэтому для эффективного ремонта необходимо знать, из каких деталей состоит двигатель постоянного напряжения. Электроцепи, работающие на постоянном типе напряжения, выдвигают ряд критериев выбора движущей установки. Чтобы прибор нормально функционировал, в двигателе должен присутствовать ряд систем, обеспечивающих стабильную и безопасную работу привода. Драйвер постоянного тока реализует все эти нюансы. Современные модели двигателей постоянного тока комплектуются системой настройки скорости, где есть регулировка не только темпа вращения, но и разгонной динамики. Кроме того, механизм способен удерживать стабильную скорость вращения, уберегая компоненты от перегрева и чрезмерного износа, при этом извлекая из силовой установки максимальный КПД.

Типовая конструкция

В каждом электродвигателе используется определенный набор базовых компонентов, определяющий базовые характеристики. Конструкция достаточно мощного двигателя постоянного тока требует предварительного изучения спецификаций, которые дадут понять, как изменить направление вращения, увеличить выдаваемую мощность и ответить на другие вопросы. Назначение той или иной детали дает представление о том, как работает двигатель постоянного тока определенной модели, какой у него эксплуатационный ресурс. Чтобы понять, как устроен мотор постоянного тока 220 В, какие у него основные элементы, штатные параметры функционирования и возможные недостатки, необязательно проводить цикл разборки. Обычно как мощные двигатели постоянного тока, так и менее производительные агрегаты с уровнем постоянного тока 220 В обладают схожим принципом действия. Об этом свидетельствует список явных преимуществ, который актуален для большинства выпускаемых сегодня разновидностей приводов постоянного тока 220В, применение которых не ограничивается бытовой сферой. Разобраться в том, как устроен мотор постоянного тока 220 В и где он применяется, можно путем изучения стандартной конструкции. Она включает в себя несколько типовых элементов. Корпус – базовая деталь, внутри которой находятся основные компоненты. Понять принцип действия двигателя постоянного тока можно уже на этапе осмотра корпуса, на котором закреплены некоторые внешние компоненты, которые применяются для контакта с цепями. Наиболее распространенным материалом корпуса, в который заключен простейший двигатель, является чугун. Этот металл позволяет эксплуатировать привод постоянного тока 220 В при любых условиях, интегрируя его в электроцепи, подверженные постоянному воздействию агрессивной окружающей среды. Кроме того, стандартные рабочие характеристики конкретной модели двигателя постоянного тока подразумевают стабильную повышенную нагрузку на трущиеся детали, большая часть которой приходится на корпус. Поэтому расчет двигателя постоянного тока производится с учетом выносливости чугунных корпусов, которые обладают достаточной износостойкостью. Иногда схема двигателя для электроцепи включает размещенные на корпусе ребра охлаждения, через которые осуществляется отвод выделяемой достаточно мощным двигателем постоянного тока тепловой энергии. Принцип действия электродвигателя постоянного тока подразумевает выведение полюсов в отдельную коробку, где смонтированы два ряда клемм для подключения щеток якоря и с уже подключенными концами обмоток индуктора. Схема электродвигателя постоянного тока с клеммной коробкой также включает несколько отверстий для сальников. Через них подводятся силовые кабели, посредством которых подается питание. Согласно общему принципу работы двигателя постоянного тока малой мощности, размещение выводов обмоток происходит в клеммной коробке. При этом зажимы якоря и добавочных полюсов разделены на пары: одна пара наглухо соединена внутри электрического двигателя, а вторая – в клеммной коробке. Принцип работы и устройство электропривода постоянного тока больших габаритов и с повышенным номинальным напряжением не подразумевают наличия клеммной коробки. Вместо этого выводной массив располагается в нижней части станины. При этом выводы последовательных цепей собираются в шины, а параллельных – делятся на жилы кабелей с наконечниками. Принцип работы электродвигателя постоянного тока основан на вращении основного компонента - вала, в результате которого генерируется необходимое напряжение, приводящее в движение всю систему. Особенности такой конструкции позволяют при необходимости изменить направление вращения двигателя постоянного напряжения или перевести агрегат в другой режим эксплуатации благодаря настроечным системам. Якорь – комплексная деталь, наличие либо отсутствие определенных компонентов которой определяет устройство и принцип действия всего двигателя. Главной деталью якоря является сердечник, который имеет вид набора пластин, изготовленных с использованием электротехнической стали. Доступные для конкретного электрического двигателя типы запуска определяет обмотка возбуждения. Именно характеристики данной детали дают понять, какие способы возбуждения необходимо использовать, чтобы привести в действие тот или иной электрический двигатель постоянного тока. Помимо обмотки возбуждения, устройство двигателя постоянного тока включает в себя якорную обмотку и обмотку добавочного полюса, которая набрана из специальных проводов, покрытых эмалью. Классическая схема двигателя подразумевает также наличие коллектора. Устройство электродвигателя постоянного тока, который применяется для запуска систем среднего уровня потребления, должно включать в себя щеточный узел. Этот компонент собран из держателей и щеток, которые закреплены на специальном кронштейне. Основная характеристика двигателя постоянного напряжения зависит от материала щеток – чистый графит либо металлографитовый сплав. При помощи щеток реализуется главный принцип работы электродвигателя постоянного тока. Через них агрегат получает питание, которое поступает непосредственно на катушки вращающегося ротора. Также с их помощью выполняется переключение тока в обмотках. Полюсная электромеханическая характеристика требует наличия двух полюсных массивов - главного и монолитного добавочного. Главный полюс также собирается из электротехнических стальных элементов. Добавочные полюсы расположены между главными и повышают степень взаимодействия, тем самым увеличивая технические характеристики двигателя. Устройство двигателя постоянного тока малых размеров позволяет применение главного полюса из постоянных магнитов и отсутствие добавочных полюсов. Устройство и принцип работы электрического двигателя могут отличаться в зависимости от наличия некоторых второстепенных деталей:
  • усилители подшипниковых блоков – передние и задние щиты, внутренние и наружные крышки;
  • вентиляторы охлаждения. Иногда ребра на корпусе не справляются с тепловой нагрузкой. Это необходимо компенсировать, для чего двигатели оснащаются дополнительными агрегатами;
  • монтажные лапы. Понять, что такое лапа, можно путем изучения методик снижения уровня вибрации при повышенных нагрузках;
  • рым-болты и проушины. Включение этих деталей в схему двигателя – это простой способ упростить монтаж агрегата и связанные с этим погрузочно-разгрузочные работы;
  • предельные рабочие характеристики двигателя с постоянным типом энергии обозначаются на специальном шильдике. Иногда можно встретить обозначение "эл";
  • защитные кожухи вентиляторов и воздуховодов.
Конструкция агрегата может отличаться, однако принцип действия электродвигателя постоянного тока остается неизменным. Это, а также ряд особенностей функционирования частично определяет способ их различия.

Классификация и дополнительные системы

Каждый электромотор, выдающий постоянное напряжение, относится к тому или иному типу систем возбуждения, которые бывают нескольки типов. Методики параллельного возбуждения здесь не рассматриваются, так как ток возбуждения не зависит от аналогичного показателя в якоре даже в случае подключения обмотки возбуждения и якорной цепи к одной сети. При этом сеть энергоснабжения теоретически может иметь неограниченную мощность и постоянное напряжение. Возбуждением называется процесс создания магнитного поля, которое запускает процесс генерации энергии, приводящей в движение вал мотора. Технические показатели электродвигателей и схема их запуска в большей степени определяются установленным в них типом возбуждения:
  • независимое возбуждение подразумевает наличие выделенного источника питания, который подает энергию на обмотку возбуждения;
  • последовательное возбуждение предполагает включение обмотки возбуждения последовательно с обмоткой якоря;
  • смешанное возбуждение означает наличие двух типов обмоток возбуждения – последовательной и параллельной;
  • при параллельном возбуждении обмотка возбуждения запускается параллельно энергоснабжению якоря.
Маломощные электромоторы часто могут оснащаться системой магнитоэлектрического возбуждения, в которых используются постоянные магнитные элементы. Это позволяет сделать схему запуска двигателя более простой благодаря снижению расхода медных деталей. Однако исключение из конструкции обмотки возбуждения не влияет на конечную массу и габаритные размеры двигательной установки. Увеличение габаритов мотора позволяет расширить диапазоны крутящего момента, скорости вала и выдаваемой агрегатом мощности. Это отчасти задает стандарты проектирования маломощных двигательных установок, которые рассчитаны на частоту вращения от 1000 до 6000 об/мин. При этом стоит помнить, что двигатель вращается намного быстрее, чем приводимые в действие детали потребителя. Разница в скорости вращения компенсируется специальным редуктором, который иногда приходится проектировать и изготавливать на заказ, так как коэффициент передачи может отличаться от стандартных моделей. Кроме того, высокомощные двигатели обычно комплектуются дорогостоящим редуктором, поэтому проектировка мотора закладывает более низкую скорость вращения. Специалисты всегда обращают внимание на погрешность, характерную для всех механических редукторных систем. Из-за этого спецификации прецизионных установок требуют использования только тихоходных моторов, низкая скорость вращения которых допускает прямое соединение с остальной системой либо применение простой передачи. Это привело к появлению высокомоментных двигателей, которые выдают повышенный КПД, сохраняя при этом малую скорость вращения. Их сразу стали устанавливать на металлорежущие станки, где имеется прямой привод в виде шарико-винтовой передачи. Еще одно значительное отличие – конструкционные признаки, определяющие допустимые условия эксплуатации. Целая категория электродвигателей адаптирована к обычной окружающей среде и называется открытыми. Их привод охлаждается естественным притоком воздуха в помещении, где проведен его монтаж. Нагнетание воздушного потока происходит при помощи вентилятора, который закреплен на валу. Если среда, где планируется установка электродвигателя, отличается агрессивностью, рекомендуется использовать закрытый двигатель, который выбрасывает тепловую энергию через ребра охлаждения, разбросанные по корпусу. Иногда такие системы дополняются внешними нагнетателями, осуществляющими обдув двигателя во время его работы. В эту же категорию можно отнести электромоторы с повышенной степенью защиты для работы во взрывоопасной среде. Иногда к двигателю предъявляются повышенные требования производительности. В таких случаях конструкция меняется в соответствии с запросами или спецификациями приборов-потребителей мощности. Это может быть ускоренный процесс разгона до номинальных оборотов или усиленные тормоза для быстрой остановки вала. Для реализации этих особенностей мотор проектируется с более длинным якорем уменьшенного диаметра. Чтобы снизить индуктивность обмотки, ее устанавливают не просто в пазы, а непосредственно на поверхности якоря, фиксируя специализированными клейкими веществами. Одним из таких составов является эпоксидная смола. Сниженная индуктивность обмотки приводит к улучшению коммутации коллектора. Это позволяет упростить конструкцию двигателя путем демонтажа дополнительных полюсов и установки менее габаритного коллектора, который в свою очередь снизит инерционный момент якоря. При необходимости можно снизить уровень создаваемой инерции путем установки полого якоря. В данном случае этот компонент будет выполнен в виде пустого металлического цилиндра, в составе которого будет изоляционный материал. Поверхность якоря будет покрыта обмоткой на клеевой основе. Обмотки для полых якорей изготавливаются тремя способами – штамповкой, печатью либо на станке согласно определенной схеме. Полый цилиндрический якорь содержит внутри стальную сердцевину, через которую проходят магнитные потоки. Если в двигателе установлен полый якорь, увеличиваются зазоры в магнитных цепях из-за наличия дополнительной изоляции и расширения слоя обмотки. Поэтому приходится повышать силу намагничивания для того, чтобы проходящий через сердечник магнитный поток имел достаточную интенсивность. Чтобы облегчить задачу системе намагничивания, ее проектируют под повышенные нагрузки, расширяя магнитную инфраструктуру двигателя. Существует категория электромоторов с изначально низким моментом инерции. Прежде всего, это модели, оснащенные дисковым якорем. Такой якорь представляет собой диск, оклеенный обмоткой из тонких изоляционных материалов, которые не подвержены процессу коробления. К таким материалам относится стекло. Магнитная система в дисковых двигателях конструируется двухполюсной и выполнена в виде двух скоб, одна из которых оснащена возбуждающей обмоткой. Так как малоинерционные двигатели обладают малой индуктивностью, в них не устанавливаются коллекторы, а напряжение снимается прямо с обмотки через щетки. Также бывают линейные двигатели, особенностью которых является создание не крутящего, а поступательного момента. Эти моторы имеют схожую конструкцию с обычными малоинерционными приводами, оборудованными дисковыми якорями. Различие заключается в схеме распределения магнитных полей: здесь магнитная система имеет обратную полярность, а полюсы установлены по всей линии движения якоря и движущегося органа потребителя. Эти двигатели достаточно дорогие и сложные в производстве из-за большого числа полюсов, которое необходимо для генерации поступательного движения достаточной интенсивности.

Принцип действия, управление вращением, цикл запуска и торможения

Функционирование электродвигателя, генерирующего постоянный ток, основывается на технологии электромагнитной индукции. Правило левой руки, относящееся к области электротехники, говорит о том, что подключенный к энергосистеме проводник, находящийся в магнитном поле, находится под действием определенной силы. Когда проводник пересекает силовые магнитные линии, в нем генерируется электродвижущая сила, которая имеет направление, противоположное движению тока в проводнике. Из-за этого явления данная энергия называется противодействующей либо обратной. Двигатель нужен для того, чтобы конвертировать эту энергию в механическое движение – крутящий момент, который передается системе-потребителю напрямую либо через редуктор. При этом часть энергии выбрасывается в атмосферу в виде тепловой энергии, из-за чего проводник нагревается и требует охлаждения. Неподвижное магнитное поле, необходимое для создания движущей энергии, генерируется с помощью индуктора. Этот узел состоит из станины и двух полюсных массивов, один из который является главным, а второй – добавочным. При помощи станины формируется основа для размещения полюсов; кроме того, она играет роль одного из элементов общей магнитной цепи электродвигателя. Главный полюс включает в себя обмотку возбуждения, которая генерирует магнитное поле, а добавочные полюсы имеют обмотку специальной конфигурации, которая призвана усилить коммутацию и стабилизировать процесс индукции.

Торможение

Чтобы остановить вращение электродвигателя, необходим запуск системы торможения. В настоящее время применяется торможение противовключением, динамическое либо рекуперативное. Первый тип торможения реализуется изменением полярности энергии в обмотке якоря, в результате чего создается реверс в момент контакта якоря с магнитным полем. Чем ниже скорость вращения вала электродвигателя, тем ниже будет интенсивность реверсивного момента. Когда движение вала прекратится, необходимо его обесточить, иначе развернутая полярность якоря начнет разгон в обратном направлении. Динамическая система торможения действует иначе. Остановка вращения выполняется при помощи замыкания якорной обмотки через резистор либо напрямую. Это приводит к тому, что электродвигатель начинает преобразовывать механическую энергию инерции в электричество, которое отводится путем нагрева замкнувшего обмотку элемента. Динамическое торможение обеспечивает полную остановку вращения без необходимости отключения двигателя от системы энергоснабжения. Рекуперативная система торможения позволяет эффективно остановить включенный в сеть питания электродвигатель, который приводится в движение инерцией потребителя со скоростью выше идеального холостого хода. В этом случае сила движения в обмотке превышает напряжение сети, а ее направление меняется в обратную сторону. Двигатель начинает генерацию электричества одновременно с созданием момента торможения на валу. Считается, что рекуперативное торможение наиболее производительное и экономичное, так как позволяет мотору генерировать определенный объем энергии. Иногда рекуперация возникает в приводном комплексе подъемника во время опускания груза.

Изменение скорости

Ускорить либо замедлить вращение электродвигателя можно тремя способами. В зависимости от параметров агрегата и его конструкции действует одна из систем: изменение потока возбуждения, меняется подаваемое напряжение или величина сопротивления якорной цепи. Самыми распространенными являются узлы настройки потоков возбуждения и регуляторы напряжения. Системы изменения сопротивления показали себя как неэкономичные. Кроме того, при их использовании приходится обращать особое внимание на колебания нагрузки. Чтобы реализовать систему изменения напряжения, потребуется оснастить электродвигатель внешним источником постоянного тока. Это может быть достаточно мощный генератор либо преобразователь другого вида энергии. Такой тип настройки скорости применяется практически во всех связках двигателей постоянного тока с тиристорными преобразователями, магнитными и электромашинными усилителями и другими агрегатами. Что касается механизмов изменения возбуждающего тока, здесь реализация происходит за счет внедрения в конструкцию специального реостата. Иногда вместо него используют другие устройства, позволяющие изменять величину тока за счет регулировки собственного сопротивления, например, транзисторы. Чтобы увеличить частоту вращения вала электродвигателя, необходимо увеличить показатель сопротивления, что приведет к снижению тока возбуждения. Стоит помнить, что это приведет к усилению искрения под щетками и снижению устойчивости, особенно если нагрузка на вал нестабильная. Ослабление магнитных потоков происходит увеличение механических характеристик свыше номинальных (в случае отсутствия реостата). Производители двигателей постоянного тока не рекомендуют повышать скорость вращения более чем на 30% от показателя, соответствующего штатному уровню нагрузки. https://www.youtube.com/watch?v=zNdwN3rNkX8
Оцените статью
bor-obyav.ru