Наверняка каждый уже знает о синхронных двигателях постоянного тока, или слышали о них. Но существует еще такой вид агрегата, как мотор постоянного тока на постоянных магнитах. Именно о нем и пойдет речь в нашем материале.Историческая справка
Перед созданием электродвигателя были построены аппараты, осуществляющие беспрерывную трансформацию электроэнергии в механическую тягу. Еще в 1821 году физик Майкл Фарадей при исследовании сообщения проводников с током и магнитами, выяснил, что электроток приводит во вращение проводник, который крутится вокруг магнита. Кроме того, магнит тоже крутится вокруг проводника. Данный эксперимент стал основой разработки электрического движка. Далее американец Томас Дэвенпорт в 1833 году построил первый роторный электродвижок постоянного тока. С помощью него он привел в действие разработанную им модель поезда. В 1837 году мастеру вручили патент на электромагнитный агрегат. Первый электродвигатель постоянного тока создал в 1834 году Б.Якоби. В нем была применена схема вращения ротора. В сентябре 1838 года лодка, в которой находилось 12 человек, проплыла против течения Невы, демонстрируя скорость в 3 км/ч.Суденышко оснастили колесами и лопастями. «Катки» запускались электрической установкой, получающей ток от аккумулятора, состоящим из 320 гальванических элементов. Тогда впервые был использован электромотор на судне. В 1886 году электромотор стал выглядеть современнее и в течение времени постоянно улучшался.
Разработки ученых
Кроме того, такой движок считался одним из прототипов «вечного двигателя». И этими проблемами серьезно занимался американский изобретатель Никола Тесла. В его аппарате были катушки, турбины и соединительные провода. В обмотке был небольшой магнит, который захватывал два витка катушки. Турбину немного раскручивали и она двигалась с внушительными скоростными показателями. И поэтому его и назвали «вечным мотором». Но тут приходилось первоначально задавать скорость турбине. 30 лет назад конструктор Минато тоже создал двигатель, где использовалась магнитная энергия для самовозбуждения и самостоятельного вращения. Он был очень эффективен и не издавал посторонних шумов. По словам японского изобретателя, КПД установки составляла 300%. Россиянин Лазарев создал простую модель электромотора с магнитной тягой. На роторе был поставлен сосуд с пористой перегородкой, разделяющей его на две части, которые соединяются между собой трубкой. По ней жидкость поступает из нижней камеры в верхнюю. Джонсон создал агрегат, где энергия вырабатывается при помощи потока электронов, находящихся в магнитах. Именно они формируют цепь запитки мотора. В якоре объединены магниты, расположенные в виде дорожки. А конструкция изобретения может быть или линейной, или роторной.
Определение и сущность
Под двигателем постоянного тока на постоянных магнитах понимают установку с постоянным током, где магнитное поле появляется от действия постоянных магнитов. Характерным признаком этих электродвижков выступают строение магнитной системы. Эти агрегаты называют «высокомоментными». Их назвали так, так как они позволяют получать большие крутящие моменты без помощи редуктора и выдерживать внушительные нагрузки при малых вращениях. Преимущества движка в сравнении с мотором, имеющим электромагнитное возбуждение:
- Повышенный КПД;
- Уменьшенные размеры и вес;
- Цена;
- Меньше греется за счет электромагнитного возбуждающего обматывания;
- Постоянное возбуждение.
Но можно выделить и ряд недостатков. Среди них – невозможность корректировки оборотов движков изменением полей возбуждения и высокая стоимость материалов, из которых делают магниты. Кроме того, отметим сложность исполнения и намагничивания магнитных устройств. Эти машины применяются в приводах с малой мощностью в машиностроительной промышленности или кратковременных и повторно-кратковременных функциональных циклах.
Конструктивные особенности и типология
Строение мотора с постоянными магнитами не отличается от обычного электродвижка с оборотами. В основе установки лежат статор и ротор. Первая часть – неподвижная, вторая – крутящаяся. Чаще всего ротор или индуктор помещен внутри статора. Но есть еще агрегаты с внешним ротором, который представляет собой электромотор обращенного типа. На роторе расположились постоянные магниты или материалы, обладающие высокой коэрцитовой силой. У электрического мотора с активными магнитами есть несколько критериев, по которым можно определить их классификацию:
- По конструкции ротора – с поверхностным оснащением постоянных магнитов и инкорпорированными или встроенными магнитами;
- По конструкции статора – с распределенной или с сосредоточенной обмоткой.
Распределенная обмотка – это когда число пазов на полюс и фазу Q варьируется от 2 и больше. Сосредоточенное обматывание – когда Q=1. Но расположение отверстий равномерно по окружности якоря. Но эти обмотки не могут влиять на форму обратной электродвижущей силы.
Как работает
Функционирование электродвигателя на постоянных магнитах основано на работе управляющей системе. Ей может быть частотный преобразователь либо сервопривод. Но есть и немало других методов, осуществляющих контроль за движком. Это все зависит от того, чего нужно добиться от электропривода. Главные методы управления движка с активными магнитами:
- Скалярный метод или простая схема управления. Меняется нагрузка и теряется управляемость.
- Синусоидальное. Это может быть с датчиком или без датчиков положения. Им требуется либо индикатор либо управляющая система помощнее. Но тут же есть и прямое управление, отличающееся высокими пульсациями момента и тока.
- Трапецииидальный контроль. Подразделяется на вариант с датчиком и без, а также при отсутствии обратной связи. У них простая схема управления, требующие либо датчиков либо систему помощнее, но и часто не подходит для функционировании при низком уровне оборотов.
Чтобы выполнять простые задачи нужно воспользоваться трапециидальным способом управления с индикаторами Холла. Это компьютерные кулеры. Более сложные задачи задачи решаются при помощи метода полеориентированного контроля. В последнем случае можно плавно и независимо контролировать скорость и крутящий момент электромоторчика без щеточек. Чтобы воспользоваться таким методом необходимо определить местонахождение индуктора в этом моторчике. Эти агрегата могут запускаться с индикатором и без индикатора положения. При использования датчика используются индуктивные, синусно-косинусные, крутящийся трансформатор, редутоксин, индутоксин, оптический и магниторезистивные измерители. Без датчика движок с активными магнитами запускается скалярным методом или способом наложения высокочастотного импульса. Это может работать только с установкой с постоянными магнитами, который обладает ротором с выраженными полюсами.
Создание своими руками
Разработать такой моторчик можно только, если имеются глубокие электротехнические познания и колоссальный опыт. Такая конструкция должна быть точной, чтобы система работала бесперебойно. Для конструирования движка нужно сделать следующее:
- Соорудить или подобрать выходной вал. Такой элемент должен сохранить свою целостность и не иметь дефектов. Иначе сильная нагрузка сделает вал кривым.
- Так как движки с наружным обматыванием пользуются большей популярностью, то на посадочное место стоит поставить якорь с постоянными магнитами. На валу нужно организовать место для шпонки, предотвращающей проворачивание вала при появления сильной нагрузки.
- Ротор должен быть с сердечником и с обмоткой. Индуктор сделать своими руками почти невозможно, и он должен быть закреплен на корпусе.
- Убедиться в отсутствии механической связи между индуктором и якорем, иначе это станет причиной перегруза.
- Вал для статора обладает посадочными гнездами для подшипников. В корпусе тоже они должны быть.
Основную часть компонентов электродвижка самостоятельно построить невозможно, ибо это требует наличие специального оборудования и внушительного опыта работы. Но все же если есть эти элементы, то можно и самим собрать агрегат. Сложная конструкция электромоторов требует соблюдение специальных правил при разработке. Чтобы обеспечить беспроблемную работу машины, запчасти для движка стоит покупать с заводской маркировкой. Ученые для экспериментов с магнитным полем нередко делают свои собственные моторчики. Но они отличаются небольшой тягой и для производственных нужд не годятся.
Как выбрать мотор
Чтобы правильно подобрать надежный электродвигатель с постоянными магнитами, следует руководствоваться такими нормами:
- Обратить внимание на мощность. Если появляется сильная нагрузка, превосходящая тягу, моторчик перегревается. Также искривляется вал или появляются трещины.
- Наличие охлаждения. Это тоже важный фактор. При постоянной работе под солнечными лучами, нужно предусмотреть, чтобы установка нормально функционировала под сильнейшими нагрузками.
- Осмотреть корпус и посмотреть на год выпуска. Это главные моменты, на которые стоит акцентировать свой взор при выборе б/у агрегата.
- Корпус тоже нужно осмотреть на предмет того, чтобы он подходил для внутренней части.
Кроме того, вся информация о функционировании моторчика находится на пластине корпуса. При выборе не лишним будет их изучить.
Более подробно о сфере применения
Моторы с постоянными магнитами обычно применяют в той области, где требуется стабильная работа. Эти агрегаты можно использовать в следующих сферах:
- Создание химических волокон при помощи прядильных насосов или ведущих роликов;
- В обработке текстуры – вытяжные прядильные диски;
- На моторчиках столов прокатных станов;
- На транспортных системах – ленты разных транспортеров;
- В стекольной индустрии – транспортировочные ленты конвейера;
- В автомобиле- или авиастроении.
Но еще не полный перечень отраслей, где может применяться агрегат.
Где купить
Приобрести электродвижок на активных магнитах можно несколькими способами. Главное, следовать правилам выбора, чтобы не попасть на некачественный продукт. Во-первых, можно найти такой движок на вторичном рынке. Это может быть дешево, но следует проверить работоспособность и целостность деталей, иначе машинка может очень быстро выйти из строя. Во-вторых, купить аппарат можно и в любом специализированном магазине в любом городе. Тут следует проконсультироваться со специалистами или продавцами на предмет того, для чего подбирается моторчик. В-третьих, эти движки предлагаются на специализированных интернет-аукционах и торговых онлайн-площадках. Здесь стоит обладать колоссальным опытом, ведь подсказать практически мало кто сможет. Разве что обратиться к экспертам.
Важность профилактики и ремонта
Электромоторы с возбуждением от активных магнитов выходят из строя не от износа, а от неправильного использования обслуживающим персоналом. Часто люди не делают профилактику или не производят текущий ремонт, чтобы предотвратить поломки. Обычно не вовремя меняют подшипники или устаревает материал, а вал затирается сальниками электроагрегата. Это обычно приводит к перегреву, неполадкам щеточных механизмов и ухудшения настроек магнитной системы. При капитальном ремонте движков постоянного тока с активными магнитами делают следующие операции:
- Агрегат разбирают и промывают все механические детали;
- Меняют подшипники и электрощетки;
- Меняют обматывания якоря или магнитную систему;
- Производится пропитка и просушка;
- Ремонтируется коллекторно-щеточный узел агрегата;
- Собирается сам движок с последующим его испытанием на предмет работоспособности.
Но в домашних условиях починить установку не получится, ведь для этого необходимо специальное оборудование, знания, навыки и опыт.
Отличия от моторов переменного тока на постоянных магнитах
Оба типа агрегата имеют характерные конструктивные признаки, которые и стали критериями, отличающихся друг от друга. К примеру, на движках с переменным током магниты находятся на якоре, а у постоянного активные магниты расположились на индукторе. С переменным током агрегаты бывают одно- или трехфазными, и больше всего среди них пользуются моторы с асинхронной схемой за счет надежности, долговечности и повышенному эксплуатационному ресурсу. У «постоянников» можно корректировать скоростные показатели оборотов выходного вала в зависимости от воздействующего электронапряжения. Эти движки часто применяют в станках, режущих металл или для того, чтобы оснастить электромобиль. Шаговый тип таких электродвижков нашел применение в научно-производственной деятельности. Получается, что электрический двигатель на постоянных магнитах – это синхронный мотор, обладающий индуктором, который наделен постоянными магнитами. От асинхронного движка он отличается конструкцией ротора. Эти движки значительно упрощают работу приводных систем, ведь тогда не будет нужды в ограничениях скорости. Установки специально сделали для работы с частотными преобразователями. https://youtu.be/JK_cekjYI9g