В нашей статье мы подробно рассмотрим технические спецификации и особенности использования электрических моторов для лодок. Узнаем, как лучше устанавливать электрический двигатель на корпус судна, а также выясним, какой аккумулятор нужно подобрать к двигателю для его оптимальной работы.Электродвигатели для водных транспортных средств — хороший вариант для тех, кто ищет безопасное, экологичное устройство с довольно неплохим коэффициентом полезного действия. На современном рынке оборудования для лодок, катеров и прочих средств передвижения по воде электрические моторы составляют большую конкуренцию классическим мощным устройствам — двигателям на бензине или дизельном топливе. И, несмотря на ворчание и споры многих обладателей катеров о слабой тяге и малой мощности электромоторов, мы докажем, что эти устройства по праву заслужили популярность и заняли свою нишу на рынке. Мы также поможем вам выбрать не только электромотор на 12 вольт, но оптимальный аккумулятор для него.
Особенности применения электродвигателя
Начнем с того, что у каждого устройства своя сфера использования: в одном случае оптимальным решением будет ставить на лодку бензиновый мотор, а в другом — его электрический аналог. Это как поход в лес: для легких и тонких работ пригодится ножик (например, собирать грибы), а для силового труда лучше использовать топор (колоть дрова и т.д.). Поэтому нельзя сказать, что какое-то изделие лучше другого. С моторами работает тот же принцип. И главным преимуществом электрических приводов является их экологичность и практически полная бесшумность. И пусть их мощность не сравнима с собратьями, работающими на жидком топливе, зато в тишине рыбак никогда не спугнет рыбу, а охотник используя плавательное средство на низкой скорости беззвучно подплывает к месту, где в камышах засели утки. В качестве альтернативы и примирения многие владельцы водных транспортных средств ставят на катер сразу 2 мотора: электрический и бензиновый (дизельный), решая вопросы быстроходности, скорости, мощности и, при надобности, бесшумности.Впрочем, давайте отступим от лирики и рассмотрим технические спецификации устройств (мощность, скорость, особенности конструкции), ведь наша задача — найти оптимальную и универсальную модель электрического привода.
Для каких задач пригодится лодочный электродвигатель на 12В ?
В переводе с английского название устройства — trolling motor, из-за чего можно предположить, что модели электрических приводов изначально разрабатывались для рыбаков, чтобы они могли плыть на лодке и использовать бесшумность для ловли рыбешек троллинговым методом. Но пригодятся такие модели не только для любителей рыбалки “на дорожку”, но и для всех обладателей спиннинга. Так, используя электродвигатель можно довольно качественно организовывать ловлю в маленьких заливах, неспешно плывя на лодке вдоль уреза (и выключать электромотор из-за его бесшумности не придется). В то же время устройства можно использовать при рыбалке в отвес, когда дует ветерок, а необходимости стоять на якоре нет. А также использовать при прохождении заболоченных, или поросших камышом участках, когда гребля с веслами довольно затруднительна.Так что электромотор обязательно пригодится рыбакам на спокойной водной глади небольших озер или рек, где нет ярко выраженного течения. Использовать устройство на 12В можно и в качестве добавочного, хотя и одной модели электромотора вполне хватит для перемещения водного транспортного средства с массой до 1 тонны. Кроме того, намного лучше использовать электрический привод, чем собственными руками грести веслами, изнуряя себя до или после рыбалки.
“Плюсы” и “минусы” электрических моторов
Выделим основные преимущества изделий. Среди них:
двигатель обладает малым весом и габаритами. Даже самые высокомощные электромоторы имеют массу не более 9-10 килограмм;
изделия практически полностью беззвучны, что позволяет перемещаться на лодке, без опаски распугать рыбу, птиц;
оперативный запуск;
хорошие показатели маневренности лодки и легкость управления транспортным средством;
на небольших катерах появляется возможность проходить мелководье;
водоросли практически не наматываются на винт двигателя;
доступная цена набора “мотор-аккумулятор” (особенно в сравнении с аналогами, работающими на жидком топливе);
невысокие затраты на эксплуатацию;
“зимовка” устройства (другими словами — консервация) не обязательна;
удобная транспортировка (связка “двигатель-АКБ” практически не занимает места в багажнике автомобиля).
“Минусы” у таких электродвигателей также есть, но их не так много. Выделим самые распространенные для всех видов электромоторов:
небольшой запас хода. В реальном использовании одного заряда аккумуляторной батареи достаточно на пару дней рыбалки;
низкая скорость перемещения водного транспортного средства. В среднем, не стоит рассчитывать, что плавательное средство будет двигаться быстрее 8-9 километров в час;
малая мощность создает сложность движения на водоемах с сильным течением, а также в условиях очень ветреной погоды.
Рассмотренные нами “минусы” электрических моделей стоит учитывать, если планируется использовать электрический двигатель в качестве основного устройства, смонтированного на катер. Если он будет использован в качестве дополнительного, то перечисленные недостатки нивелируются.
Конструкция
Ни для кого не является секретом, что модели электродвигателей имеют долгий срок эксплуатации и очень надежны в повседневной работе. Происходит это вследствие того, что у них довольно простая конструкция в которой отсутствуют элементы, быстро выходящие из строя.Наверху у изделий расположен управляющий блок (с его помощью можно изменять скорость движений винта, запускать реверс и т.д.). Нередко в конструкции румпеля используется ручка телескопического типа, поэтому каждый человек может максимально комфортно настроить ее длину для себя.Внизу установлен сам мотор, на вал которого монтируется винт. Среди компонентов, подвергающихся износу, можно выделить только щеточки на моторе, которые, при случае, всегда можно поменять на новые.Управляющий блок соединен с электромотором с помощью специальной “штанги”, изготовленной из антикоррозийных композиционных материалов. “Штанга” хорошо пружинит, минимизирую аварийные ситуации, когда катер на скорости наезжает на какие-либо препятствия.Нельзя не упомянуть и об еще одной конструкционной особенности двигателей, а именно: в большинстве моделей винт очень просто установить на определённую глубину, используя пружинистые свойства штанги. Из-за такого удобного решения катер может спокойно проходить на скорости сложные участки (например, мелководье или водную гладь, поросшую водорослями, тиной, травой).
Пара слов об особенностях гребного винта
Зачастую, производители заявляют, что используемые ими в конструкции моделей электродвигателя 2-лопастные винты абсолютно не наматывают на себя водоросли или траву. В реальности же ситуация не такая идеальная, но к чести ряда известных на рынке компаний можно заявить, что электродвигатели “собирают” траву в разы меньше, чем аналоги, функционирующие на жидком топливе.
О системе управления
Существует 2 типа управления электродвигателем, разительно отличающиеся друг от друга:
ручная;
с помощью ног.
Ручная система управления практически идентична той, которая используется на бензиновых двигателях: то есть поворот осуществляется при смене направлений румпеля, а перемещение ручки “газа” позволяет ускорить или притормозить катер, переключить скорость. Необходимо отметить, что в моделях, использующих вариаторное управление, переключение с одной скорости на другую происходит легко, без каких-либо щелчков. В отличие от топливных аналогов двигатель не нуждается в заводе, так как почти постоянно готов к работе.Ножное управление тоже не назовешь сложным или непонятным, но оно имеет свои особенности, все режимы (газ, тормоз, смена скоростей) управляются при помощи педалей. Те, кто активно занимаются рыбной ловлей при помощи спиннинга несомненно одобрят такой тип управления, оставляющий обе руки свободными.
Вопросы монтажа электродвигателя
Как правило, процесс установки мотора на лодку не является трудно выполнимым. Из-за простоты монтажа, устройства можно встретить повсеместно: на катерах или очень простых и недорогих резиновых лодках (в последнем случае необходимо докупить дополнительное оборудование — транец навесного типа). Если на борту уже установлен бензиновый (или дизельный) двигатель, то электрический рекомендуется монтировать параллельно ему, а в случае нехватки места перенести на нос плавательного средства (на рынке есть ряд моделей, изначально предназначенных для крепежа на носу лодки).
Определяемся с мощностью мотора
Если вы не знали, то для определения силовой характеристики лодочного электромотора используются не хорошо знакомые “лошадиные силы”, а тяговое усилие, которое может развивать электродвигатель. Как правило, для обозначения “тяги” используются фунты (причем не только у компаний-производителей из США). Определить тягу в конкретном моторе можно очень просто — достаточно лишь привязать к фалу плавательного средства самые простые весы (например, безмен), а их в свою очередь, закрепить на монолитной опоре. После этого включайте двигатель на всю мощность и вес, показываемый безменом, будет свидетельствовать о максимальной “тяге”, которую имеет электродвигатель.Впрочем, производители могут пойти и более интересным способом, прописав в технических спецификациях двигателя только поддерживаемый им вес плавательного средства. Выяснить, подходит ли вам такой электродвигатель довольно просто: нужно сложить массу лодки, перевозимого в ней груза, мотора, аккумуляторной батареи и людей, которые будут в ней находится. Если полученный показатель находится в допустимых пределах, можно устанавливать электродвигатель и отправляться на рыбалку. Правда, бывалые рыбаки советуют приобретать двигатели с избытком мощности, потому что ситуации на воде могут быть самыми разными, да и подсчеты массы, как правило, показывают только приблизительные результаты.
Аккумулятор — это важно!
Подбор определенного типа аккумуляторной батареи напрямую зависит от используемого в лодке двигателя. Рекомендуем выбирать именно тяговые аккумуляторы которые оптимальны для плавательных средств с небольшими габаритами. Среди ряда особенностей тяговых устройств можно выделить долгое время работы без надобности в подзарядке, а также хорошая способность аккумулятора выдерживать много циклов полного разряда.Существуют они в двух видах:
гелевый аккумулятор для лодочного электромотора;
литиевый аккумулятор для лодочного электродвигателя.
В гелевых аккумуляторах используется электролит, который находящийся в батарее в связанном виде. В моделях, зачастую, применяются пластинки разноименного вида, расположенные в отдельном отсеке, заполненном серной гелеобразной кислотой. При высоких показателях разряда такие аккумуляторы отлично справляются со своими обязанностями — дают ток нужной силы для включения электромотора, а также с легкостью выдерживают очень сильный разряд.В литиевых аккумуляторах используется встроенный датчик, защищающий все компоненты конструкции от перезаряда, что выгодно выделяет модели от аналогов гелевого типа. Фирмы-изготовители время от времени улучшают легкие литиевые батареи, делая их все более функциональными. Современные литиевые аккумуляторы имеют компактные габариты, минимальные показатели саморазряда и поддерживают быструю зарядку.Выбирать можно любой из вышеперечисленных вариантов, но учитывайте, что литиевые аккумуляторы гораздо дороже гелевых. Это в основном связано с количеством поддерживаемых циклов зарядки (300 у гелевых аккумуляторов против 600-700 у литиевых). Также отметим, что при эксплуатации оба варианта батарей можно размещать в любом положении.
Мощность мотора и показатели скорости
Лодочные электромоторы в этих аспектах существенно отличаются от аналогов на жидком топливе, так как электрические моторы помогают продвижению катера исключительно в водоизмещающем режиме. То есть если вы привыкли к глиссированию на лодке, его осуществить не получится. И дело даже не в мощности электромотора: практически все модели позволяют двигаться с максимальной скоростью 6-9 километров в час. Даже более мощные, а соответственно дорогие, двигатели не прибавят плавательному средству впечатляющих показателей, увеличив скорость лодки максимум на пару километров в час. Но, как мы помним, у каждого устройства свое предназначение и гонки на воде в перечень сильных сторон электродвигателей не входят.В завершении отметим, что используя все наши советы и подсказки вы с легкостью подберете на лодку качественную модель электрического привода с хорошими показателями скорости, мощности и маневренности. https://www.youtube.com/watch?v=vEJrbum2Zy8