Лодочный электромотор — преимущества, особенности выбора и эксплуатации

Электромоторы заняли прочную нишу в сфере судостроения. Имея впечатляющие характеристики, они превосходят устаревшие бензиновые аналоги. Несмотря на это, многие рыбаки и владельцы плавсредств остаются верными старым движкам на жидком топливе. Мы расскажем, почему стоит выбрать электродвигатель. Если раньше передвигаться на лодке без вёсел было невозможно, то в век автоматизации ручной труд стали заменять различные механизмы. Сначала появились паровые двигатели, а затем бензиновые - настоящий прорыв в технике. Сочетая компактность и высокий КПД, они позволили перейти от громоздких котлов к сравнительно небольшим размерам, а дальнейший прогресс только улучшил эти их качества. В результате моторами стали оснащать не только большие суда, но и маленькие бамперные лодки, включая надувные. Впрочем, сегодня бензиновые и дизельные двигатели постепенно теряют актуальность, поскольку их заменяют электромоторы и аккумуляторные модели. Тишина, манёвренность, отсутствие выхлопа, загрязняющего окружение - все эти преимущества обеспечили лодочным электродвигателям весьма высокую популярность среди рыбаков. И даже несмотря на некоторые ограничения по мощности, такие моторы широко ценятся, сподвигая бывалых рыбаков искать альтернативу бензиновым вариантам. В этой статье мы расскажем, что собой представляет лодочный электрической мотор, разберём его конструкцию, преимущества и недостатки, а также дадим советы по выбору в зависимости от ваших нужд.

Лодочный электромотор - что это такое?

Лодочный электромотор состоит из двух основных частей:
  • несущая - к ней относится корпус, штанга и транцевая струбцина. Последняя несёт на себе винт и специальный телескопический румпель, через который занимаются регулировкой угла наклона. Это необходимо для погружения мотора в воду на заданную глубину, что позволяет одинаково эффективно применять двигатель в разных условиях эксплуатации. Иногда они устанавливаются на нос лодки, чтобы увеличить эффективность;
  • функциональная - к ней относится вся силовая начинка. Помимо него в функциональном блоке находится реверс вращения, проводка для подключения батареи питания, а также блок управления, позволяющий выбрать тягу, скорость, передний или задний ход.
В отличие от бензиновых моделей, навесной электродвигатель требует питание батареями или аккумуляторами, которые продаются отдельно. Их мощность напрямую зависит от силы мотора, типа и размера судна. Например, для надувной лодки стандартного размера вам потребуются аккумуляторы мощностью от 12 до 36 вольт - этого хватит для комфортного передвижения по озеру. Двигатели чаще всего выпускаются с двухлопастными винтами, однако это зависит от производителя и его спецификаций. Однако именно две лопасти считаются наиболее оптимальным выбором, поскольку они практически не цепляют или водоросли, а в случае загрязнения быстро очищаются вручную. На мощность влияет и глубина погружения винта. Чем он ниже, тем он мощнее, однако стоит учитывать параметры водоёма. Например, на мелководье существует риск повредить винт о дно.

Плюсы и минусы

Вопрос о преимуществах электромоторов стоит весьма остро. Несмотря на их большое распространение, многие бывалые рыбаки отказываются переходить с уже привычных бензиновых моделей. Поэтому стоит учитывать плюсы таких моделей:
  • простота и лёгкость эксплуатации. Ухаживать за электромотором довольно легко - он не требует смазки и хранится при низких температурах без специальной подготовки;
  • стоимость. Экономическая проблема бензиновых двигателей состоит в постоянных затратах на топливо, которое некоторые модели весьма активно потребляют. Электромоторы, даже с учётом отдельной покупки аккумулятора, в целом гораздо дешевле как в комплекте, так и по отдельности;
  • отсутствие шума. Весьма важный для рыбаков параметр - благодаря работе от электричества, мотор работает практически бесшумно. Не создаёт волн и не пугает рыбу, не раздражает пассажиров и практически незаметен даже в самых мелких водоёмах;
  • управление. Править задним и носовым электромотором куда легче, чем бензиновым - он чутко отвечает на изменение положения, запускается за секунду и быстро переключает передачи. В спокойном водоёме легко заменит якорь благодаря габаритам;
  • компактные размеры. Вес самых больших подвесных электромоторов редко превышает 10 килограмм. Габариты позволяют перевозить их даже в багажнике машины без особых проблем.
Нельзя не отметить и экологичность такого агрегата - он не выделяет вредных веществ при эксплуатации. Стоит отметить, что на некоторых водоёмах именно поэтому и запрещены бензиновые и дизельные моторы. Однако, даже несмотря на свои преимущества, электродвигатели имеют определённые ограничения. Из недостатков стоит выделить:
  • необходимость тягового аккумулятора. Для лодочных электродвигателей требуется совершенно иной тип батареи, нежели, для автомобилей - они нуждаются в постоянном напряжении, чтобы бесколлекторный двигатель постоянного тока продолжал работать. Это приводит к необходимости искать и докупать подходящий варианты;
  • размеры и вес батареи. В зависимости от размеров судна, габариты батареи аккумулятором для её движения могут составлять до 30 килограмм;
  • зависимость от погоды. Конечно, конструкций мотора защищена от повышенной влажности, но слишком большие волны и холодный ветер могут значительно снизить её эффективность или вовсе повредить.
Также стоит отметить сравнительно небольшое время непрерывной работы аккумулятора - в среднем оно не превышает двух часов, за которые удастся пройти около 12 километров. Конечно, всегда можно взять дополнительную батарею, но она утяжелит судно, особенно если это небольшая надувная лодка.

На что ориентироваться при выборе

При покупке правильного электромотора для резиновой лодки нельзя взять первую попавшуюся модель. Необходимо учитывать как ряд параметров вашего плавсредства, так и характеристики самого двигателя, чтобы они соответствовали и наиболее эффективно сочетались. В противном случае вы либо переплатите, либо подберёте подходящий вариант, который будет работать с большим трудом. К счастью, при продаже бренды предлагают достаточно информации, чтобы составить рейтинг 2021 для таких устройств. Для начала нужно оценить размер и вес лодки - от этого зависит какая тяга ей подойдёт. Небольшим лодкам до 3 метров с весом в 500 килограмм, например, подойдёт тяга в 30 lbs, которую обеспечивают недорогие модели, для средних моделей до 4 метров и весом до 900 кг понадобится уже 40 lbs. А вот для крупного судна весом более тонны и длиной от 4 метров и более стоит подбирать уже самые мощные модели, превышающие 50 lbs. Имеет смысл рассчитать тягу мотора и схему установки заранее, поскольку слишком мощные на маленьких лодочках не нужны, а слабые для большого судна попросту не сгодятся. При выборе мотора также нужно учитывать длительность его работы без дополнительной подзарядки. От этого зависит, какое расстояние вы сможете пройти на одном заряде, поэтому для длительных вояжей необходимо брать более объёмные модели. Существуют следующие варианты того, на сколько хватает зарядов:
  • до 75 А/ч - обеспечивают питание вплоть до суток с 12-22 километрами прохода на разных передачах;
  • около 100 A/ч - работают до двух дней и могут пройти до 26 километров на первой передаче, что подходит для быстрого путешествия в сравнительно большом водоёме - этим славятся серии Фловер (Flover) и Хашвинг (Haswing);
  • более 100 А/ч - превосходят предыдущие два варианта, но используются довольно редко. Такая мощность для рыбалки не требуется, а огромный вес батареи (до 50-60 килограмм) значительно усложняет транспортировку.
Сопоставив плавсредство и условия, в которых вы планируете его использовать, можно подобрать лучший скоростной электромотор, который сохранит эффективность и позволит сэкономить при покупке.

Системы управления

Двигатели имеют три системы управления - ручную, педальную и дистанционную. Каждая из них имеет свои особенности и преимущества, и подходит для определённых плавсредств. Ручное управление, рулевое или румпельное - наиболее распространённый вид, который не отличается от бензиновых моделей. При помощи ручки можно переключать скорость, а также регулировать направление движения и мощность. Такое управление требует, чтобы рядом с ним всегда находится человек, но для небольших ПВХ лодок это прекрасно подходит. Одним из плюсов ручного управления также является тот факт, что гребной винт можно быстро поднять или опустить. Также в управлении помогает ШИМ регулятор, электросхема которого достаточно понятна. Педальное управление похоже на вождение автомобиля. В таком случае руки полностью свободны, а все действия осуществляются нажатием на педаль - направление, выбор передачи и, в некоторых случаях, повороты. Для спиннингистов это наиболее предпочтительный тип вождения, поскольку им необходимо контролировать как удочку, держа её в руках, так и направление движения лодки. Наиболее дорогие и современные модели ЭЛ управляются дистанционным пультом из любой части судна. Также они бывают оснащены GPS, позволяя отслеживать положение лодки через спутник. Впрочем, этот вариант лучше всего работает для большого судна, на котором установлен электронный якорь, поскольку на маленьких лодках это будет попросту лишним.

Как стоит использовать электромоторы

Работоспособность электромотора напрямую зависит от правильной эксплуатации и ухода за ним. Не стоит резко переключать скорость - необходимо менять передачу мягко, не перескакивая с первой на пятую одним рывком. Дело в том, что такие действия наносят вред всему механизму мотора - двигатель начинает экстренно наращивать тягу, а перепад в напряжении повреждает тяговые аккумуляторы.  Управление также весьма важно - чем лучше лодка слушается, тем меньше шансов на возникновение аварийной ситуации на воде. Чтобы управлять судном было проще, распределите вес по всей палубе, а основные тяжести старайтесь складировать посередине. Очень важно следить за глубиной погружения винта, особенно в незнакомом водоёме. Большинство поломок электродвигателей происходят из-за удара винтом о дно, поэтому на мелководье или в большом скоплении мусора придётся его тщательно регулировать. Отметим также необходимость регулярно чистить винт от попадающего мусора, в основном ила и водорослей. Наибольшей опасностью могут стать браконьерские сети - прочный и устойчивые к натяжению, они могут полностью обездвижить винт и повредить систему. Также следует проверять воздействие морской воды - её химический и минеральный состав может оказывать более разрушительное воздействие на винт, нежели пресный водоём. Проводите регулярное техническое обслуживание движка даже если вы его не используете. Меняйте щётки, смазывайте и прослушивайте его как минимум раз в сезон. А в случае поломки немедленно обратитесь к специалистам.

Итоги

Подводя итоги, можно сказать, что электромоторы для лодок - достойная альтернатива бензиновым вариантам. Несмотря на ряд технических ограничений, они предлагают достаточно много преимуществ и удобств. Во многом их эффективность зависит от правильного выбора модели под конкретное плавсредство, а также условий эксплуатации. Из главных преимуществ электромоторов стоит отметить их экологическую чистоту, которая позволяет рыбачить во всех типах водоёмов, а также тишину. Последнее прекрасно сочетается с отдыхом или ловлей пугливой рыбы, которую может напугать шум бензинового движка. Отметим, что с каждой новой моделью ограничения электромоторов становятся всё менее и менее значимыми, и с развитием технологий они полностью заменят аналоги по всем параметрам, от цены до эффективности. https://youtu.be/lMnNnrGxFkw
Оцените статью
bor-obyav.ru